Главная страница

Протокол № От 2014г Согласовано: Зам директора по увр. От 2014г



НазваниеПротокол № От 2014г Согласовано: Зам директора по увр. От 2014г
страница7/19
Дата04.03.2016
Размер3.88 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19

Направление «Формирование элементарных математических представлений».


СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К четырехлетнему возрасту при успешном освоении Программы у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Изу­чение математики уже в дошкольном возрасте ведет к развитию логического мышления, ориен­тирует детей на понимание связей и отношений. Основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формиру­ются представления - образы предметов, их свойств, отношений.

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста дает не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элемен­тарных математических операций), но и широкий развивающий аспект.

Основная цель рабочей программы - формировать элементарные математические представления у детей 3-4 лет, прививать интерес к математике, развивать математические способности.

Исходя из основной цели, вытекают следующие задачи:

Развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти.

Образовательные: приобретение детьми дошкольного возраста знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основ математического развития. Формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерениях, моделировании.

Воспитательные: умение проявлять волевые усилия в процессе решения математических за­дач, воспитание аккуратности и самостоятельности.

Эти задачи решаются комплексно, на каждом занятии.

Учитывая адаптационный период детей, непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений проводятся со второй поло­вины сентября один раз в неделю.

В сентябре и октябре продолжительность одной непосредственно образовательной деятельность не должна превышать 10 минут. С октября время постепенно увеличивают до 12-15 минут.

Целесообразно организовывать их в первой половине недели, сочетая с физкультурными или музыкальными занятиями.
Примерное распределение программного материала на год


№п/п

Программное содержание

Количество занятий,

где данная тема является основной

1

Образование групп из нескольких однородных предметов и выделение из группы одного предмета

3

2

Нахождение в ближайшем окружении совокупности одинаковых предметов и одного предмета, сначала специально под­готовленных, а затем без подготовки

6

3

Знакомство с кругом, квадратом, треугольником. Различение фигур

3

4

Развитие ориентировки в основных пространственных направлениях от себя: справа (направо), слева (налево), вверху (верхняя), внизу (нижняя), над, под, впереди, сзади

3

5

Соотнесение предметов в группах один к одному путем их наложения и приложения друг к другу. Развитие умения выяс­нять, в какой из групп предметов больше (меньше) или равное количество

7-9

6

Сравнение двух предметов по длине, ширине, высоте (величине в целом) путем наложения и приложения друг к другу

6

7

Воспроизведение заданного количества предметов, звуков, движений по образцу в пределах 1-3 (без счета и называния числа)

3

8

Формирование представлений о частях суток (утро - вечер, день - ночь)

1

ВСЕГО

32 - 34


Планируемые промежуточные результаты (интегративные качества) освоения данной программы:

  • умеют группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все боль­шие, все круглые предметы и т. д.);

  • могут составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;

  • умеют находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;

  • правильно определяют количественное соотношение двух групп предметов; понимают конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»;

  • различают круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;

  • понимают смысл обозначений: вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, на, над -под, верхняя - нижняя (полоска);

  • понимают смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь».



РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)


Месяц

Тема и цели 1 -й недели

Тема и цели 2-й недели

Тема и цели 3-й недели

Тема и цели 4-й недели

Обеспечение интеграции образовательных

направлений

Целевые ориентиры развития

1

2

3

4

5

6

7

Сентябрь

Тема

Адаптационный период

Образовательная деятельность 1

Образовательная деятельность 2

Художественное твор­чество: предлагать де­тям изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекре­щивать их.

Социализация: усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет увеличения количества игрушек.

Умеет группи­ровать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т. д.)

Цели

Формировать у детей основные компо­ненты готовности к успешному математиче­скому развитию: социальный, психологиче­ский, эмоционально-волевой. Помочь каждому ребенку почувствовать удовлетворенность процессом обучения, не испытывать неуверенности и страха при выполнении заданий, не дать ему поддаться унынию, а вселить уверенность в успехе

Закреплять умения различать и называть шар (шарик), куб (кубик)

Закреплять умение различать контрастные пред­меты по размеру, используя при этом слова «большой», «маленький»

Продолжать развивать восприятие, созда­вать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.)

Октябрь

Тема

Образовательная деятельность 1

Образовательная деятельность 2

Образовательная деятельность 3

Образовательная деятельность 4

Художественное твор­чество: учить составлять из частей целостное изображение предмета; в рисунке закреплять понятие «части суток». Физическая культура: в подвижных играх за­креплять понятия «вверху - внизу», «слева-справа»

Умеет различать количество пред­метов, составлять из частей целост­ное изображение, знает геометри­ческую фигуру круг

Цели

Закреплять умение различать количество пред­метов, используя при этом слова «один», «много», «мало»

Познакомить со способами состав­ления групп из отдель­ных предметов и выде­ление из группы одно­го предмета. Учить понимать слова «много», «один», «ни одного»

Учить отвечать на вопрос «сколько?», определять совокупности сло­вами «один», «мно­го», «ни одного». Познакомить с кругом

Учить сравнивать круги по размеру -большой, маленький

Учить обследовать круги осязательно-двигательным путем



1

2

3

4

5

6

7

Ноябрь

Тема

Образовательная деятельность 1

Образовательная деятельность 2

Образовательная деятельность 3

Образовательная деятельность 4

Коммуникация: форми­ровать умение давать полноценный ответ на поставленный вопрос. Физическая культура: формировать умения со­блюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентиро­ваться в пространстве. Социализация: учить собирать картинку из 4-6 частей («Наша посуда», «Игрушки» и др.)

Социализация: поощрять попытки детей самосто­ятельно подбирать атри­буты для той или иной роли; дополнять игро­вую обстановку недос­тающими предметами, игрушками. Коммуникация: развивать умение различать и назы­вать существенные дета­ли и части предметов. Физическая культура: формировать умение строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое ме­сто при построениях при построениях и перестрое­ниях, в подвижной игре


Может различать круг и квадрат, собрать картин­ку из 4-6 частей, находить один и много пред­метов

Может состав­лять при помо­щи взрослого группы из одно­родных предме­тов и выделять один предмет из группы. Умеет находить в окружающей обстановке один и много одина­ковых предметов


Цели



Учить сравни­вать два предмета по длине и обозна­чать результат срав­нения словами «длин­ный - короткий», «длиннее - короче»

Учить: - находить один и мно­го предметов в специ­ально созданной обста­новке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова «один», «много»; - сравнивать два пред­мета по длине способа­ми наложения и прило­жения

Познакомить с квадратом. Учить различать круг и квадрат, ука­зывать по просьбе воспитателя эти фи­гуры на картинках, выставлять их изо­бражения в той оче­редности, которую предлагает педагог

Закрепить умения: - находить один и много предметов в специально соз­данной обстановке, пользоваться слова­ми «один», «много»; - различать и называть круг и квадрат

Продолжать показывать разные способы об­следования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям

Учить группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: ве­личине, форме

Декабрь


Тема

Образовательная деятельность 1

Образовательная деятельность 2

Образовательная деятельность 3

Образовательная деятельность 4

Цели



Совершенст­вовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравне­ния обозначать сло­вами «длинный - ко­роткий», «длиннее -короче», «одинако­вые по длине»

Закреплять уме­ние различать и назы­вать круг и квадрат. Совершенство­вать умения: - сравнивать два предмета по длине; - находить один и мно­го предметов в окру­жающей обстановке

Учить: - сравнивать две разные группы предметов способом наложения, понимать выражения «помно­гу», «поровну»; - ориентироваться в расположении частей собственного тела, различать пра­вую и левую руку

Учить: - сравнивать два предмета по длине, используя наложения; - активизировать употребление в речи выражений «помно­гу», «поровну», «столько - сколько»

Продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, развивать умения воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи




1

2

3

4

5

6

7

Январь


Тема

Образовательная деятельность 1

Образовательная деятельность 2

Образовательная деятельность 3

Образовательная деятельность 4

Художественное твор­чество: подводить детей к изображению предметов разной формы. Коммуникация: учить со­ставлять небольшой рас­сказ или сказку с упот­реблением слов «вчера», «сегодня», «завтра». Социализация: учить использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины)


Умеет объеди­няться со свер­стниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль в сюжетно-ролевой игре; проявляет умение взаимодей­ствовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре


Цели



Учить:

- сравнивать два предмета, контраст­ных по ширине, ис­пользуя приемы на­ложения и прило­жения;

- обозначать ре­зультаты сравнения словами «широкий -узкий», «шире - уже»

Совершенство­вать умения:

- сравнивать два предмета по ширине;

- сравнивать две рав­ных группы предметов способом наложения;

- закреплять умение различать и называть круг и квадрат

Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру. Закреплять на­вык сравнения двух предметов по ши­рине, учить пользо­ваться словами «ши­ре - уже», «одина­ковый по ширине»

Продолжить знакомить с треугольником на основе сравнения его с квадратом

Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конст­руктивные умения. Закреплять умение различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, пристав­ление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета

Февраль

Тема

Образовательная деятельность 1

Образовательная деятельность2

Образовательная деятельность 3

Образовательная деятельность 4

Художественное твор­чество: учить составлять из частей целостное изо­бражение предмета; в ри­сунке закреплять поня­тие «части суток». Физическая культура: закреплять понятия «вверху - внизу», «слева - справа». Коммуникация: учить составлять описание по картинке с использо­ванием понятий «ввер­ху», «внизу», «слева», «справа», «впереди», «сзади»



Умеет пользо­ваться и пони­мает смысл обозначений «вверху - вни­зу», «впереди -сзади», «слева -справа», «на», «над - под», «верхняя - ниж­няя» (полоска)



Цели

Совершенст­вовать умение различать и назы­вать знакомые гео­метрические фигу­ры (круг, квадрат, треугольник). Упражнять в умении определять пространственные направления от себя и обозначать их словами «впереди - сзади (позади)», «вверху -внизу», «справа (направо) - слева (налево)»

Познакомить с прие-мами сравнения двух предметов по высоте; учить понимать слова «высокий - низкий», «выше - ниже». Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами «помногу», «поровну», «одинаково», «столько - сколько»

Упражнять в сравнении:

- двух предметов по высоте;

- двух равных групп предметов способом наложе­ния и приложения

Учить:

- сравнивать две не­равные группы предметов способом наложения;

- обозначать резуль­таты сравнения сло­вами «больше -меньше», «столько -сколько Совершенствовать вос­приятие детей, вклю­чая все органы чувств. Развивать образные представления

Продолжать показывать разные способы об­следования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям




1

2

3

4

5

6

7

Март

Тема



Образовательная деятельность 1

Образовательная деятельность 2

Образовательная деятельность 3

Образовательная деятельность 4

Социализация: закреп­лять умение подбирать предметы по цвету и ве­личине (большие, сред­ние и маленькие шарики 2-3 цветов), собирать пирамидку из умень­шающихся по размеру колец, чередуя в опреде­ленной последователь­ности 2-3 цвета.

Познание: устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Коммуникация: помогать детям доброжелательно общаться друг с другом. Художественное твор­чество: предлагать де­тям лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей


Понимает смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь»; правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»

Цели

Учить: - сравнивать две неравные группы предметов; - обозначать ре­зультаты сравнения словами «больше -меньше», «столько -сколько»

Закреплять: - способы сравнения двух предметов по дли­не, ширине, высоте; - обозначать результа­ты соответствующими словами

Закреплять умение различать и называть части суток: «день», «ночь»

Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один). Закреплять спо­собы сравнения предметов

Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами - кубики и др.); изменять построй­ки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд)



1

2

3

4

5

6

7

Апрель


Тема

Образовательная деятельность 1

Образовательная деятельность 2

Образовательная деятельность 3

Образовательная деятельность 4

Социализация: помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на осно­ве личных симпатий. Безопасность: расширять представления детей о правилах дорожного движения: рассказать, что автомобили ез­дят по дороге (проезжей части), а пешеходы хо­дят по тротуару; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов. Художественное твор­чество: учить составлять из частей целостное изображение предмета; в рисунке закреплять понятие «части суток», три световых сигнала светофора (красный, желтый, зеленый)



Различает круг, квадрат, тре­угольник, пред­меты, имеющие углы и круглую форму



Цели

Учить воспроиз­водить заданное ко­личество предметов и звуков по образцу в пределах трех (без счета и называния числа).

Совершенст­вовать умение различать и назы­вать знакомые гео­метрические фигу­ры: круг, квадрат, треугольник)

Упражнять:

- в умении сравнивать два предмета по размеру; - обозначать результаты сравнение словами «большой», «маленький».

Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свой­ствам: величине, фор­ме, цвету. Подсказывать детям название формы (круг­лая, треугольная, прямо­угольная и квадратная)

Учить различать определенное коли­чество движений и называть их словами «один», «много». Совершенст­вовать умение составлять группу из отдельных пред­метов и выделять один предмет из группы. Развивать вни­мание и мышление

Закреплять умение различать и называть части суток: «утро», «вечер». Развивать мыш­ление: учить видеть закономерности в расположении предметов и вос­производить их

Обследовать форму геометрических фигур, используя зрение и осязание, развивать уме­ние воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи



1

2

3

4

5

6

7

Май

Тема

Образовательная деятельность 1

Образовательная деятельность 2

Образовательная деятельность 3

Образовательная деятельность 4

Художественное творче­ство: выполнить аппли­кацию с использованием геометрических фигур. Коммуникация: развивать умение понимать обоб­щающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь). Физическая культура: формировать умение со­блюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентиро­ваться в пространстве

Умеет соотно­сить форму предметов ме­бели и посуды с геометричес­кими фигурами в лепке и аппликации; умеет соблюдать правила игры и планировать последователь­ность действий для достижения результата

Цели

Закреплять умение сравнивать две равные группы предметов спосо­бами наложения и приложения. Учить определять пространственное расположение предметов, исполь­зуя предлоги на, под, в и т. д.

Совершенство­вать умение разли­чать и называть гео­метрические фигуры: круг, квадрат, тре­угольник, куб. Развивать внима­ние, мышление, па­мять, воображение

Обогащать чув­ственный опыт де­тей и умение фик­сировать его в речи

Совершенствовать умения ориентиро­ваться в расположе­нии частей своего тела и в соответст­вии с ними различать пространственные направления от себя; формировать умение ориентироваться в контрастных час­тях суток (день -ночь, утро - вечер)

Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств. Развивать образные представления


1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19