|
Формы и приемы развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Цель – обобщить использованные на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей школьников.
Одной из главных целей современного образования, обеспечивающей эффективную интеграцию ребенка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Поэтому одной из социально значимых целей современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. На уроках русского языка и литературы есть большая возможность творить, и на своих уроках я стараюсь создать условия для творчества, то есть условия внутренней свободы.
Представленный опыт интересен тем, что позволяет рассмотреть особенности активных форм и методов работы на уроках русского языка и во внеурочной деятельности. А активными являются такие методы и формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход, развиваются творческие способности каждого ученика.
Класс, на котором отрабатывались приемы развития творческих способностей, обучался в начальной школе по системе Л.В.Занкова. Выпускники – занковцы более коммуникабельны, не боятся ошибиться, экспериментирует, активно ищут пути и способы реализации своих возможностей. К сожалению, не всегда получается решить проблему преемственности между начальной и основной школой, что является конкретной проблемой в нашем образовательном учреждении.
Таким образом, в начале деятельности присутствовало затруднение: как сохранить наработанное учителем начальных классов, мало того, как развить дальше, не навредить, а улучшить? Какие условия необходимо создать для развития творческих способностей? Это основные проблемы, которые я решала на протяжении нескольких лет.
После проработки сборника программ для начальной школы (Система Л.В.Занкова) были выделены следующие положения, которые впоследствии применялись в работе с классом(наряду с теми, которые рекомендуются Программой общеобразовательных учреждений):
- использовать дидактический принцип «единство интеллектуального и эмоционального (методическое свойство многогранности) решается в пользу эмоционального, которое и дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу»,
- обучать на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности,
- в творческой деятельности придерживаться цели: освоение коммуникативной функция языка (адекватного его восприятия и пользования).
Немаловажен при этом выбор УМК. УМК В.В.Бабайцевой зарекомендовал себя в учительской среде только с положительной стороны. Именно благодаря этому учебно-методическому комплексу удается наиболее полно реализовать принцип развивающего обучения. И тем не менее, он не полностью соответствует занковским подходам, поэтому приходилось использовать немало дополнительных методов и приемов развития творческого воображения, как предлагаемых методистами, так и собственных наработок.
Предполагаемый результат деятельности – в повышении интереса к предмету, в творческой активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях, в умении самостоятельно мыслить, в коммуникативной активности, стабильности результатов обучения. Данный опыт доступен любому учителю и рассчитан на ученика любого уровня.
Все используемые методы и приемы я классифицировала следующим образом :
1) Игра. 2) Творческие работы. 3) Использование ИКТ. 4) Метод проектов.
5) Исследовательская деятельность. 6) Элементы проблемного обучения.
Нельзя предварительно не сказать о том, что cответственно методам и приемам применяются и технологии – игровая, проблемного обучения, проектная, исследование, современные информационные технологии, развивающая. Приоритетной нет, потому что преподавание русского языка подразумевает работу с комплексом технологий, с элементами их, что, на мой взгляд, является наиболее результативным, нежели зацикливание на какой-то одной. В таком случае дети могут, например, в совершенстве овладеть технологией решения проблемных ситуаций или написания исследовательских работ, а творческие работы будут, что называется, западать.
А) Игра.
Все игровые элементы я поделила на несколько групп:
Дидактические игры.
«Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
«Корректор». Исправьте речевые ошибки.
«Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
«Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
«Вратарь». Класс диктует стоящему у доски ученику слова на определенное правило. Написал неправильно-получи «гол».
«Корреспондент». Берем интервью у соседа по парте и оформляем в тетради.
Интерактивные приемы: забавные рисунки к правилу, весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки, ассоциации, игра в эпитеты и сравнения.
Ситуационные игры:
(Когда –то некоторые из этих приемов были напечатаны в одной из газет «1 сентября», я использую их более 10 лет, совершенствую и применяю).
«Взрыв интеллекта». На уроках не должен возникать рефлекс типа: ученик ответил, напряжение спало, и он отключился от урока. Поэтому я использую различные формы опроса. Одним из эффективных считаю неожиданный блицопрос: он показывает реальные знания учащихся; система таких вопросов формирует в учащемся способность быстро мобилизовать имеющиеся знания, умения, навыки; держит ученика в постоянной интеллектуальной готовности, что потом пригодится в ситуации экзамена.
«Сто тысяч почему». Учитель надевает маску Дотошного иностранца или Глупого инопланетянина, и на каждую фразу ученического ответа задает вопрос : «Почему?» Например: ----Это подлежащее.
-Почему?
-Отвечает на основной вопрос подлежащего, выражено именем существительным.
Таким образом, можно проверить не только активные знания учащегося, но и научить отвечать четко и аргументированно.
«Доверяй, но проверяй». Иногда я допускаю ошибки (речевые в диктанте, фактические и логические в различных утверждениях). Задача класса - найти и исправить. В результате развивается внимание, дети учатся критически оценивать преподносимую информацию. Конечно, надо заранее предупредить о возможности ошибки.
«Спасатели». Отвечающему ученику (особенно слабому) на уроке помогает не учитель , а «консультант-спасатель». Получается, что ребята отвечают вдвоем или даже втроем. Благодаря этому способу вырабатывается чувство коллективизма, ребята находятся в постоянном интеллектуальном напряжении, готовы помочь.
«Сам себе режиссер». При отработке какой-либо темы на уроках я прошу ребят составить дома диктанты на изучаемое правило или же по цепочке записываем интересующие слова на одном листе, затем один из учеников диктует. Проверяют такие работы наиболее сильные ученики.
Результативность игровой технологии: приобретение конкретных практических навыков, закрепление их, перевод знаний в опыт. пробуждение интереса к урокам русского языка, выявление интересного в языке с помощью необычных, занимательных приемов и форм работы, развитие памяти детей, внимания, сообразительности, общего кругозора.
Б) Творческие работы.
«Творческое чтение».
На подготовительном этапе использую просмотровое чтение. Перед чтением текста предлагаю учащимся несколько вопросов на мотивацию: Почему я должен прочесть этот текст? Далее использую прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее прошу пересказать по маркированному.
Кроме того, что этот прием незаменимо действует при работе с лингвистическими текстами, также успешно его можно использовать при составлении плана любого текста, при обучении написанию изложения (позднее его использовали в несколько измененном виде как способ сжатия текста при работе по подготовке к ГИА).
Сочинения.
Выделяются две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Темы первой группы предполагают раскрытие какого-либо отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом. Вторая группа – темы творческие, написание которых требует от ребенка творческой переработки всего фонда полученных знаний.
«Один вечер из жизни школьного портфеля», «Репортаж из аквариума в моей комнате» - богатая фантазия, образность мышления находят своё выражение: дети «оживляют», «очеловечивают» неодушевленные предметы. Ребятам нравятся такие уроки творчества. Они творят, не боясь получить плохую оценку за грамотность. Как правило, я оцениваю только содержание и оригинальность сочинений.
Прием написания письма литературному герою или от имени литературного героя, письма самому себе, учителю помогает учащимся ощутить уместность или неуместность употребления тех или иных языковых средств в зависимости от темы обращения. Это могут быть также дневниковые записи литературных героев (эпистолярный жанр сохраняется) В 6-8 классах делали следующим образом: я предлагала ребятам до новогодних каникул написать мне письмо. А в течение каникул отвечала. После каникул проводила урок, где обсуждались речевые ошибки (на примерах, подобных тем, что были в их текстах).
Работа с текстом.
Данный вид работы можно начинать в любом классе – уровень сложности будет разный - мы же занимались этим в 9 и10 классе. Алгоритм работы таков:
Берем любой текст, отрывок из художественного произведения. Желательно взять текст из какой-нибудь методической литературы – там тексты, как правило, выбраны соответствующие работе с ними на уроке.
Раздаю тексты ученикам. Дети поделены на группы (не более 4 человек). Группы получают задание: пронумеровать предложения и придумать к тексту задания типа ГИА или ЕГЭ. Уточняю, что эти задания потом будут прорешиваться в классе.
Создание сочинений в газетных жанрах.
Результативность.
Творческие работы способствуют литературному и общему развитию школьников, нравственному воспитанию учащихся, формированию у них
эстетического вкуса, формируют личность ребенка в целом (творческое мышление, эмоциональное восприятие); могут являться оценкой результативности обучения по всем направлениям (образование, развитие, воспитание); развивают монологическую и диалогическую речь. В)Исследовательская деятельность.
На учебных занятиях в силу экономии времени можно проводить лишь мини-исследования. В качестве примера предлагаю урок русского языка и литературы в 10 классе по теме «Анализ лингвистического текста».
На этом уроке использовалось мини - исследование. Учащимися был проведён самостоятельный анализ языкового материала, ими были сделаны самостоятельные выводы по теме. Учитель на таком уроке выступает в качестве координатора процесса познания. А у учеников есть возможность почувствовать себя первооткрывателями. При таком психологическом настрое учебный материал усваивается очень хорошо. Об этом свидетельствуют первичное закрепление и контроль на самом занятии (почти все учащиеся за домашнее задание получили только «хорошо» и «отлично»).
Такие же мини-исследования можно предлагать способным ученикам в качестве самостоятельной работы на уроке и дома. Заниматься же серьёзной исследовательской работой можно лишь во внеурочное время. Но нужно помнить, что исследовательскую деятельность предваряет большая предварительная работа: письменные и устные задания; вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями по русскому языку; способности и интересы учащихся; обсуждение лингвистических работ; выполнение упражнений, моделирующих исследование; выполнение заданий и задач на систематизацию теоретических знаний о языке, заданий, нацеливающих учащихся на самостоятельный подбор языкового материала.
Я использую исследовательскую деятельность как индивидуальную форму работы с одарёнными учащимися пятый год, но могу уже сделать однозначный вывод: детям нравится заниматься исследовательской деятельностью. Эта деятельность, действительно, развивает учащихся всесторонне. Мы совместно выбираем актуальную тему для исследования, разрабатываем план работы, школьники много работают самостоятельно, подбирая нужный материал, выдвигаем гипотезу, ищем на неё ответы, спорим. В итоге создаётся исследовательская работа, за которую мы оба испытываем гордость, но ребёнок в большей степени, безусловно. Примером этому может быть исследовательская работа на тему «Слова-паразиты в речи учителей и учащихся ОБСШ». Также с большим интересом дети проводили исследование на тему «Правда и вымысел в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Не менее интересна исследовательская работа при подготовке к ЕГЭ. Школьники зачастую испытывают затруднения с определением и нахождением в тексте изобразительно-выразительных средств. В качестве тренинга была проведена исследовательская работа «Изобразительно-выразительные средства в творчестве березниковского поэта Галины Макеевой».
Не менее интересна исследовательская работа при подготовке к ЕГЭ. Школьники зачастую испытывают затруднения с определением и нахождением в тексте изобразительно-выразительных средств. В качестве тренинга была проведена исследовательская работа «Изобразительно-выразительные средства в творчестве березниковского поэта Галины Макеевой».
Результативность.Переходя от этапа к этапу, школьник учится: работать с первоисточниками; наблюдать явления, факты; объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие; формулировать гипотезу; обобщать материал и представлять его в виде текста.
Г) Применение ИКТ.
Формы работы:
1. Создание презентаций на заданную тему.
2. Работа с презентациями на уроке.
3. Поиск и отбор материала в Интернете.
4. Создание текстовых файлов.
5. Просмотр фильмов и роликов.
6. Работа с интерактивными слайдами.
7. Освоение программы «PageMaker70» (для верстки в газетном формате).
8. Онлайн-консультации в режимах ICQ, SKYPE, «В контакте».
9. Сдача конспектов и рефератов через электронную почту с последующим обсуждением на уроке.
Использование данной технологии позволяет: 1.Значительно сэкономить время на уроке . 2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения. 3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Результативность: увеличивается скорость овладения учебным материалом; наблюдается положительная динамика движения детей из групп со слабой и средней успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью; при составлении презентаций, фильмов, рефератов развивается творческая активность; в исполнительной основе действий наблюдаются положительные сдвиги, что сказывается на уровне общей грамотности (уменьшается количество орфографических ошибок, реже применяются исправления);
Д)Метод проектов.
Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинированный характер, например : «Виды подчинительной связи в словосочетании», «Глагол» (можно взять любую часть речи), «Орфограммы корня», «Собственные имена существительные» Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Я использую проектную методику для создания на уроке тематической страницы школьной газеты, например, «Как избавиться от прозвищ».
Результативность.
В результате работы над проектом школьник овладевает следующими навыками: самостоятельной работы с источниками информации; самостоятельного принятия решений; коммуникативности, мыслительной деятельности при проектировании, анализа и рефлексии.
Е)Элементы проблемного обучения.
Основные используемые формы и приемы: проблемные вопросы, проблемные ситуации, куда обязательно входят целеполагание (постановка целей и задач из темы урока) и поляризация мнений (группы должны доказать правоту противоположных мнений)..
К проблемной технологии преподавания можно отнести и задания, связанные с различными видами разборов на уроках русского языка (это универсальный способ систематизации изученного материала во всех классах), которые помогают развитию логики мышления учащихся.
«Включение» ученика в процесс добывания знаний начинаю с 5 класса. Стараюсь, чтобы ребята самостоятельно выводили правила (эта работа заложена в параграфах учебника - материал для наблюдений). Предлагаю ознакомиться с методическими рекомендациями, разработанными мной для 5 класса по теме «Орфография».
Результативность: развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении; воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Заключение.
Подводя определённые итоги под своей работой, хочу обратить внимание на следующее: вся моя деятельность как учителя направлена на поддержание преемственности между УМК, на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я стараюсь создать на своих занятиях нужные условия для самовыражения учащихся, использую различные педагогические технологии и приемы для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся, которыми готова поделиться. По интересующим методическим ресурсам, о которых говорится в статье, можно связаться по адресу: olvashkevich@yandex.ru. Список литературы:
Нечаева В.Н, Ванцян А.Г. «Система развивающего обучения Л.В.Занкова-что это такое?» М.,2008.
Педагогическая энциклопедия, т.4. М., 1968.
|
|
|