Образовательная область «Познавательное развитие». «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя направления:
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
Формирование элементарных математических представлений.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора и социальное окружение. Ознакомление с природой.
Направление «Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.; формирует у дошкольников навыки познавательной и исследовательской деятельности; приобщает к миру технического и художественного изобретательства.
Во второй младшей группе конструирование проводится один раз в две недели, всего в месяц проводится 2.
Планируемые промежуточные результаты (интегративные качества) освоения данной программы:
знают, называют и правильно используют детали строительного материала;
умеют располагать кирпичики, пластины вертикально;
изменяют постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)
Месяц
| Тема и цели 1 -й недели
| Тема и цели 3-й недели
| Целевые ориентиры уровня развития интегра-тивных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных направлений)
| Виды детской деятельности
| Виды интеграции образовательных направлений и областей:
- познавательное развитие;
- социально – коммуникативное развитие;
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Сентябрь
| Тема
| Башенка и лесенка
| Башенка и лесенка
| Интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами; знает, называет и правильно использует детали строительного материала; анализирует созданные постройки; испытывает положительные эмоции от продуктивной (конструктивной) деятельности; взаимодействует со сверстниками; проявляет доброжелательность, дружелюбие по отношению к окружающим
| Знакомство с разным строительным материалом; создание постройки по образцу; участие в дидактических играх на закрепление понятий высоты и цвета, описание последовательности действий; анализ построек
| Познание ( познавательное развитие): создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов; группировать их; закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов.
Коммуникация (социально – коммуникативное развитие): помогать детям доброжелательно общаться друг с другом; формировать потребность делиться своими впечатлениями.
Труд: формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников; побуждать рассказывать о них.
Безопасность: продолжать объяснять детям, что нельзя брать в рот различные предметы, засовывать их в уши и нос.
Здоровье: ( физическое развитие) приучать к опрятности: осуществлять контроль за выработкой правильной осанки. Социализация: учить детей использовать в играх строительный материал
| Цель
| Закреплять понятия высоты, цвета. Учить:
- рассказывать, как будут строить;
- строить по образцу
| Знакомить с разным строительным материалом. Учить анализировать постройку
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Октябрь
| Тема
| Башенки и лесенки
| Дорожки
| Умеет пристраивать кирпичики разными гранями; пытается отражать полученные впечатления в продуктивных видах деятельности; использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты; проявляет желание сооружать
постройки по собственному замыслу; может в случае проблемной ситуации обратиться к знакомому взрослому, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого; имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду; в диалоге с педагогом умеет услышать и понять заданный вопрос, не перебивает говорящего взрослого
| Знакомство с архитектурными постройками; участие в дидактических играх по восприятию осязаемых свойств предметов, строительство дорожек разной длины по замыслу, пристраивание кирпичиков разными гранями, сенсорный анализ постройки
| Познание: ( познавательное развитие) подводить детей к простейшему анализу созданных построек, совершенствовать конструктивные умения; продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов. Коммуникация (социально – коммуникативное развитие): помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом; развивать умение различать и называть качества и особенности поверхности материалов;
развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.
Социализация: закреплять умение подбирать предметы по цвету и величине, в совместных дидактических играх развивать умение выполнять постепенно усложняющиеся правила.
Труд: воспитывать интерес к жизни и труду взрослых.
Безопасность: продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду
| Цель
| Учить осуще-ствлять сенсор-ный анализ постройки.
Дать представ-ление об архи-тектурных постройках
| Учить строить дорожки, пристраивать кирпичики разными гранями
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Ноябрь
| Тема
| Дорожка для Колобка
| Мебель
для куклы
| Знает, называет и правильно использует детали строительного материала; проявляет желание сооружать постройки и анализировать их; испытывает положительные эмоции от познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;ситуативно проявляет доброжелательное отношение к окружающим, умение делиться с товарищем; имеет опыт правильной оценки хороших и плохих поступков; знает, что надо соблюдать порядок и чистоту в помещении детского сада, убирать на место строительный материал
| Диалоги о длине и цвете построек, решение проблемной ситуации по выбору предметов мебели для куклы, создание деталей по образцу, анализ изделий, участие в сюжетно-ролевых играх по обыгрыванию предметов мебели для куклы
| Познание ( познавательное развитие): закреплять умение различать, называть и использовать основные строительные детали, сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения, использовать в постройках детали разного цвета, вызывать чувство радости при удавшейся постройке; продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома - улица; стол, стул, диван - мебель для кукол.
Социально – коммуникативное развитие.Труд: приучать после игры аккуратно складывать детали в коробки. Коммуникация: помогать детям доброжелательно общаться друг с другом, поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам; на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
Социализация: закреплять умение подбирать предметы по цвету и величине, развивать умение выполнять постепенно усложняющиеся правила
| Цели
| Закреплять знания о длине и цвете
| Учить:
- строить детали по образцу без показа приемов; - анализиро-вать изделие
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Декабрь
| Тема
| Кресло и диван
| Ворота
| Различает, называет и использует основные строительные детали (кубики, кирпичики), изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими; с удовольствием участвует в выставках детских работ, в обсуждениях результатов продуктивной деятельности; интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами; откликается на эмоции близких людей и друзей, делает попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь; умеет объединяться со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий
| Рассматривание предметов мебели, участие в беседе о размерах и назначении кресел и диванов, самостоятельный выбор и постройка изделия. Выбор кирпичиков и кубиков для строительства ворот, изменение постройки в высоту, обыгрывание и анализ построек
| Познание ( познавательное развитие): учить располагать кирпичики вертикально, ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (ворота); побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами - кубики и др.); изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка); продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету; организовывать презентацию результатов деятельности. Речевое развитие:: обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы; развивать умение понимать обобщающие слова; формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями; развивать диалогическую форму речи. Социализация: (социально – коммуникативное развитие) приучать детей к вежливости, формировать уважительное отношение друг к другу; создавать ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим
| Цели
| Дать понятия: «кресло короткое», «диван длинный». Учить самостоятельно выбирать изделие
| Учить:
- изменять постройку в высоту;
- называть детали: кирпичики, кубики
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Январь
| Тема
| Ворота
| Ворота
| Знает, называет и правильно использует детали строительного материала; изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими; задает вопросы взрослому; проявляет желание сооружать постройки по собственному замыслу; умеет посред-
ством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками; понимает, что надо жить дружно, помогать друг другу; в диалоге с педагогом умеет услышать и понять заданный вопрос, не перебивает говорящего взрослого
| Участие в беседе о назначении ворот, постройка ворот разной высоты, длины и ширины, рассказ о постройке, разбор конструкции, складывание материала в коробки
| Познание ( познавательное развитие): поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений; подводить детей к простейшему анализу созданных построек, совершенствовать конструктивные умения, приучать после игры аккуратно складывать детали в коробки.
Социально – коммуникативное развитие. Коммуникация: развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов; формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Труд: продолжать воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности; побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям, после игры убирать на место игрушки, строительный материал.
Социализация: в процессе игр с игрушками и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру; развивать умение общаться спокойно, без крика
| Цели
| Учить:
- строить ворота низкие и высокие;
- разбирать постройки, складывать материал в коробки
| Учить:
- изменять постройку, преобразовывая ее в высоту, длину, ширину; - выделять части построек, рассказывать,
из каких деталей состоит постройка
| Февраль
| Тема
| Домик
| Мебель для кукол
| Знает, называет и правильно использует детали строительного материала; интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами; проявляет желание сооружать постройки по собственному замыслу; пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности; проявляет умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре; знаком с некоторыми профессиями; испытывает положительные эмоции от познавательно-исследовательской и про - дуктивной (конструктивной) деятельности
| Обдумывание и выполнение усложненной конструкции домика, обсуждение цветового решения и украшения постройки, упражнения в замыкании пространства при создании домика, участие в дидактических играх на закрепление представлений о знакомых предметах; упражнения в правильном назывании деталей строительного набора, участие в играх деталей строительного набора, участие в играх с постройками из конструктора
| Познание: ( познавательное развитие) закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету; подводить детей к простейшему анализу созданных построек, совершенствовать конструктивные умения; закреплять умение различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), использовать в постройках детали разного цвета, развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу; продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету .Социально – коммуникативное развитие.
Коммуникация: в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом, на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей; развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов, в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
Социализация: поощрять участие детей в совместных играх, создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.
Труд: воспитывать интерес к жизни и труду взрослых, рассказывать детям о понятных им профессиях, расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда
| Цели
| Предложить выполнить усложненную конструкцию. Уделить особое внимание цветовому решению и украшению постройки. Учить «замыкать» пространство
| Закреплять: - представление о знакомых предметах;
- умение правильно называть детали строительного набора.
Учить играть с постройками
| Март
| Тема
| Подарок
для мамы
| Загон для лошадок
| Умеет располагать кирпичики, вертикально, проявляет желание сооружать постройки по собственному замыслу, умеет занимать себя самостоятельной деятельностью, делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями, проявляет доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим, в диалоге с педагогом умеет услышать и понять заданный вопрос, не перебивает говорящего взрослого, имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду, отрицательно реагирует на явные нарушения усвоенных им правил
| Участие в беседе о своей маме, о желании сделать приятное, обдумывание и создание поделки, составление рассказа о ней. Упражнения в развитии умения огораживать пространство высоким забором; закрепление умения ставить кирпичики на длинную узкую грань, диалоги о постройках и их назначении
| Познание: ( познавательное развитие)обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи, развивать образные представления, развивать продуктивную деятельность, организовывать презентацию ее результатов (подарка для мамы), формировать представление о связи результата деятельности и собственной целенаправленной активности; учить располагать кирпичики, вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу на длинную узкую грань, на определенном расстоянии устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Социально – коммуникативное развитие. Коммуникация: формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями, поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам, развивать диалогическую форму речи.
Социализация: в процессе игр с игрушками и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру, формировать уважительное отношение к окружающим.
Труд: формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников, побуждать рассказывать о них
| Цели
| Формировать доброе отношение к своей маме, желание сделать приятное. Учить доводить работу до конца
| Учить:
-огораживать пространство высоким забором;
- приему ставить кирпичики на длинную узкую грань
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Апрель
| Тема
| Ворота для машины
| Домик
| Правильно использует детали строительного материала, интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами, умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы, проявляет умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре, выбирать роль в сюжетно-ролевой игре; ситуативно проявляет доброжелательное отношение к окружающим, умение делиться с товарищем; имеет опыт правильной оценки хороших и плохих поступков
| Упражнения в строительстве разнообразных по высоте ворот, строительство домик и забора вокруг него; участие в сюжетно-ролевых играх по различным ситуациям вокруг домика со зверюшками и мелкими предметами; упражнения в умении аккуратно разбирать постройки, раскладывать детали по виду и цвету
| Познание: ( познавательное развитие) продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, подводить детей к простейшему анализу созданных построек; совершенствовать конструктивные умения, продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету, знакомить с ближайшим окружением.
Социально – коммуникативное и речевое развитие.
Коммуникация: на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов.
Социализация: поощрять участие детей в совместных играх, развивать интерес к различным видам игр, помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий, развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила.
Труд: воспитывать интерес к жизни и труду взрослых, рассказывать детям о понятных им профессиях (шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда
| Цели
| Учить строить разнообразные ворота, разные по высоте
| Учить:
- строить домик, забор вокруг него;
- обыгрывать различные ситуации вокруг домика со зверюшками и мелкими предметами;
- формировать умение аккуратно разбирать постройки, раскладывать детали по виду и цвету
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Май
| Тема
| Заборчик
| Конструирование из песка
| Использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты, способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения, проявляет желание сооружать
постройки по собственно-
му замыслу, пытается от-
ражать полученные впе-
чатления в речи и продук-
тивных видах деятельно-
сти, испытывает положи-
тельные эмоции от позна-
вательно-исследователь-
ской и продуктивной (кон-
структивной) деятельно-
сти, в диалоге с педагогом
умеет услышать и понять
заданный вопрос, не пере-
бивает говорящего взрос-
лого, у ребенка сформиро-
ваны умения и навыки,
необходимые для осуще-
ствления различных видов
детской деятельности
| Слушание воспитателя о способах огораживания пространства («озеро» для уточек), рассказывание об одном из способов огораживания,
конструирование
заборчика по сво-
ему замыслу
и представлению.
Участие в дидак-
тических и разви-
вающих играх
на закрепление
знаний о свойст-
вах песка; строи-
тельство башенки,
домика для со-
бачки, дорожки,
скамейки, стола
из песка
| Познание ( познавательное развитие) продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением, развивать образные представления, вызывать чувство радости при удавшейся постройке, побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали, изменять постройки, надстраивая их в высоту, длину, дать представления о свойствах песка (сухой - рассыпается, влажный - лепится).Речевое и социально – коммуникативное развитие (в мнтеграции).
Коммуникация: помогать детям доброжелательно общаться друг с другом, поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам, развивать
все компоненты устной речи, относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму
слова.
Социализация: учить детей использовать в играх строительный и природный материал, разнообразно действовать с ними, развивать умение взаимо-
действовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре, создавать игровые ситуации, способствующие формированию внима-
тельного, заботливого отношения к окружающим.
Труд: формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников, побуждать рассказывать о них
| Цели
| Учить огораживать большое пространство («озеро» для уточек).
Закреплять умение
рассказывать,
как будут
строить.
Поощрять
стремление
конструиро-
вать по сво-
ему замыслу
и представле-
нию, когда
ребенок про-
являет жела-
ние сооружать
постройки по собственному замыслу
| Закреплять знание о свойствах песка.
Учить строить башенку, домик для со-
бачки, дорож-
ки, скамейки,
столы и т. д.
|
|