Главная страница

Программа по математике для 10 (профильного) класса пояснительная записка



НазваниеПрограмма по математике для 10 (профильного) класса пояснительная записка
страница1/11
Дата05.04.2016
Размер2.27 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ

для 10 (профильного) класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике и примерной программы среднего (полного) общего образования профильного уровня; учебников: «Алгебра и начала анализа». 11 класс в 2 ч., Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/А.Г. Мордкович, П.В. Семенов.-4-е изд., доп.-М.: Мнемозина, 2009; «Геометрия,10-11» учебник для общеобразоват. учреждений/Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.-13-е изд.-М.: Просвещение,2008.

Для преподавания математики профильного уровня общеобразовательных школ необходимо определить:

-содержание инвариотивной (обязательной) и вариативной части курса математики;

-подход в структурировании учебного материала;

-пути формирования знаний, умений, способов деятельности и развития учащихся;

-формы и методы подачи и контроля учебного материала;

-результаты обучения.

Все это направлено на социализацию старшеклассников. Данная программа позволяет с учетом индивидуальных склонностей, потребностей учащихся ориентировать их на подготовку к последующему профессиональному образованию, связанному с дальнейшим применением знаний, полученных при изучении математики профильного уровня.

В профильном курсе содержание образования определяет следующие задачи:

-систематизировать сведения о числе, формируя представления о числовых множествах от натуральных до комплексных;

-развивать и совершенствовать технику алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;

-систематизировать и расширять сведения о функциях; совершенствуя графические умения;

-знакомить с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;

-расширять систему сведений о свойствах плоских фигур, систематически изучать свойства пространственных тел; развивать представления о геометрических измерениях;

- развивать представления о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;

-совершенствовать математическое развитие до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а так же использовать их в нестандартных ситуациях;

-формировать способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

-углублять знания об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и в обществе.

Изучение математики на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

-формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;

-овладение языком математики в устной и письменной форме; математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;

-развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;

-воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Место предмета в базисном учебном плане.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и примерной программе среднего (полного) общего образования на профильном уровне для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 204 часов из расчета 6 часов в неделю. В рабочий программе предусмотрен резерв свободного времени в объеме 21 часов для повторения и систематизации учебного материала.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

При изучении математики на профильном уровне в старший школы учащиеся приобретают и усовершенствуют опыт:

-проведения доказательных рассуждений логического обоснования выводов;

- использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

-решения задач из различных разделов;

-поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности;

-планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения алгоритмов по заданному плану, самостоятельное составление алгоритмических предписаний на математическом материале;

-составления формул на основе обобщения;

-выполнения расчетов практического характера;

-построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни;

- проверки и оценки результатов работы, сопоставления их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;

-самостоятельной работой с источником информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.

Первый год работы по программе определяется прочным закреплением и развитием у школьников интереса к математике, обучением точной, экономной и информативной речи на основе символической и графической культуры общения. Возрастает роль теоретических обоснований изучаемого материала на основе системности и обобщения. Это позволяет сформировать у школьников математический стиль мышления, развивая умения анализировать и систематизировать, действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. Значительное место уделяется решению практических задач, отвечающих требованиям сдачи экзамена уровня «В» и «С» в формате ЕГЭ. Полученные знания необходимы при поступлении в ВУЗы, где математика является профилирующим предметом или инструментарием для дальнейшего изучения информатики, физики.

Для расширения понятия действительного числа предлагается изучить раздел математики «Комплексные числа» (10 ч) в том объеме, который представлен в примерной программе в десятом классе, так как этот раздел является важным содержанием системы непрерывного математического образования. Изучение алгебры и начала анализа в 10-ом классе начинается с темы «Действительные числа» (14 ч.), что позволяет повторить, углубить и расширить представление учащихся о действительных числах, изучаемые ими в курсе алгебры 7-9 классов. При изучении этой темы предлагается подробнее остановиться на дедуктивных и индуктивных методах рассуждений в математике, особое внимание, уделяя методу математической индукции, который не изучается школьниками на базисном уровне. На изучении темы «Тригонометрия» в10-ом классе отводится 31 час, из них один час а счет резервного времени. Математическая линия «Уравнения и неравенства» (70 часов) в 10-ом классе изучается 20 часов. Отдельным разделом в программе предлагается расширить и систематизировать знания школьников по теме «Функция» (20 ч), так как сложные процессы в природе и обществе можно описать с помощью математического аппарата (функциональной зависимостью). Предлагается в 10-ом классе рассмотреть учебный материал: «Числовые функции» (8 ч), «Преобразование графиков» (5 ч), «Тригонометрические функции» (6 ч). В 11-ом классе продолжается изучение данного раздела при построении графиков и исследовании степенной, показательной и логарифмической функций (12 ч,2 часа за счет резервного времени). Это позволит обучающимся широко использовать свойства и графики функций при решении уравнений и неравенств графическим методом, изображать на координатной плоскости множество решений уравнений, неравенств и системы с двумя переменными. В десятом классе изучается курс «Элементы комбинаторики» (10ч) из раздела «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности» (20ч) примерной программы изучения математики на профильном уровне. В одиннадцатом классе продолжается изучение раздела по теме «Элементы теории вероятностей и математической статистики». Этот раздел является одним из основных разделов содержания системы непрерывного математического образования и позволяет в дальнейшем использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, то есть в анализе информации статистического характера. На изучение этой темы предлагается (12 ч.), 4 часа за счёт резервного времени для усиления практической деятельности.

Раздел «Начала математического анализа» в 10-ом 11-ом классах изучается в течение 42 часов вместо 30 часов примерной программы изучения математики за курс 10-11 классов (взято из резерва 12 часов), что позволит увидеть школьникам аппарат математического анализа системно, вести исследование функций более последовательно. Это поможет выпускнику профильного класса в решении ни только геометрических и физических задач, но и экономических, прикладных.

При организации учебного процесса по геометрии (57 ч) необходимо начать изучение учебного материала с повторения основных высказываний и теорем планиметрии, систематизации знаний и умений при решении задач на плоскости. В то же время при подаче учебного материала по теме «Геометрия на плоскости» (11 ч.) особое внимание уделяется решению задач с помощью геометрических преобразований и геометрических мест точек. Темы: «Прямые и плоскости в пространстве» (33ч.), «Многогранники» (13ч.) изучаются в 10 классе.

Основной целью изучения курса геометрии в 10 классе является:

-систематическое и последовательное изучение свойств геометрических тел в пространстве для приобретения знаний и практических умений;

-развитие пространственных представлений, воображения и интуиции при формировании языка описания объектов окружающего мира;

-освоение способов вычисления практически важных геометрических величин;

-развитие логического мышления и формирование понятия «доказательства»;

-развитие умения логически обосновывать суждения;

- проводить несложные систематизации;

-использовать различные языки математики (словесный , символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.

Курсу присущ систематизирующий и обобщающий характер изложений, направленных на закрепление и развитие умений и навыков, полученных в 7 – 9 общеобразовательных классах по планиметрии. При изучении курса на всех этапах учебного процесса, наряду с абстрактностью изучаемого материала, широко привлекается наглядность.

Значительное место в учебном процессе при изучении математики отводится самостоятельной математической деятельности учащихся, развивая умение мотивированно организовывать познавательную деятельность. Наряду с репродуктивными и объяснительно-иллюстративными методами необходимо в десятом классе учить учащихся работать с книгой, исследовать зависимости, делать обобщения и применять их в новых ситуациях, разъяснять взаимосвязь идей и понятий, приобщать учащихся к оперативному решению учебных и творческих задач. То есть использовать на уроках методы и приемы проблемного обучения. Изучение теоретического материала ведется через «классическое лекционное» обучение, обучение с помощью учебной книги с применением «системы консультант». Качество усвоения учебного материала проверяется вводным, текущим и итоговым контролем. Осуществляется через следующие формы: внешний, взаимный контроль и самоконтроль.

Результаты обучения.

Результаты обучения предоставлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения. Эти требования структурированы по трем компонентам «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни».

Требования к уровню подготовки десятиклассников по геометрии.

В результате изучения ученик должен

знать:

-возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;

-универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;

понимать:

-роль аксиоматики в математике;

-возможность построения математических теорий на аксиоматической основе;

-применять знания аксиоматики для других областей науки и для практики.

Требования к уровню подготовки выпускников по алгебре и началам анализа.

В результате изучения обучающийся ученик должен

знать:

-значение математической науки при решении решения задач;

-применение математических методов к анализу и исследованию процессов, изучаемых в смежных дисциплинах;

-идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач;

понимать:

-значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения реальных моделей и ситуаций;

-универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в смежных дисциплинах и в различных областях человеческой деятельности;

-вероятный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира;

-различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике и на практике.

Изучение нового материала ведется с опорой на ранее изученный теоретический и практический учебный материал, обеспечивая поэтапное раскрытие тем с последующей практической реализацией, закрепление ЗУН. Подача учебного материала и его закрепление ведется через систему уроков, включающих обобщающие уроки, практикумы и семинары.
Содержание программы по алгебре и началам анализа 10 класс.

Тема 1: «Числовые и буквенные выражения»(24/2).

Основная цель: - обобщить и систематизировать знания учащихся о действительных числах, ввести понятие комплексного числа.

1.1Действительные числа (14/1)

Делимость целых чисел. Признаки делимости натуральных чисел, простые и составные числа. Деление с остатком. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное нескольких натуральных чисел. Основная теорема арифметики.

Рациональные числа. Иррациональные числа. Множество действительных чисел (действительные числа, числовая прямая, числовые неравенства; числовые промежутки).

Модуль действительного числа.

Решение задач с целочисленными неизвестными.

С.Р. №1 «Делимость целых чисел»

С.Р. №2 «Деление с остатком»

С.Р. №3 «Рациональные и иррациональные числа»

С.Р. №4 «Модуль действительного числа»

С.Р. №5 «Решение задач с целочисленными неизвестными»

Контрольная работа по теме «Действительные числа».

1.2 Комплексные числа(10/1).

Комплексные числа. Геометрическая интерпретация комплексных чисел (координатная плоскость). Действительная и мнимая часть, модуль и аргумент комплексного числа. Алгебраическая и тригонометрическая форма записи комплексного числа. Арифметические действия над комплексными числами в разных формах записи. Комплексно сопряженные числа. Комплексные числа и квадратные уравнения. Возведение комплексного числа в натуральную степень. (формула Муавра). Извлечение кубического корня из комплексного числа.

С.Р. №6 «Геометрическая интерпретация комплексного числа»

С.Р. №7 «Перевод одной формы записи комплексного числа в другую»

С.Р. №8 «Арифметические действия над комплексными числами в алгебраической форме»

С.р.№9«Арифметические действия над комплексными числами в тригонометрической форме».

Контрольная работа по теме «Комплексные числа».

Материал, выделенный курсивом, не включен в примерную программу.

Требования к уровню подготовки десятиклассников:

В результате изучения ученик должен:

знать/понимать:

  • свойства делимости целых чисел;

  • признаки делимости на натуральное число;

  • теорему о делении с остатком; основную теорему арифметики натуральных чисел;

  • определение модуля действительного числа;

  • определение комплексного числа, формулы алгебраической тригонометрической записи комплексных чисел; формулы тригонометрических действий над комплексными числами;

  • использование свойств, признаков и теорем для углубления и расширения представлений у учащихся о действительных числах;

  • применение определения модуля, как расстояния, при выполнении практических заданий;

  • идеи расширения числовых множеств понятием «комплексного числа» как способа построения нового математического аппарата для решения квадратных уравнений и внутренних задач математики.

уметь:

  • пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

  • применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;

  • применять определение и геометрическое представление модуля при решении уравнений и неравенств;

  • применять метод математической индукции при доказательстве неравенств;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • выполнения и самостоятельного составления алгебраических предписаний на математическом материале;

  • использования математических формул: определения модуля, алгебраического и тригонометрического представления комплексного числа на основе доказательных рассуждений, логически обоснованных выводов; различение доказательных и недоказательных утверждений;

  • самостоятельной работы с источниками информации, интегрирования её в личный опыт.

Тема 2 «Функция» (20ч./1к.р.).

Основная цель: расширить и систематизировать знания учащихся о функции, научить применять полученные знания при исследовании функции и построении графиков; отработать алгоритм построения графиков с помощью их преобразований; изучить свойства тригонометрических функций; научить строить графики; применять полученные знания при решении уравнений и неравенств.

2.1 Числовые функции. (8/0).

Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функции, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, чётность и нечётность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значение, точки экстремума (локального максимума и минимума). Примеры функциональной зависимости в реальных процессах и явлениях. Сложная функция (композиция функций). Взаимно обратные функции.

2.2 Преобразование графиков. (5 /0).

Параллельный перенос графиков, симметрия относительно осей координат, симметрия относительно прямой y=x.

Растяжение и сжатие вдоль осей координат.

2.3 Тригонометрические функции (6/0 к.р.).

Тригонометрические функции числового и углового аргумента, их свойства и графики. Свойства функций: монотонность, чётность и нечётность, периодичность (основной период), ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значение, точки экстремума.

С.р. №10 «Построение графиков кусочной и дробно-рациональной функции»

С.р. №11 «Чётность и нечётность, периодичность и ограниченность функций. Исследование функции по графику»

С.р. №12 «Взаимообратные функции»

С.р. №13 «Параллельный перенос графиков функций»

С.р. №14 «Симметрия графиков относительно осей координат»

С.р. №15 «Симметрия графиков относительно прямой, выраженной формулой у =х»

С.р. №16 «Растяжение и сжатие вдоль осей координатной плоскости»

С.р. №17 « Свойства тригонометрических функций»

С.р. №18 «Графики тригонометрических функций. Решение тригонометрических уравнений и неравенств графическим методом»

С.р. №19 «Свойства и графики обратных тригонометрических функций»

С.р. №20 «Преобразование выражений, содержащие тригонометрические функции»

Контрольная работа по теме «Функция».

Учебный материал, выделенный курсивом, не включён в примерную программу.

Требования к уровню подготовки десятиклассников:

В результате изучения ученик должен:

знать/понимать

  • определение функции и способы ее заданий;

  • определение и свойств функции;

  • алгоритм исследования функции;

  • алгоритм построения графиков функций с помощью преобразований;

  • определение обратной функции и теорем, связанных с монотонностью;

  • свойства и график тригонометрических функций и обратных к ним;

  • использование определений, свойств и алгоритмов при исследовании и построении графиков функций;

  • возможности графического представления как средства описания моделей реальных процессов и ситуаций.

уметь:

определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

строить графики изученных функций, выполняя преобразование графиков;

описывать по графику и по формуле поведение и свойства функции;

решать уравнения и неравенства, используя свойства функций и их графическое представление;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности при построении графиков функций;

  • самостоятельного составления формул функциональной зависимости при описании реальных ситуаций, прикладных физических задач;

  • проверки и оценки результатов графического представления своей работы, соотношения их с поставленной задачей;

  • самостоятельной работы с дополнительной литературой, интернет ресурсами, общения и систематизации полученных знаний;

  • проведения логического обоснования рассуждений, аргументированных и эмоциональных убедительных суждений;

  • соотнесения своего мнения с мнениями одноклассников.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11