Направление «Труд» Цель: формирование положительного отношения к труду.
Задачи:
Развить трудовую деятельность.
Воспитывать отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Примерные виды интеграции направления «Труд»
| По задачам и содержанию психолого-педагогической работы
| По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
| «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых)
«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей)
«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности)
«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых)
«Физическая культура» (развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда)
| «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей)
«Музыка», «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд»)
|
При организации трудовой деятельности детей необходимо учитывать следующее:
- формы работы, формы организации детей и примерный объем нагрузки по освоению ручного труда включены в область «Художественное творчество» в части художественного конструирования (основание включения ручного труда в указанную область – интеграция трудовой и продуктивной деятельности детей);
- значительное уменьшение примерного объема нагрузки по возрастной вертикали в процессе самообслуживания детей обусловлено повышением качества выполнения процессов самообслуживания, ростом их умелости, организованности, самостоятельности и пр.;
- решение задачи по освоению процессов самообслуживания осуществляется в пределах времени, необходимого для осуществления функций присмотра и ухода за детьми. Организация деятельности взрослых и детей
Задачи и содержание работы
| Формы работы
| Формы организации детей
| Примерный объем
(в неделю)
| Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
| Обеспечить освоение процессов самообслуживания
| Совместные действия
Наблюдения
Поручения
| Инд.
Подгр.
| 75 мин.
| Привлекать к выполнению отдельных процессов в ХБТ
| Совместные действия
Поручения
СДВД тематического характера
| Инд.
| 5 мин.
| Формировать представления о труде взрослых
| Наблюдение
Беседа
Чтение
Рассматривание
| Подгр.
| 10 мин.
| Самостоятельная деятельность детей
| Самообслуживание
| Во всех видах детской деятельности, режимных моментов
| Инд.
|
|
Формы образовательной деятельности
Направление работы
| Формы работы с детьми
|
Самообслуживание
| Режимные моменты
| Совместная деятельность с педагогом
| Самостоятельная деятельность детей
| Совместная деятельность с семьей
| Первая половина дня
| Формируем культурно-гигиенические навыки, самообслуживание в процессе одевания и раздевания (одевание и раздевание в определенной последовательности). Приучаем к опрятности, поддерживать порядок в игровой комнате.
| Показ, объяснение, обучение, наблюдение
| Напоминание, беседы, потешки
| Дидактическая игра
| Беседы, личный пример
| Вторая половина дня
| Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению навыков самообслуживания
| Напоминание
| Разыгрывание игровых ситуаций
| Дидактическая игра
| Личный пример
| Хозяйственно-бытовой труд
| Первая половина дня
| Привлекаем к выполнению простейших трудовых действий. Формирование навыков поддержания порядка в группе и на участке. Учим совместно со взрослым и под его контролем подготавливать материал к познавательной деятельности и осваивать дежурство по столовой. Побуждаем оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
| Обучение, показ, объяснение, наблюдение
| Обучение, совместный труд, рассматривание иллюстраций. наблюдение
| Продуктивная деятельность, поручения, совместный труд детей
| Беседа, показ, совместный труд детей и взрослых, личный пример
| Вторая половина дня
| Дидактические и развивающие игры. Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению навыков самостоятельных трудовых действий.
| напоминание
| Чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, диафильмов
| совместный труд детей
| Беседа, личный пример, совместный труд
| Труд в природе
| Первая половина дня
| В помещении и на участке учить наблюдать, как взрослый ухаживает за растениями и животными. Воспитание заботливого отношения к растениям, животным, птицам, рыбам. Наблюдение за изменениями, произошедшими со знакомыми растениями и животными.
| Показ, объяснение, обучение
| Обучение, совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы
| Продуктивная деятельность, ведение календаря природы, тематические досуги
| Личный пример, напоминание, объяснение
| Вторая половина дня
| Дидактические и развивающие игры. Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению заботливого отношения к природе. Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых.
|
|