Направление «Формирование элементарных математических представлений». СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К четырехлетнему возрасту при успешном освоении Программы у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Изучение математики уже в дошкольном возрасте ведет к развитию логического мышления, ориентирует детей на понимание связей и отношений. Основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления - образы предметов, их свойств, отношений.
Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста дает не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий аспект.
Основная цель рабочей программы - формировать элементарные математические представления у детей 3-4 лет, прививать интерес к математике, развивать математические способности.
Исходя из основной цели, вытекают следующие задачи:
Развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти.
Образовательные: приобретение детьми дошкольного возраста знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основ математического развития. Формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерениях, моделировании.
Воспитательные: умение проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач, воспитание аккуратности и самостоятельности.
Эти задачи решаются комплексно, на каждом занятии.
Учитывая адаптационный период детей, непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений проводятся со второй половины сентября один раз в неделю.
В сентябре и октябре продолжительность одной непосредственно образовательной деятельность не должна превышать 10 минут. С октября время постепенно увеличивают до 12-15 минут.
Целесообразно организовывать их в первой половине недели, сочетая с физкультурными или музыкальными занятиями. Примерное распределение программного материала на год
№п/п
| Программное содержание
| Количество занятий,
где данная тема является основной
| 1
| Образование групп из нескольких однородных предметов и выделение из группы одного предмета
| 3
| 2
| Нахождение в ближайшем окружении совокупности одинаковых предметов и одного предмета, сначала специально подготовленных, а затем без подготовки
| 6
| 3
| Знакомство с кругом, квадратом, треугольником. Различение фигур
| 3
| 4
| Развитие ориентировки в основных пространственных направлениях от себя: справа (направо), слева (налево), вверху (верхняя), внизу (нижняя), над, под, впереди, сзади
| 3
| 5
| Соотнесение предметов в группах один к одному путем их наложения и приложения друг к другу. Развитие умения выяснять, в какой из групп предметов больше (меньше) или равное количество
| 7-9
| 6
| Сравнение двух предметов по длине, ширине, высоте (величине в целом) путем наложения и приложения друг к другу
| 6
| 7
| Воспроизведение заданного количества предметов, звуков, движений по образцу в пределах 1-3 (без счета и называния числа)
| 3
| 8
| Формирование представлений о частях суток (утро - вечер, день - ночь)
| 1
| ВСЕГО
| 32 - 34
|
Планируемые промежуточные результаты (интегративные качества) освоения данной программы:
умеют группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т. д.);
могут составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;
умеют находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;
правильно определяют количественное соотношение двух групп предметов; понимают конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»;
различают круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;
понимают смысл обозначений: вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, на, над -под, верхняя - нижняя (полоска);
понимают смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь».
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)
Месяц
| Тема и цели 1 -й недели
| Тема и цели 2-й недели
| Тема и цели 3-й недели
| Тема и цели 4-й недели
| Обеспечение интеграции образовательных
направлений
| Целевые ориентиры развития
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| Сентябрь
| Тема
| Адаптационный период
| Образовательная деятельность 1
| Образовательная деятельность 2
| Художественное творчество: предлагать детям изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их.
Социализация: усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет увеличения количества игрушек.
| Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т. д.)
| Цели
| Формировать у детей основные компоненты готовности к успешному математическому развитию: социальный, психологический, эмоционально-волевой. Помочь каждому ребенку почувствовать удовлетворенность процессом обучения, не испытывать неуверенности и страха при выполнении заданий, не дать ему поддаться унынию, а вселить уверенность в успехе
| Закреплять умения различать и называть шар (шарик), куб (кубик)
| Закреплять умение различать контрастные предметы по размеру, используя при этом слова «большой», «маленький»
| Продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.)
| Октябрь
| Тема
| Образовательная деятельность 1
| Образовательная деятельность 2
| Образовательная деятельность 3
| Образовательная деятельность 4
| Художественное творчество: учить составлять из частей целостное изображение предмета; в рисунке закреплять понятие «части суток». Физическая культура: в подвижных играх закреплять понятия «вверху - внизу», «слева-справа»
| Умеет различать количество предметов, составлять из частей целостное изображение, знает геометрическую фигуру круг
| Цели
| Закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова «один», «много», «мало»
| Познакомить со способами составления групп из отдельных предметов и выделение из группы одного предмета. Учить понимать слова «много», «один», «ни одного»
| Учить отвечать на вопрос «сколько?», определять совокупности словами «один», «много», «ни одного». Познакомить с кругом
| Учить сравнивать круги по размеру -большой, маленький
| Учить обследовать круги осязательно-двигательным путем
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| Ноябрь
| Тема
| Образовательная деятельность 1
| Образовательная деятельность 2
| Образовательная деятельность 3
| Образовательная деятельность 4
| Коммуникация: формировать умение давать полноценный ответ на поставленный вопрос. Физическая культура: формировать умения соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. Социализация: учить собирать картинку из 4-6 частей («Наша посуда», «Игрушки» и др.)
Социализация: поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Коммуникация: развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов. Физическая культура: формировать умение строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях при построениях и перестроениях, в подвижной игре
| Может различать круг и квадрат, собрать картинку из 4-6 частей, находить один и много предметов
Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы. Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов
| Цели
| Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами «длинный - короткий», «длиннее - короче»
| Учить: - находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова «один», «много»; - сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения
| Познакомить с квадратом. Учить различать круг и квадрат, указывать по просьбе воспитателя эти фигуры на картинках, выставлять их изображения в той очередности, которую предлагает педагог
| Закрепить умения: - находить один и много предметов в специально созданной обстановке, пользоваться словами «один», «много»; - различать и называть круг и квадрат
| Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям
| Учить группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме
| Декабрь
| Тема
| Образовательная деятельность 1
| Образовательная деятельность 2
| Образовательная деятельность 3
| Образовательная деятельность 4
| Цели
| Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами «длинный - короткий», «длиннее -короче», «одинаковые по длине»
| Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Совершенствовать умения: - сравнивать два предмета по длине; - находить один и много предметов в окружающей обстановке
| Учить: - сравнивать две разные группы предметов способом наложения, понимать выражения «помногу», «поровну»; - ориентироваться в расположении частей собственного тела, различать правую и левую руку
| Учить: - сравнивать два предмета по длине, используя наложения; - активизировать употребление в речи выражений «помногу», «поровну», «столько - сколько»
| Продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, развивать умения воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| Январь
| Тема
| Образовательная деятельность 1
| Образовательная деятельность 2
| Образовательная деятельность 3
| Образовательная деятельность 4
| Художественное творчество: подводить детей к изображению предметов разной формы. Коммуникация: учить составлять небольшой рассказ или сказку с употреблением слов «вчера», «сегодня», «завтра». Социализация: учить использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины)
| Умеет объединяться со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль в сюжетно-ролевой игре; проявляет умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре
| Цели
| Учить:
- сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения;
- обозначать результаты сравнения словами «широкий -узкий», «шире - уже»
| Совершенствовать умения:
- сравнивать два предмета по ширине;
- сравнивать две равных группы предметов способом наложения;
- закреплять умение различать и называть круг и квадрат
| Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру. Закреплять навык сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами «шире - уже», «одинаковый по ширине»
| Продолжить знакомить с треугольником на основе сравнения его с квадратом
| Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения. Закреплять умение различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета
| Февраль
| Тема
| Образовательная деятельность 1
| Образовательная деятельность2
| Образовательная деятельность 3
| Образовательная деятельность 4
| Художественное творчество: учить составлять из частей целостное изображение предмета; в рисунке закреплять понятие «части суток». Физическая культура: закреплять понятия «вверху - внизу», «слева - справа». Коммуникация: учить составлять описание по картинке с использованием понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа», «впереди», «сзади»
| Умеет пользоваться и понимает смысл обозначений «вверху - внизу», «впереди -сзади», «слева -справа», «на», «над - под», «верхняя - нижняя» (полоска)
| Цели
| Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Упражнять в умении определять пространственные направления от себя и обозначать их словами «впереди - сзади (позади)», «вверху -внизу», «справа (направо) - слева (налево)»
| Познакомить с прие-мами сравнения двух предметов по высоте; учить понимать слова «высокий - низкий», «выше - ниже». Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами «помногу», «поровну», «одинаково», «столько - сколько»
| Упражнять в сравнении:
- двух предметов по высоте;
- двух равных групп предметов способом наложения и приложения
| Учить:
- сравнивать две неравные группы предметов способом наложения;
- обозначать результаты сравнения словами «больше -меньше», «столько -сколько Совершенствовать восприятие детей, включая все органы чувств. Развивать образные представления
| Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| Март
| Тема
| Образовательная деятельность 1
| Образовательная деятельность 2
| Образовательная деятельность 3
| Образовательная деятельность 4
| Социализация: закреплять умение подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие шарики 2-3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета.
Познание: устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Коммуникация: помогать детям доброжелательно общаться друг с другом. Художественное творчество: предлагать детям лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей
| Понимает смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь»; правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»
| Цели
| Учить: - сравнивать две неравные группы предметов; - обозначать результаты сравнения словами «больше -меньше», «столько -сколько»
| Закреплять: - способы сравнения двух предметов по длине, ширине, высоте; - обозначать результаты соответствующими словами
| Закреплять умение различать и называть части суток: «день», «ночь»
| Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один). Закреплять способы сравнения предметов
| Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами - кубики и др.); изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд)
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| Апрель
| Тема
| Образовательная деятельность 1
| Образовательная деятельность 2
| Образовательная деятельность 3
| Образовательная деятельность 4
| Социализация: помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. Безопасность: расширять представления детей о правилах дорожного движения: рассказать, что автомобили ездят по дороге (проезжей части), а пешеходы ходят по тротуару; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов. Художественное творчество: учить составлять из частей целостное изображение предмета; в рисунке закреплять понятие «части суток», три световых сигнала светофора (красный, желтый, зеленый)
| Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму
| Цели
| Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу в пределах трех (без счета и называния числа).
Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник)
| Упражнять:
- в умении сравнивать два предмета по размеру; - обозначать результаты сравнение словами «большой», «маленький».
Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная)
| Учить различать определенное количество движений и называть их словами «один», «много». Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы. Развивать внимание и мышление
| Закреплять умение различать и называть части суток: «утро», «вечер». Развивать мышление: учить видеть закономерности в расположении предметов и воспроизводить их
| Обследовать форму геометрических фигур, используя зрение и осязание, развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| Май
| Тема
| Образовательная деятельность 1
| Образовательная деятельность 2
| Образовательная деятельность 3
| Образовательная деятельность 4
| Художественное творчество: выполнить аппликацию с использованием геометрических фигур. Коммуникация: развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь). Физическая культура: формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве
| Умеет соотносить форму предметов мебели и посуды с геометрическими фигурами в лепке и аппликации; умеет соблюдать правила игры и планировать последовательность действий для достижения результата
| Цели
| Закреплять умение сравнивать две равные группы предметов способами наложения и приложения. Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д.
| Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, куб. Развивать внимание, мышление, память, воображение
| Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи
| Совершенствовать умения ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя; формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток (день -ночь, утро - вечер)
| Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств. Развивать образные представления
|
|