|
Программа по математике для 10 (профильного) класса пояснительная записка РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ
для 10 (профильного) класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике и примерной программы среднего (полного) общего образования профильного уровня; учебников: «Алгебра и начала анализа». 11 класс в 2 ч., Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/А.Г. Мордкович, П.В. Семенов.-4-е изд., доп.-М.: Мнемозина, 2009; «Геометрия,10-11» учебник для общеобразоват. учреждений/Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.-13-е изд.-М.: Просвещение,2008.
Для преподавания математики профильного уровня общеобразовательных школ необходимо определить:
-содержание инвариотивной (обязательной) и вариативной части курса математики;
-подход в структурировании учебного материала;
-пути формирования знаний, умений, способов деятельности и развития учащихся;
-формы и методы подачи и контроля учебного материала;
-результаты обучения.
Все это направлено на социализацию старшеклассников. Данная программа позволяет с учетом индивидуальных склонностей, потребностей учащихся ориентировать их на подготовку к последующему профессиональному образованию, связанному с дальнейшим применением знаний, полученных при изучении математики профильного уровня.
В профильном курсе содержание образования определяет следующие задачи:
-систематизировать сведения о числе, формируя представления о числовых множествах от натуральных до комплексных;
-развивать и совершенствовать технику алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;
-систематизировать и расширять сведения о функциях; совершенствуя графические умения;
-знакомить с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;
-расширять систему сведений о свойствах плоских фигур, систематически изучать свойства пространственных тел; развивать представления о геометрических измерениях;
- развивать представления о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;
-совершенствовать математическое развитие до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а так же использовать их в нестандартных ситуациях;
-формировать способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
-углублять знания об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и в обществе.
Изучение математики на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
-формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
-овладение языком математики в устной и письменной форме; математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
-развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
-воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и примерной программе среднего (полного) общего образования на профильном уровне для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 204 часов из расчета 6 часов в неделю. В рабочий программе предусмотрен резерв свободного времени в объеме 21 часов для повторения и систематизации учебного материала.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
При изучении математики на профильном уровне в старший школы учащиеся приобретают и усовершенствуют опыт:
-проведения доказательных рассуждений логического обоснования выводов;
- использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-решения задач из различных разделов;
-поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности;
-планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения алгоритмов по заданному плану, самостоятельное составление алгоритмических предписаний на математическом материале;
-составления формул на основе обобщения;
-выполнения расчетов практического характера;
-построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни;
- проверки и оценки результатов работы, сопоставления их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
-самостоятельной работой с источником информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
Первый год работы по программе определяется прочным закреплением и развитием у школьников интереса к математике, обучением точной, экономной и информативной речи на основе символической и графической культуры общения. Возрастает роль теоретических обоснований изучаемого материала на основе системности и обобщения. Это позволяет сформировать у школьников математический стиль мышления, развивая умения анализировать и систематизировать, действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. Значительное место уделяется решению практических задач, отвечающих требованиям сдачи экзамена уровня «В» и «С» в формате ЕГЭ. Полученные знания необходимы при поступлении в ВУЗы, где математика является профилирующим предметом или инструментарием для дальнейшего изучения информатики, физики.
Для расширения понятия действительного числа предлагается изучить раздел математики «Комплексные числа» (10 ч) в том объеме, который представлен в примерной программе в десятом классе, так как этот раздел является важным содержанием системы непрерывного математического образования. Изучение алгебры и начала анализа в 10-ом классе начинается с темы «Действительные числа» (14 ч.), что позволяет повторить, углубить и расширить представление учащихся о действительных числах, изучаемые ими в курсе алгебры 7-9 классов. При изучении этой темы предлагается подробнее остановиться на дедуктивных и индуктивных методах рассуждений в математике, особое внимание, уделяя методу математической индукции, который не изучается школьниками на базисном уровне. На изучении темы «Тригонометрия» в10-ом классе отводится 31 час, из них один час а счет резервного времени. Математическая линия «Уравнения и неравенства» (70 часов) в 10-ом классе изучается 20 часов. Отдельным разделом в программе предлагается расширить и систематизировать знания школьников по теме «Функция» (20 ч), так как сложные процессы в природе и обществе можно описать с помощью математического аппарата (функциональной зависимостью). Предлагается в 10-ом классе рассмотреть учебный материал: «Числовые функции» (8 ч), «Преобразование графиков» (5 ч), «Тригонометрические функции» (6 ч). В 11-ом классе продолжается изучение данного раздела при построении графиков и исследовании степенной, показательной и логарифмической функций (12 ч,2 часа за счет резервного времени). Это позволит обучающимся широко использовать свойства и графики функций при решении уравнений и неравенств графическим методом, изображать на координатной плоскости множество решений уравнений, неравенств и системы с двумя переменными. В десятом классе изучается курс «Элементы комбинаторики» (10ч) из раздела «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности» (20ч) примерной программы изучения математики на профильном уровне. В одиннадцатом классе продолжается изучение раздела по теме «Элементы теории вероятностей и математической статистики». Этот раздел является одним из основных разделов содержания системы непрерывного математического образования и позволяет в дальнейшем использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, то есть в анализе информации статистического характера. На изучение этой темы предлагается (12 ч.), 4 часа за счёт резервного времени для усиления практической деятельности.
Раздел «Начала математического анализа» в 10-ом 11-ом классах изучается в течение 42 часов вместо 30 часов примерной программы изучения математики за курс 10-11 классов (взято из резерва 12 часов), что позволит увидеть школьникам аппарат математического анализа системно, вести исследование функций более последовательно. Это поможет выпускнику профильного класса в решении ни только геометрических и физических задач, но и экономических, прикладных.
При организации учебного процесса по геометрии (57 ч) необходимо начать изучение учебного материала с повторения основных высказываний и теорем планиметрии, систематизации знаний и умений при решении задач на плоскости. В то же время при подаче учебного материала по теме «Геометрия на плоскости» (11 ч.) особое внимание уделяется решению задач с помощью геометрических преобразований и геометрических мест точек. Темы: «Прямые и плоскости в пространстве» (33ч.), «Многогранники» (13ч.) изучаются в 10 классе.
Основной целью изучения курса геометрии в 10 классе является:
-систематическое и последовательное изучение свойств геометрических тел в пространстве для приобретения знаний и практических умений;
-развитие пространственных представлений, воображения и интуиции при формировании языка описания объектов окружающего мира;
-освоение способов вычисления практически важных геометрических величин;
-развитие логического мышления и формирование понятия «доказательства»;
-развитие умения логически обосновывать суждения;
- проводить несложные систематизации;
-использовать различные языки математики (словесный , символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
Курсу присущ систематизирующий и обобщающий характер изложений, направленных на закрепление и развитие умений и навыков, полученных в 7 – 9 общеобразовательных классах по планиметрии. При изучении курса на всех этапах учебного процесса, наряду с абстрактностью изучаемого материала, широко привлекается наглядность.
Значительное место в учебном процессе при изучении математики отводится самостоятельной математической деятельности учащихся, развивая умение мотивированно организовывать познавательную деятельность. Наряду с репродуктивными и объяснительно-иллюстративными методами необходимо в десятом классе учить учащихся работать с книгой, исследовать зависимости, делать обобщения и применять их в новых ситуациях, разъяснять взаимосвязь идей и понятий, приобщать учащихся к оперативному решению учебных и творческих задач. То есть использовать на уроках методы и приемы проблемного обучения. Изучение теоретического материала ведется через «классическое лекционное» обучение, обучение с помощью учебной книги с применением «системы консультант». Качество усвоения учебного материала проверяется вводным, текущим и итоговым контролем. Осуществляется через следующие формы: внешний, взаимный контроль и самоконтроль.
Результаты обучения.
Результаты обучения предоставлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения. Эти требования структурированы по трем компонентам «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни».
Требования к уровню подготовки десятиклассников по геометрии.
В результате изучения ученик должен
знать:
-возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
-универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
понимать:
-роль аксиоматики в математике;
-возможность построения математических теорий на аксиоматической основе;
-применять знания аксиоматики для других областей науки и для практики.
Требования к уровню подготовки выпускников по алгебре и началам анализа.
В результате изучения обучающийся ученик должен
знать:
-значение математической науки при решении решения задач;
-применение математических методов к анализу и исследованию процессов, изучаемых в смежных дисциплинах;
-идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач;
понимать:
-значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения реальных моделей и ситуаций;
-универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в смежных дисциплинах и в различных областях человеческой деятельности;
-вероятный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира;
-различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике и на практике.
Изучение нового материала ведется с опорой на ранее изученный теоретический и практический учебный материал, обеспечивая поэтапное раскрытие тем с последующей практической реализацией, закрепление ЗУН. Подача учебного материала и его закрепление ведется через систему уроков, включающих обобщающие уроки, практикумы и семинары. Содержание программы по алгебре и началам анализа 10 класс.
Тема 1: «Числовые и буквенные выражения»(24/2).
Основная цель: - обобщить и систематизировать знания учащихся о действительных числах, ввести понятие комплексного числа.
1.1Действительные числа (14/1)
Делимость целых чисел. Признаки делимости натуральных чисел, простые и составные числа. Деление с остатком. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное нескольких натуральных чисел. Основная теорема арифметики.
Рациональные числа. Иррациональные числа. Множество действительных чисел (действительные числа, числовая прямая, числовые неравенства; числовые промежутки).
Модуль действительного числа.
Решение задач с целочисленными неизвестными. С.Р. №1 «Делимость целых чисел»
С.Р. №2 «Деление с остатком»
С.Р. №3 «Рациональные и иррациональные числа»
С.Р. №4 «Модуль действительного числа»
С.Р. №5 «Решение задач с целочисленными неизвестными»
Контрольная работа по теме «Действительные числа». 1.2 Комплексные числа(10/1).Комплексные числа. Геометрическая интерпретация комплексных чисел (координатная плоскость). Действительная и мнимая часть, модуль и аргумент комплексного числа. Алгебраическая и тригонометрическая форма записи комплексного числа. Арифметические действия над комплексными числами в разных формах записи. Комплексно сопряженные числа. Комплексные числа и квадратные уравнения. Возведение комплексного числа в натуральную степень. (формула Муавра). Извлечение кубического корня из комплексного числа.С.Р. №6 «Геометрическая интерпретация комплексного числа» С.Р. №7 «Перевод одной формы записи комплексного числа в другую» С.Р. №8 «Арифметические действия над комплексными числами в алгебраической форме» С.р.№9«Арифметические действия над комплексными числами в тригонометрической форме». Контрольная работа по теме «Комплексные числа». Материал, выделенный курсивом, не включен в примерную программу. Требования к уровню подготовки десятиклассников:В результате изучения ученик должен: знать/понимать: свойства делимости целых чисел;
признаки делимости на натуральное число;
теорему о делении с остатком; основную теорему арифметики натуральных чисел;
определение модуля действительного числа;
определение комплексного числа, формулы алгебраической тригонометрической записи комплексных чисел; формулы тригонометрических действий над комплексными числами;
использование свойств, признаков и теорем для углубления и расширения представлений у учащихся о действительных числах;
применение определения модуля, как расстояния, при выполнении практических заданий;
идеи расширения числовых множеств понятием «комплексного числа» как способа построения нового математического аппарата для решения квадратных уравнений и внутренних задач математики.
уметь: пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;
применять определение и геометрическое представление модуля при решении уравнений и неравенств;
применять метод математической индукции при доказательстве неравенств;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения и самостоятельного составления алгебраических предписаний на математическом материале;
использования математических формул: определения модуля, алгебраического и тригонометрического представления комплексного числа на основе доказательных рассуждений, логически обоснованных выводов; различение доказательных и недоказательных утверждений;
самостоятельной работы с источниками информации, интегрирования её в личный опыт.
Тема 2 «Функция» (20ч./1к.р.).Основная цель: расширить и систематизировать знания учащихся о функции, научить применять полученные знания при исследовании функции и построении графиков; отработать алгоритм построения графиков с помощью их преобразований; изучить свойства тригонометрических функций; научить строить графики; применять полученные знания при решении уравнений и неравенств. 2.1 Числовые функции. (8/0).Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функции, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, чётность и нечётность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значение, точки экстремума (локального максимума и минимума). Примеры функциональной зависимости в реальных процессах и явлениях. Сложная функция (композиция функций). Взаимно обратные функции. 2.2 Преобразование графиков. (5 /0).Параллельный перенос графиков, симметрия относительно осей координат, симметрия относительно прямой y=x. Растяжение и сжатие вдоль осей координат. 2.3 Тригонометрические функции (6/0 к.р.).Тригонометрические функции числового и углового аргумента, их свойства и графики. Свойства функций: монотонность, чётность и нечётность, периодичность (основной период), ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значение, точки экстремума. С.р. №10 «Построение графиков кусочной и дробно-рациональной функции»
С.р. №11 «Чётность и нечётность, периодичность и ограниченность функций. Исследование функции по графику»
С.р. №12 «Взаимообратные функции»
С.р. №13 «Параллельный перенос графиков функций»
С.р. №14 «Симметрия графиков относительно осей координат»
С.р. №15 «Симметрия графиков относительно прямой, выраженной формулой у =х»
С.р. №16 «Растяжение и сжатие вдоль осей координатной плоскости»
С.р. №17 « Свойства тригонометрических функций»
С.р. №18 «Графики тригонометрических функций. Решение тригонометрических уравнений и неравенств графическим методом»
С.р. №19 «Свойства и графики обратных тригонометрических функций»
С.р. №20 «Преобразование выражений, содержащие тригонометрические функции»
Контрольная работа по теме «Функция». Учебный материал, выделенный курсивом, не включён в примерную программу. Требования к уровню подготовки десятиклассников:В результате изучения ученик должен: знать/понимать определение функции и способы ее заданий;
определение и свойств функции;
алгоритм исследования функции;
алгоритм построения графиков функций с помощью преобразований;
определение обратной функции и теорем, связанных с монотонностью;
свойства и график тригонометрических функций и обратных к ним;
использование определений, свойств и алгоритмов при исследовании и построении графиков функций;
возможности графического представления как средства описания моделей реальных процессов и ситуаций.
уметь:определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; строить графики изученных функций, выполняя преобразование графиков; описывать по графику и по формуле поведение и свойства функции; решать уравнения и неравенства, используя свойства функций и их графическое представление; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: планирования и осуществления алгоритмической деятельности при построении графиков функций;
самостоятельного составления формул функциональной зависимости при описании реальных ситуаций, прикладных физических задач;
проверки и оценки результатов графического представления своей работы, соотношения их с поставленной задачей;
самостоятельной работы с дополнительной литературой, интернет ресурсами, общения и систематизации полученных знаний;
проведения логического обоснования рассуждений, аргументированных и эмоциональных убедительных суждений;
соотнесения своего мнения с мнениями одноклассников.
|
|
|