|
Тема 3 «Тригонометрия» (31/1к.р.)Основная цель: ввести понятия синуса, косинуса, тангенса и котангенса произвольного угла; ознакомить учащихся с их свойствами и зависимостями, связывающие эти понятия; сформировать умения вычислять значения тригонометрических функций по известному значению одной из них; выполнять преобразования тригонометрического выражения. Сформировать у учащихся умение решать простейшие уравнения; закрепить и систематизировать свойства тригонометрическую функцию при решении простейших неравенств. 3.1 Числовая окружность (2/0).Синус, косинус, тангенс и котангенс произвольного угла. Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. 3.2 Преобразования тригонометрических выражений (14/0)Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Синус, косинус, тангенс и котангенс. Суммы и разности двух углов. Синус, косинус, тангенс двойного угла. Формулы половинного угла. Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в суммы. Преобразование тригонометрических выражений. 3.3 Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. (14/1к.р.)Решение простейших тригонометрических уравнений с помощью единичной окружности. Простейшие уравнения и неравенства. Арксинус, косинус, арккотангенс. С.р.№21 «Числовая окружность».
С.р.№22 «Основные тригонометрические тождества, формулы приведения».
С.р.№23 «Тригонометрические формулы суммы аргументов, двойного аргумента».
С.р.№24 «Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение и произведение в сумму».
С.р.№25 «Преобразование к новому аргументу».
С.р.№26 «Решение простейших тригонометрических уравнений с помощью единичной окружности».
С.р.№27 «Отыскание корней простейшего уравнения на заданном промежутке».
С.р.№28 «Решение простейших тригонометрических уравнений с помощью формул».
С.р.№29 «Аналитический метод решения простейших тригонометрических уравнений на промежутке».
С.р.№30 «Решение простейших тригонометрических неравенств».
С.р.№31 «Арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс».
Контрольная работа по теме «Тригонометрия» Требования к уровню подготовки десятиклассников:В результате изучения ученик должен: знать /понимать: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса произвольного угла;
основные тригонометрические тождества, формулы приведения и зависимости, связывающие синус, косинус, тангенс и котангенс различных углов;
алгоритм решения простейших тригонометрических уравнений с помощью единичной окружности;
формулы нахождения корней простейших тригонометрических уравнений;
алгоритмы решения простейших тригонометрических уравнений и неравенств;.
частные случаи решения ,нахождение тригонометрических функций по заданной величине;
алгоритм вычисления значений тригонометрических функций;
применение изученных тождеств, формул, преобразований для нахождения значения тригонометрического выражения и их упрощений,
доказательства тождеств; исследование решения простейших тригонометрических уравнений и неравенств аналитическим методом и геометрической интерпретацией с помощью единичной окружности;
универсальный характер законов логики математических рассуждений при преобразовании тригонометрических выражений, решение простейших уравнений и неравенств.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения алгоритмических предписаний на математическом материале; расчетов практического характера на преобразование тригонометрических выражений;
обобщения и систематизации полученного информации при решении простейших уравнений и неравенств; интегрирования ее в личный опыт при решении тригонометрических уравнений;
самостоятельной деятельности, совместной деятельности в группе;
использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации и аргументации решения.
уметь: проводить по известным формулам и правилам преобразование тригонометрических выражений;
вычислять значения тригонометрических выражений по заданной величине аргумента;
решать простейшие тригонометрические уравнения аналитическими и графическими методами;
исследовать полученные решения с помощью единичной окружности;
применять частные случаи решений тригонометрических уравнений.
Тема 4 « Уравнения и неравенства» (20/1к.р.) Основная цель: систематизировать знания, умения обучающихся, решение простейших тригонометрических уравнения и неравенств, обобщить знания учащихся при решении и доказательства неравенств. Сформировать и систематизировать знания учащихся решения тригонометрических уравнений всевозможными методами и способами. 4.1.Неравенства (8/0).Равносильность неравенств Доказательство неравенств. Неравенство о среднем арифметическом и среднем геометрическом двух чисел. Использование свойств и графиков функций при решении тригонометрических неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множество решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем. Тригонометрические неравенства. 4.2. Тригонометрические уравнения (8/0)Равносильность уравнений Решение тригонометрических уравнений различными методами и способами. Интерпретация, учёт реальных ограничений. 4.3. Тригонометрические уравнения и неравенства, содержащие модуль (3/0) С.Р. №35 «Графический способ решения тригонометрических неравенств»
С.Р. №36 «Метод интервалов»
С.Р.№37 «Изображение и множество решений на плоскости»
С.Р. №38 «Тригонометрические неравенства»
С.Р. №39 «Тригонометрические уравнения»
С.Р.№40«Тригонометрические уравнения»
С.Р.№41 «Тригонометрические уравнения, содержащие модуль»
Контрольная работа по теме «Тригонометрические уравнения и неравенства». Требования к уровню подготовки десятиклассников:В результате изучения ученик должен: знать/ понимать: алгоритмы решения неравенств методом интервалов, доказательства неравенств;
алгоритм изображения на координатной плоскости множества решений неравенства, системы неравенств с двумя переменными;
методы решения тригонометрических уравнений;
необходимость определения общей идеи решения тригонометрических уравнений и неравенств;
целесообразность обращения к графическим образам (единичной окружности или графику функции) при отыскании формулы, определяющей решение тригонометрических уравнений.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исследования и решение математических моделей (тригонометрических уравнений и неравенств)
самостоятельной работы по конструированию и составлению алгоритма решения неравенств вида
использование математических формул и самостоятельное составление формул определяющих общее решение тригонометрического уравнения;
обобщения и систематизации полученной информации; интегрирования её в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логически обоснованных выводов и
умения слушать других и быть выслушанным уметь: решать тригонометрические уравнения, используя различные методы и способы;
интерпретировать результат решения уравнений и неравенств с учетом ограничений условий задания;
изображать на единичной окружности результаты решения тригонометрических уравнений и неравенств;
изображать на координатной плоскости множество решений уравнений ,неравенств и систем;
решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций.
Тема № 5 «Начала математического анализа»(21/1к.р.) Основная цель: сформировать понятие о пределе и производной выработать умения находить производные, пользуясь правилами и формулами дифференцирования ; сформировать и систематизировать знания и умения обучающихся, применения производной в исследовании функции; 5.1 Производная. (9/0)Числовые последовательности (определение, способы, задания, свойства) Понятия о пределе последовательности. Существование предела монотонно ограниченной последовательности. Длинна окружности и площадь круга как пределы последовательностей .Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и её сумма. Понятие о производной функции, физический смысл производной. Производная суммы, разности произведения и частного. Производная степенной и тригонометрических функций. Производная сложной и обратной функции. Вторая производная и её физический смысл. Геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. 5.2. Применение производной к исследованию функции .(5/0)Применение производной к исследованию функции и построению графиков. 5.3 Построению графиков.(2/0) Использование производной для нахождения наибольших и наименьших значений. Использование производных при решении уравнений и неравенств, при решении текстовых, физических и геометрических задач. 5.4 Применение производной для нахождения наибольших и наименьших значений величин.(4/)Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. С.Р. №42 «Числовые последовательности. Предел числовой последовательности. Предел функции». С.Р. №43 «Определение производной. Смысл производной».
С.Р. №44 «Вычисление производных» С.Р. №45 «Производная сложной функции, обратной функции»
С.Р.№46 « Геометрический смысл производной».
С.Р.№47 «Уравнение касательной».
С.Р.№48 «Исследование функции на монотонность».
С.Р.№49 «Отыскание точек экстремумов функций».
С.Р.№50 «Применение производной для доказательства тождеств и неравенств».
С.Р.№51 «Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции.
С.Р.№52 «Задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин»
Контрольная работа по теме «Производная и ее применение в исследовании функций».
Требования к уровню подготовки десятиклассников:В результате изучения ученик должен: знать /понимать: определения предела последовательности, предела функции в точке;
теоремы о вычислении пределов функции на бесконечности;
определение непрерывной функции и производной;
алгоритм нахождения производной;
формулы и правила дифференцирования;
теоремы о нахождении производной сложной функции и обратной;
управление касательной к графику функции;
алгоритмы составления управления касательной к графику функции нахождения наибольшего или наименьшего значения функции на промежутке;
теоремы о монотонности функции на открытом промежутке и отыскания точек экстремумов;
алгоритм исследования непрерывной функции на монотонность и экстремумы;
сущность физического ( механического) и геометрического смысла производной;
применение производной к нахождению приближенного значения числового выражения;
основные идеи и методы математического анализа, позволяющие исследовать функции и решать геометрические, физические и некоторые прикладные задачи;
роль исследования простейших математических величин при решении задач из смешанных дисциплин;
уметь: находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии;
вычислять производные и первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных , используя справочные материалы;
исследовать функции и строить их графики с помощью производной;
решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;
решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;
решать текстовые задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на открытом промежутке.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: приведения доказательных рассуждений на основе изученных теорем и алгоритмов, логически обосновать высказывания;
поисковой и творческой деятельности при решении нетиповых задач;
выполнения расчетов практического характера;
исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач из смежных дисциплин и реальной жизни;
рефлексия своей деятельности и ее планирование;
самостоятельной работы с источниками информации.
Тема№6 «Элементы комбинаторики». (10/1к.р.)Основная цель: развить представления о выборе комбинацией из заданных объектов, подчиненных определенными условиями с помощью изученных понятий и формул. 6.1. Представления данных (2/0).Табличное и графическое представление данных. 6.2. Правило умножения (2/0).Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Правило умножения, перестановки. 6.3. Выбор нескольких элементов. Биноминальные коэффициенты. (5/0)Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Факториалы. Решение комбинаторных задач. Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля. С.Р.№ 53 «Табличные и графические представления данных» С.Р.№ 54 « Правило умножения нескольких элементов» С.Р.№ 55 «Решение комбинаторных задач с использованием формул сочетаний и размещений» С.Р.№ 56 «Формулы бинома Ньютона, свойства биноминальных коэффициентов при решении уравнений и неравенств» Контрольная работа по теме «Элементы комбинаторики» Требования к уровню подготовки десятиклассников:В результате изучения ученик должен: знать/ понимать: формулы числа сочетаний, размещений, перестановок;
формулу бинома Ньютона, свойства биноминальных коэффициентов и
треугольник Паскаля; алгоритм решения комбинаторных задач.
универсальный характер логики математических рассуждений при решении комбинаторных задач, их применимость в различных областях человеческой деятельности.
уметь: решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля;
вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: анализа реальных числовых данных;
поисковой и творческой работы при решении нетипичных комбинаторных задач;
осуществления алгоритмической деятельности;
выполнение расчетов практического характера при решении задач из реальной жизни.
Тема №7 «Геометрия». (58/3к.р.)7.1 Геометрия на плоскости.(11/0).Свойства биссектрисы угла треугольника. Решение треугольников. Вычисление биссектрис, медиан, высот, радиусов вписанной и описанной окружностей. Формулы площадей треугольника: формула Герона, выражение площадей треугольника через радиус вписанной и описанной окружностей, вычисление углов с вершиной внутри и вне круга, угла между хордой и касательной. Теорема о произведении отрезков хорд. Теорема о касательной и секущей. Теорема о сумме квадратов сторон и диагоналей параллелограмма. Вписанные и описанные многоугольники. Свойства и признаки вписанных и описанных четырехугольников. Геометрические места точек. Решение задач с помощью геометрических преобразований и геометрических точек. 7.2. Прямые и плоскости в пространстве. (33 / 1к.р.).Основная цель — сформировать представления учащихся об основных понятиях и аксиомах стереометрии, их использовании при решении стандартных задач логического характера, а также об изображениях точек, прямых и плоскостей на пространственном чертеже при различном их взаимном расположении в пространстве. Дать учащимся систематические сведения о перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве; ввести понятие углов между прямыми и плоскостями, между плоскостями; систематические сведения о параллельности прямых и плоскостей в пространстве. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство). Понятие об аксиоматическом способе построения геометрии.Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых.. Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная к плоскости. Угол между прямой и плоскостью. Параллельность плоскостей, перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла. Расстояния от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми. Параллельное проектирование. Ортогональное проектирование. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Изображение пространственных фигур. Центральное проектирование.7.3.Многогранники. (14/1)Вершины, ребра, грани многогранника. Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб. Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде.Сечения многогранников. Построение сечений. Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр). С.р. №57. «Площади треугольников».
С.Р. № 58 «Окружность».
С.Р. № 59 «Четырехугольники».
С.Р. № 60 «Геометрические места точек».
С.Р. № 61 «Аксиомы стереометрии и следствия из них».
С.Р. № 62 «Взаимное расположение прямых в пространстве».
С.Р. № 63 «Параллельность прямой и плоскости».
С.Р. № 64 «Параллельность плоскостей».
С.Р. № 65 «Тетраэдр и параллелепипед».
С.Р. № 66 «Задачи на построение сечений».
С.Р.№ 67 «Перпендикулярность прямой и плоскости. Прямые перпендикулярные к плоскости»
С.Р. № 68 «Признак перпендикулярности прямой и плоскости».
С.Р. № 69 «Расстояние от точки до плоскости».
С.Р.№70 «Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью».
С.Р. №71 «Двугранный угол».
С.Р. №72 «Перпендикулярные плоскости. Прямоугольный параллелепипед».
С.Р. №73 «Прямая призма и параллелепипед».
С.Р. №74 «Площадь поверхности прямой призмы. Наклонная призма ».
С.Р. №75 «Правильная пирамида Площадь поверхности».
С.Р. №76 «Сечения в пирамиде. Усеченная пирамида».
Контрольная работа по «Взаимное расположение прямых плоскостей в пространстве».
Требования к уровню подготовки десятиклассников:
В результате изучения ученик должен:
знать/понимать:
роль стереометрического чертежа при решении практических задач и доказательстве теорем;
применение метода от противного при доказательстве теорем и решении задач.
уметь: соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса; вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
применять векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов; строить сечения многогранников и изображать сечения многогранников.
основные теоремы и формулы планиметрии; аксиомы стереометрии определения, теоремы и свойства параллельности прямой и плоскости, плоскостей в пространстве; теоремы и свойства перпендикулярности прямых и плоскостей;
определение многогранника; формулы нахождения площадей поверхности многогранника;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: описания объектов окружающего мира с помощью чертежа и символической записи;
развития пространственного воображения и интуиции.
ЛИТЕРАТУРА . УЧЕБНИК:
Учебник «Алгебра и начала анализа». 10 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/А.Г. Мордкович, П.В. Семенов.-4-е изд., доп.-М.: Мнемозина, 2007. (*) Дополнительная учебная литература:
-Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: Учеб. пособие для учащихся шк. и кл. с углубл. изуч. математики /М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич - 4-е изд. - М.: Просвещение, 1997. - 271с.(9)
-Алгебра для 8-9 классов: Учеб. пособие для учащихся шк. и кл. с углубл. изуч. математики /М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич - 4-е изд. - М.: Просвещение, 1996. - 264с.
-Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений /Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 384 с.
-Алгебра и математический анализ для 10 кл.: Учеб. пособие для учащихся шк. и кл. с углубл. изуч. математики /Н.Я. Виленкин, О.С. Иванов - Мусатов, СИ. Шварцбурд. - 8-е изд. стереотип. - М.: Мнемозина, 2001. - 335с. ил.
-Алгебра и математический анализ для 11 кл.: Учеб. пособие для учащихся шк. и кл. с углубл. изуч. математики /Н.Я. Виленкин, О.С. Иванов - Мусатов, СИ. Шварцбурд. - 8-е изд. стереотип. - М.: Мнемозина, 2001. - 335с. ил.
-Геометрия: Учебник, 10-11 кл.: общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.- 14-е изд. - М.: Просвещение, 2006.-206с.:ил.
-Дидактические материалы по геометрии11 кл, Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, М. Просвещение, 2005(10).
- Алгоритмический подход к решению геометрических задач, М. Просвещение, А.О. уч. литература,1996..- М.: Просвещение, 1998.
-Под редакцией Л.А.Сахаровой 7-е издание Уфа 2006 Уфимский государственный нефтяной технический университет Сборник задач по математике для подготовке к вступительным экзаменам.(1)
-Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 классов общеобразовательных учреждений ( М.А.Шабунин , М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, Р.Г.Газарян)-М.:Просвещение,2006.-189с.:ил.(2)
-Алгебра и начала анализа. Дидактические материа.лы. 10 класс (Б.М.Ивлев, С.М. Саакян ,С.А. Шварцбурд.) -11-е М.:Просвещение,2008.-176с.:ил.(3)
-ЕГЭ 2008 Математика Тренировочные задания Москва «Эксмо» 2008 (4)
- Самое полное издание типовых вариантов реальных зданий ЕГЭ 2010. Математика (авт.-сост. И.Р.Высоцкий, Д.Д.Гущин, П.И. Захаров и др.; под редакцией А.Л.Семенова)-М.: АСТ: Астрель,2010.-91, с-(Федеральный институт педагогических измерений)(5)
-Алгебра и начала математического анализа. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений /Л.А.Александрова; под ред. А.Г.Мордковича.- 4-е изд., испр. И доп.- М.: Мнемозина , 2008.-127с.: ил. (7)
-Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений ( профильный класс) / В. И. Глизбург; под ред. А.Г.Мордковича.- М.: Мнемозина , 2007.-62с.: ил. (8)
- ЕршоваА.П., ГолобородькоВ.В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов.-4-езд.,испр.-М:Илекса.-2008,-208с (9) ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
-Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 219с.
-Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб. пособие для 10 кл. сред. шк. - М.: Просвещение. - 252с.
-Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб. пособие для 11 кл. сред. шк. - М.: Просвещение. - 252с.
-Факультативный курс по математике: Теория вероятностей: Учеб. пособие для 9 - 11 кл. сред. шк. - 3-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 1990-160с: ил.
-Факультативный курс по математике: Учеб. пособие для 7 - 9 кл. сред, шк. / сост. И.Л. Никольская. - М.: Просвещение, 1991 — 383с: ил.
-Шарыгин И.Ф. Математика для поступающих в вузы: Учеб. пособие. -3-е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2000 - 416с: ил.
-Математика для поступающих в вузы: Пособие /Г.В. Дорофеев, М.К. Потапов, Н.Г. Розов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 672с: ил.
-М.А.Попов Контрольные и самостоятельные работы по алгебре и началам анализа 10 класс к учеб. А.Г.Мордкович и др. Издательство «Экзамен» Москва. 2008
-Задачи по математике. Алгебра. Справочное пособие.Вавилов В.В., Мельников И.И.,ОлехникС.Н.-М.: Наука.Гл. ред. Физ.-мат. Лит., 1988.-432с.(6)
-Поурочные разработки по геометрии.: 10 класс / Сост. В.А.Яровенко .-М.:ВАКО, 2007.-2004с.-(В помощь школьному учителю) (10) Адреса образовательных Интернет ресурсов: WWW. Kengyry. ru –Интернет олимпиада по математике «Кенгуру» .
https://matclub.ru – Высшая математика, лекции, примеры решения задач. Математика. Функции и их графики.
WWW.allmath – Вся математика.
htt://mathsun.ru – История математики. Биографии великих математиков.
WWW.matematik.ru Математика для абитуриентов.
WWW/exponenta.ru – Образовательный математический сайт.
WWW.math.ru – Образовательный математический сайт.
https:// gotovk ege.ru – ЕГЭ математика.
Календарно-тематическое планирование уроков математики
профильного уровня 10 класс (6часов в неделю, всего 210 часов)
№ урока
|
Тема урока/
Тип
| Дата проведения
|
Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки
| Контрольно-оценочная деятель
| № дом зад
| По плану
| Фактичес. дата
|
Знать-понимать
|
Уметь
|
Общеучебные умения и навыки
|
Вид /форма
|
| Повторение учебного материала за курс основного
общего образования (5/1) (5часов резерва)
| |
|
|