|
Цель Показать многогранность применения линейной функции в различных сферах человеческой деятельности. Показать связь алгебры и геометрии. Развитие интереса к математике. Воспитание целостного образа научного знания. Ход урока Линейная функция и её график.
Цель
Показать многогранность применения линейной функции в различных сферах человеческой деятельности.
Показать связь алгебры и геометрии.
Развитие интереса к математике.
Воспитание целостного образа научного знания.
Ход урока:
I. Мотивация.
7-й класс – самый необычный, самый интересный год изучения математики.
Ценен, важен и интересен он тем, что здесь вы познакомились с двумя областями математической науки: алгеброй и геометрией.
Как вы думаете, существует ли взаимосвязь между этими науками?
Алгебраические и геометрические способы решения задач переплетаются, словно ветви дерева.
Попробуем проследить и исследовать тесное сотрудничество алгебры и геометрии.
II. Историческая справка.
Прямоугольная система координат на плоскости образуется двумя взаимно перпендикулярными осями координат X'X и Y'Y. Оси координат пересекаются в точке O, которая называется началом координат, на каждой оси выбрано положительное направление. В правосторонней системе координат положительное направление осей выбирают так, чтобы при направлении оси Y'Y вверх, ось X'X смотрела направо.
Четыре угла (I, II, III, IV), образованные осями координат X'X и Y'Y, называются координатными углами или квадрантами (см. рис. 1).
Впервые прямоугольную систему координат ввел Рене Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» в 1637 году. Поэтому прямоугольную систему координат называют также — Декартова система координат. Координатный метод описания геометрических объектов положил начало аналитической геометрии. Вклад в развитие координатного метода внес также Пьер Ферма, однако его работы были впервые опубликованы уже после его смерти. Декарт и Ферма применяли координатный метод только на плоскости.
Функция — математическое понятие, отражающее связь между элементами множеств. Более точно, это «закон», по которому каждому элементу одного множества (называемому областью определения) ставится в соответствие некоторый элемент другого множества (называемого областью значений).
Математическое понятие функции выражает интуитивное представление о том, как одна величина полностью определяет значение другой величины.
Функция может быть задана различными способами:
Формулой
Таблицей
Графиком
Цель урока заключаться в том, чтобы увидеть, как известная нам линейная функция находит свое применение в различных областях деятельности человека.
III. Актуализация знаний. Две переменные x и y связаны функциональной зависимостью, если для каждого значения одной из них можно получить по определенному правилу одно или несколько значений другой. Переменная, значения которой заданы, называется аргументом или независимой переменной; другая переменная, значения которой находятся по определённому правилу – называется функцией. Аргумент обычно обозначается через x, а функция – через y. Если каждому значению аргумента соответствует только одно значение функции, то эта функция называется однозначной
Линейная функция — функция вида y = kx + b(для функций одной переменной).
Основное свойство линейных функций: приращение функции пропорционально приращению аргумента. То есть функция является обобщением прямой пропорциональности.
График линейной функции является прямой линией, с чем и связано ее название.
П р и м е р .
|
В задачах на движение устанавливается правило вычисления пути S по заданному значению времени t.
Температура T кипения воды и атмосферное давление p связаны функциональной зависимостью, потому что каждому значению давления соответствует определённое значение температуры и наоборот. Так, если p = 1 бар, то T = 100 C; если p = 0.5 бар, то T = 81.6 C.
| IV. Следующие задания более сложные.
5 слайд, y=3x-9 (у доски).
6 слайд (по группам).
Сравним полученные значения х во всех трех случаях. Но в 1 случае мы решили уравнение алгебраическим методом, а во 2-3 случаях – графическим методом.
Итак, называем еще одну область применения линейной функции. (Геометрия).
И в данном случае мы познакомились с новым разделом математики
V. Применения линейной функции.
Работа в группах:
Задание группам дано на карточках.
Защищают у доски.
Остальные группы узнают и называют сферу применения линейной функции.
1 группа. (Физика).
Велосипедист движется со скоростью 10км/ч. Записать формулу его пути S за время движения t. Построить график движения на первых тридцати километрах пути.
2 группа. (Метеорология).
При начале нагревания вода в кипятильнике имела температуру 60C. При нагревании температура воды повышалась каждую минуту на 20 C. Найдите формулу, выражающую изменение температуры T воды в зависимости от времени t её нагревания. Будет ли функция T(t) линейной?
3 группа. (Геометрия)
Одна сторона прямоугольной детской площадки равна X, другая – на 3 м больше. Выразите через X периметр P и площадь S этого прямоугольника. Найдите значение каждой функции P(X) и S(X) при X=6. При каком значении X периметр будет равен 46 м.
4 группа (Экономика)
На складе было 300 т угля. Ежедневно на склад привозили ещё по 40 т. Выразить формулой зависимость количества угля p (в тоннах), находящегося на складе, от времени (в днях).
Итак, обобщая все выступления мы приходим к выводу …
Во многих сферах деятельности человека встречаются процессы, которые можно описать с помощью линейной функции. Разобраться в этом поможет ваша проектная деятельность.
Предлагаю в качестве домашнего задания:
Составить новую задачу о применении линейной функции в той отрасли знаний
Решение представить через рассмотрение линейной функции.
|
|
|