|
Урок изучения нового материала в 9 классе Урок изучения нового материала в 9 классе
Целое уравнение и его корни Цели урока: углубить знания учащихся по решению уравнений с одной переменной, научить применять их в нестандартных ситуациях .
Кто ничего не замечает
Тот ничего не изучает,
Кто ничего не изучает,
тот вечно хнычет и скучает
Р.Сеф I. Оргмомент. Постановка целей и задач урока.
Ребята, одной из основных тем итоговой аттестации по математике в форме ГИА и ЕГЭ является тема «Решение уравнений и систем уравнений», в предлагаемых сборниках для подготовки к экзаменам мы сталкиваемся с разными по уровню сложности уравнениями: тут и линейные, и квадратные, приёмы решения которых мы выработали в курсе изучения математики в 5-8 классах , но во второй части модуля «Алгебра» на ГИА, и в частях В и С ЕГЭ часто встречаются уравнения выше второй степени, для решения которых необходимо знание нестандартных приёмов. Уравнение- самая простая и распространённая задача математики, решение которых известно с древних времён, и у вас есть опыт решения уравнений разных типов, и нам нужно привести свои знания в порядок, разобраться в приёмах решения нестандартных уравнений.
Сегодняшняя цель нашего урока: систематизировать , обобщить, расширить, углубить ваши знания по решению уравнений с одной переменной, научиться применять их в нестандартных ситуациях .
И пусть девизом нашего урока служат слова:
«Чем больше я знаю, тем больше я умею»
II. Проверка домашнего задания.
Ребята, дома вы повторили тему : «Уравнение и способы их решения».
1) Ответить на вопрос: Что называется уравнением?
Что называется корнем уравнения?
Что значит решить уравнение?
2) найти корни следующих уравнений:
Определите признак, который объединяет эти уравнения? (целые)
III. Актуализация опорных знаний.
1) ответить на вопросы: какое уравнение называется целым?
Как определить степень уравнения?
Какие виды целых уравнений вам знакомы?
Вспомните способы решения этих уравнений?
Запишите стандартный вид линейного уравнения и его решения.
Запишите стандартный вид квадратного уравнения.
Таким образом, уравнения 1 и 2 степени мы решаем с помощью формул.
IV. Изучение нового материала.
Уравнение 3 степени можно привести к виду , а
уравнение 4 степени к виду и т.д., где a, b. c, d, e –некоторые числа. Для этих уравнений тоже существуют формулы для вычисления корней, но они сложные и неудобные для практического применения, а для уравнений 5 и более высоких степеней общих формул корней не существует.
Поэтому встаёт вопрос о решении таких уравнений каким-то другим способом, без применения формул.
Попытаемся найти «ключики» к решению нестандартных уравнений
Найти корни уравнения
как бы вы начали решать это уравнение?
1)Разложить многочлен в левой части на множители
2) использовать свойство произведения числа на 0:
Произведение равно 0, если хотя бы один из множителей равен 0, т.е оформим решение уравнения:
2. Самостоятельно решить следующее уравнение:
3.А теперь внимательно посмотрим на такое уравнение:
В этом уравнении также можно левую часть разложить на множители, используя способ группировки.
Как же можно назвать метод решения этих уравнений?
(Метод разложения на множители)
4.Решить уравнение:
Ваши предложения по его решению?
(Предлагают раскрыть скобки).
Найти решение такого уравнения довольно сложно.
Каковы особенности данного уравнения?
(выражение встречается в уравнении дважды:, т.е. это выражение можно
обозначить другой переменной, например у,
Получим новое уравнение:
Вернёмся к обозначению, получим:
1) 2)
Корней нет ответ:-1;6
(Что мы сделали для решения?)
(Ввели новую переменную).
Поэтому этот метод и назовем метод введения новой переменной.
Метод введения новой переменной можно применять для многих типов уравнений.
5.. .метод введения новой переменной позволяет легко решать трёхчленные уравнения четвёртой степени: вида
На какое известное уравнение похоже данное? (на квадратное, относительно )
Такие уравнения называются биквадратными.
Обозначим . Получаем уравнение
Например:
6) Можно выделить целую группу уравнений, которые ни одним из рассмотренных методов не решаются.
И тогда на помощь приходят другие способы решения, которые мы будем рассматривать при дальнейшем изучении нашего предмета.
V. Релаксация.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты – молодец!
VI. Закрепление изученного материала №272(б), 276(а), 278(а) по учебнику
VII. Подведение итогов урока. |
|
|