Проектирование воспитательно-образовательного процесса с детьми на прогулках. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, создаются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.
В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки -до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.
Воспитатель использует любой повод, чтобы продолжать и на прогулке прививать любовь к природе, в том числе организует досуг на участке детского сада (или вблизи) в соответствии с календарным временем года (например, зимой - вокруг живой ели, продумав цикл наблюдений, завершающийся знакомством со строением шишки, семенами ели, показом особенностей шишек - пахнут смолой, на дереве (в холоде) закрываются, в тепле (в помещении) раскрывают чешуйки, из-под которых падают семена).
Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы. С помощью игрушечных персонажей воспитатель может разнообразить приемы наблюдения, поддерживая у детей активный интерес к природе (например, воспитатель соглашается взять куклу на улицу, чтобы дети показали ей птиц на кормушке, поиграли со снегом). Такие приемы позволяют достигнуть цели наблюдения - уточнить названия зимующих птиц, которых дети видят на кормушке и вблизи участка; учить различать их по 2-3 характерным признакам (воробьи - маленькие, серые или серо-коричневые, летают стайкой; ворона - крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей).
Кроме того, предлагаемый вариант планирования составлен с учетом организации рациональной двигательной активности детей и ее педагогического руководства в процессе игр и упражнений на прогулке. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.
В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на улице), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений. На участке детского сада должно быть оборудовано место для игры с целью закрепления правил уличного движения: обозначить перекрестки, поставить светофоры, детей-регулировщиков и т. д.
Важным моментом планирования является распределение игр и упражнений с учетом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными.
При подборе игр и упражнений учтены такие факторы, как время года, погодные условия и место их проведения. В весеннее - летний период подвижные игры и упражнения лучше организовывать в самом начале прогулки, что позволит обогатить содержание дальнейшей самостоятельной деятельности детей. Поздней осенью и зимой игры и упражнения целесообразно проводить в конце прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний.
Практика показывает: одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.). Учитывая индивидуальные особенности детей и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями.
Необходимым приемом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (игры с песком, дидактические игры, ходьба по буму, перелезание через обруч и т. д.), а малоподвижных - на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазанье по гимнастической стенке, бег со скакалкой и т. д.).
Все предложенные педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строиться с учетом интереса ребенка к играм и разным видам деятельности. Формирование предпосылок экологического сознания при ознакомлении с природой.
Месяц
| Тема и цели занятий
| Наблюдения на прогулке
| Виды интеграции образовательных направлений
| растительный мир
| животный мир
| неживая природа
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Сентябрь
| Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений): проявляет интерес к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе; участвует в сезонных наблюдениях, соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными, отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями
| Тема
| Овощи с огорода
| Дать представления: - о травянистых растениях; - об овощах: моркови, огурцах, помидорах, репе; - о деревьях. Учить различать овощи по вкусу, виду, форме. Показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья)
| Дать общее представление о птицах (голубь, ворона, воробей). Учить узнавать пернатых по внешнему виду. Дать представление о насекомых (бабочки, жуки, божьи коровки)
| Дать элементарные представления о свойствах песка. Формировать понятие о том, что для жизни на Земле нужно Солнце. Показать природное явление -ветер
| Познание: развивать умение отличать и называть по внешнему виду овощи, знакомить с деревьями, учить наблюдать за птицами, расширять представления детей о насекомых, о свойствах песка.
Труд: формировать умение обращать внимание на изменения, произошедшие со знакомыми растениями, воспитывать желание принимать участие в посильном труде.
Безопасность: продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда
| Цели
| Учить различать по внешнему виду, вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представление о выращивании овощных культур
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Октябрь
| Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений): знает и называет некоторые растения, животных, расширяет знания о насекомых, проявляет бережное отношение к природе, проявляет желание участвовать в уходе животными в уголке природы, кормит рыб и птиц (с помощью воспитателя), использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты, способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения, имеет навыки организованного поведения в детском саду, на улице
| Тема
| Меняем воду в аквариуме
| Учить:
- любоваться осенними листьями;
- различать высокие и низкие цветущие растения.
Закреплять знания о фруктах: яблоках и грушах. Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев. Показать, что осенью листья деревьев меняют цвет. Учить различать листья по цвету (желтый, зеленый, красный). Знакомить с осенним явлением природы - листопадом
| Учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т. д.).
Подвести к пониманию, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых
| Дать элементарные представления о свойствах воды. Показать, что осенний дождь может быть разным; особенности осеннего неба
| Познание: знакомить детей с аквариумными рыбками, развивать умение замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края. Коммуникация: продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам.
Труд; воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.
Безопасность: учить правилам безопасного передвижения в помещении и осторожности при спуске и подъеме по лестнице (держаться за перила), формировать представления о том, что следует одеваться по погоде
| Цели
| Расширять знания о декоративных рыбках. Дать элементарное представ-
ление об уходе за декоративным и рыбками. Формировать доброе отношение к окружающему миру
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Ноябрь
| Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений): выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе, участвует в разговорах во время наблюдений за живыми объектами, проявляет желание участвовать в уходе за растениями и животными на участке, проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы, пытается отражать полученные впечатления в речи
| Тема
| В гостях у бабушки
| Расширять представления о том, что осенью собирают фрукты. Учить: - различать по внеш-нему виду, вкусу, форме и называть яблоки и груши; - бережно относиться к растениям; - различать деревья по листьям. Познакомить с плодами рябины
| Закреплять представления о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных. Формировать: - эмоциональную отзывчивость; - желание наблюдать за насекомыми
| Показать простейшие связи между явлениями природы. Учить определять ветреную погоду
| Познание: продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания, расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов, развивать умение различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их, поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений.
Труд: приучать с помощью взрослого собирать овощи.
Коммуникация: поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам
| Цели
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Декабрь
| Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений): испытывает положительные эмоции от познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе, проявляет желание участвовать в уходе за растениями и животными на участке, способен самостоятельно выполнить элементарное поручение, отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения, использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами
| Тема
| Подкормим птиц зимой
| Расширять представления о деревьях: у дерева есть ствол, ветки.
Показать особенности травянистых растений в зимний период. Уточнить строение комнатных растений: различать и называть стебель, лист, цветы
| Расширять представления о птицах: голубях, воронах, воробьях, синицах. Дать представление о снегире. Закреплять умение узнавать воробья по внешнему виду. Наблюдать за повадками птиц около кормушки
| Показать, что солнце светит во все времена года.
Показать особенности зимнего неба.
Знакомить с характерными признаками зимы, формировать общее представление о зимних явлениях природы
| Познание: организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их, знакомить с деревьями, комнатными растениями, с характерными особенностями следующих друг за другом времен года.
Безопасность: продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными.
Коммуникация: формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого
| Цели
| Закреплять знания о зимних явлениях природы. Показать кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Январь
| Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений): проявляет интерес к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе; участвует в сезонных наблюдениях, обсуждениях во время наблюдений за живыми объектами, проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы; умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями
| Тема
| В январе,
в январе много
снега во дворе...
| Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Привлекать внимание детей к красоте деревьев в зимнем уборе.
Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам. Рассмотреть одно из комнатных растений, запомнить его название, закреплять название частей растений
| Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами
| Дать представление о свойствах снега.
Показать особенности ветреной погоды зимой
| Познание: учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т. д.
Коммуникация: вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, наблюдений за живыми объектами.
Безопасность: знакомить с правилами поведения в природе.
Труд: формировать умение обращать внимание на из-, менения, произошедшие со знакомыми растениями
| Цели
| Уточнить знания о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое
отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас детей
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Февраль
| Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений): использует разные способы обследования предметов, включая простые опыты, способен устанавливать простейшие связи между предметами! и явлениями, делать несложные обобщения, знает и называет некоторые растения, животных, пытается отражать полученные впечатления в речи, имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице
| Тема
| У меня живет котенок...
| Продолжать учить видеть красоту заснеженных деревьев. Продолжить знакомство с названиями комнатных растений (1-2 контрастных по внешнему виду)
| Формировать желание помогать птицам в зимний период. Обратить внимание на птиц, прилетающих к кормушке, закрепить усвоение названий птиц
| Продолжать знакомить со свойствами воды. Закреплять представления о признаках зимы. Наблюдать метель, послушать завывание ветра, посмотреть, как он несет снег, наметает сугробы
| Познание: продолжать знакомить с домашними животными, особенностями их поведения и питания, знако^ мить с комнатными растениями, дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается). Безопасность: формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе.
Коммуникация: развивать умение называть домашних животных, поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам
| Цели
| Продолжать знакомство с домашними животными. Формировать умение правильно обращаться с животными. Развивать желание наблюдать за котенком. Учить делиться полученными впечатлениями
| |