Направление «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора и социальное окружение. Ознакомление с природой». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В «Программе» содержание раздела «Формирование целостной картины мира» состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы. Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу.
Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли в результате трудовой деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей.
В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.
В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.
Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы действительности. Поэтому сетка занятий предусматривает разумное чередование их в течение месяца.
Целевые ориентиры освоения данной программы:
Легко ориентироваться в ближайшем окружении: без труда называть часто встречающиеся предметы, объяснять их назначение, выделять ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал), называть их.
Знать некоторых домашних и диких животных; совместно со взрослыми кормить животных, птиц, рыб и поливать растения; заботиться о чистоте помещения и участка.
Знать некоторых домашних и диких животных; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков.
• Знать название своего города (поселка, села); с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)
Месяц
|
| Тема и цели 1-й недели
| Тема и цели 2-й недели
| Тема и цели 3-й недели
| Тема и цели 4-й недели
| Виды интеграции образовательных направлений
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| Целевые ориентиры развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных направлений): проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе, проявляет интерес к растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе; участвует в сезонных наблюдениях, проявляет интерес к различным видам игр, участию в совместных играх, имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице; соблюдает правила элементарной вежливости, самостоятельно или после напоминания говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания».
Виды детской деятельности: повторение в беседе элементарных правил поведения, участие в ролевых играх на закрепление навыков общения и приветствия со сверстниками и взрослыми; составление рассказов о временах года по сюжетным картинкам, отгадывание загадок об основных приметах осени, участие в дидактических играх на знание характерных особенностей осенних деревьев, строения цветов, наблюдения за изменениями природы осенью; знакомство с игрушками в групповой комнате; классификация игрушек по назначению, цвету, форме, участие в сюжетно-ролевых играх с игрушками
| Сентябрь
| Тема
| Здравствуйте! Что нам осень подарила?
| Листопад, листопад, засыпает старый сад...
| Игрушки в нашей комнате
| Познание:(познавательное развитие) развивать умение замечать изменения в природе (становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать), знакомить с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями, с характерными особенностями следующих друг за другом времен года; закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; формировать умение группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда - одежда) хорошо знакомые предметы.. Социализация: ( социально – коммуникативное развитие) знакомить с традициями детского сада, с правами (на игру, доброжелательное отношение, но вые знания и др.) и обязанностями (самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки и др.) детей в группе, напоминать имена и отчества работников детского сада, развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре. Безопасность: продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из детского сада только с родителями
| Цели
| Познакомить с элементарными правилами поведения, этикой общения и приветствиями.
Развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым.
Воспитывать культуру поведения
| Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев; строением цветов: корень, стебель, листья, лепестки цветка.
Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней
| Познакомить с названиями игрушек групповой комнаты; побуждать прово-дить элементарную классификацию по назначению, цвету, форме. Воспитывать партнерские отношения во время игры, аккуратность
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| Целевые ориентиры развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных направлений): ориентируется в помещениях детского сада, участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами и неживой природой, понимает смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь», умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями, способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения, в диалоге с педагогом умеет услышать и понять заданный вопрос, не перебивает говорящего взрослого, проявляет интерес к книгам, рассматривает сюжетные картинки и иллюстрации, отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения.
Виды детской деятельности: участие в играх на развитие умения ориентироваться в групповом «пространстве», участие в беседе об аккуратности и бережном отношении к окружающим предметам; наблюдения за явлениями неживой природы: солнцем, месяцем, звездами, установление простейших связей между явлениями неживой природы (на небе солнышко - наступило утро; на небе месяц и звезды - наступила ночь); рассматривание книг и иллюстраций с изображением домашних животных и их детенышей, участие в дидактических и развивающих играх на словообразование имен существительных, обозначающих детенышей животных; приготовление угощения из фруктов, проявление гостеприимства в ролевых играх
| Октябрь
| Тема
| Безопасность в нашей группе
| Где ночует солнце?
| Кошка и котенок
| Готовим угощение из фруктов
| Познание: (познавательное развитие) развивать умение различать пространственные направления от себя (вверху - внизу, впереди - сзади/позади, справа - слева); различать правую и левую руки, формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток (день - ночь, утро - вечер); продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания; развивать умение различать и называть по внешнему виду фрукты, расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов, развивать умение различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные фрукты.
Социализация:(социально – коммуникативное развитие) через вовлечение детей в жизнь группы продолжать формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада, стимулировать детей (желательно привлекать и родителей) к посильному участию в оформлении группы, созданию ее символики и традиций, создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.
Безопасность: развивать умение соблюдать правила безопасного передвижения в помещении и осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держаться за перила; формировать представления о способах взаимодействия с животными: наблюдать за ними, не беспокоя их и не причиняя им вреда, кормить только с разрешения взрослых. Коммуникация: помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом.
Здоровье (физическое развитие) дать представления о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, полезных для здоровья человека
| Цель
| Закрепить знания о своей группе. Развивать умение ориентироваться в групповом «пространстве», чувство безопасности. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам
| Формировать интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам.
Побуждать устанавливать простейшие связи явлений неживой природы (на небе солнышко - наступило утро;
на небе месяц и звезды - наступила ночь)
| Познакомить с домашними животными и их детенышами. Формировать навык словообразования имен существительных, обозначающих детенышей животных.
Воспитывать любовь к домашним животным и желание проявлять заботу о них
| Закрепить знание о фруктах, о способах приготовления блюд из них.
Учить проявлять гостеприимство.
Принимать личное участие в элементарных трудовых процессах
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| Целевые ориентиры развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных направлений): имеет первичные тендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые), называет членов своей семьи, их имена, способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения, называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал), может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы, умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов, умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим, имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.
Виды детской деятельности: называние членов семьи, составление рассказов по картинкам о занятиях членов семьи, проявление заботы о родных; установление причинных связей (наступила осень, солнце греет слабо, дует сильный ветер, с деревьев опадают листья); установление простейших связей между сезонными изменениями в природе и поведением животных, узнавание и называние их детенышей; участие в дидактических играх по классификации предметов посуды по их назначению, использованию, форме, величине и цвету; упражнения на развитие слухового и зрительного внимания
| Ноябрь
| Тема
| Мой папа и моя мама
| Ветер-ветерок
| Как звери к зиме готовятся?
| Что у нас на обед?
| Познание( познавательное развитие): расширять представления о животных, формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе.
Социально коммуникативное развитие.
Социализация: беседовать с ребенком о членах его семьи, закреплять умение называть их имена, учить собирать картинку из 4-6 частей «Наша посуда», в совместных дидактических играх развивать умение выполнять постепенно усложняющиеся правила.
Труд: продолжать знакомить с трудом близких взрослых, побуждать оказывать им помощь, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
Коммуникация: обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка - блюдце), развивать умение понимать обобщающие слова, уточнять названия и назначение предметов посуды, поощрять желание задавать вопросы
| Цели
| Формировать: представление о семье; умение называть членов семьи.
Побуждать проявлять заботу о родных и любовь к ним. Воспитывать доброе отношение к родным и близким
| Побуждать детей устанавливать причинные связи (наступила осень, солнце греет слабо, дует сильный ветер,
с деревьев опадают листья).
Развивать слуховое и зрительное внимание
| Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных;
узнавать и называть детенышей
| Учить проводить элементарную классификацию предметов посуды по их назначению, использованию, форме, величине и цвету.
Воспитывать культуру поведения
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| Целевые ориентиры развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных направлений): имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол, называет членов своей семьи, их имена , интересуется собой (кто я?), сведениями о себе, своем прошлом, происходящих с ним изменениях; выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе, способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения, проявляет бережное отношение к природе, интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций; может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы, умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых, самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, рассматривает сюжетные картинки, пытается отражать полученные впечатления в речи, использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
Виды детской деятельности: рассматривание сюжетных картинок о семье, рассказывание о своей семье и о себе, называние членов семьи, высказывания об их занятиях, участие в ролевых играх на развитие умения проявлять заботу о родных и близких; наблюдения за погодой зимой, отгадывание загадок, рассматривание зимних пейзажей, установление связей между временами года и погодой, определение основных примет зимы; слушание рассказа воспитателя о животных, рассматривание иллюстраций с изображением животных, зимующих в лесу, узнавание и называние животных, знакомство с зимующими и перелетными птицами, участие в играх имитационного характера; рассматривание предметных картинок с изображением одежды, обдумывание обобщающего слова «одежда», участие в дидактических играх с классификацией видов одежды по временам года, называние предметов одежды, участие в беседе об аккуратности и вниманию к своему внешнему виду, слушание стихов на тему опрятности в одежде
| Декабрь
| Тема
| Наш семейный альбом
| Морозные деньки
| Зима в лесу
| Магазин одежды
| Познание( познавательное развитие): поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений, формировать умение группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы (одежда); расширять представления о диких животных, о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду), организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их.
Социально – коммуникативное развитие..
Социализация: беседовать с ребенком о членах его семьи, закреплять умение называть их имена, сообщать разнообразные, касающиеся его сведения, способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, показывать способы ролевого поведения.
Безопасность: формировать представления о том, что следует одеваться по погоде, знакомить с правилами поведения в природе.
Коммуникация: продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений, подсказывать образцы обращения ко взрослым, уточнять названия и назначение предметов одежды.
Здоровье: приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде, следить за своим внешним видом.
| Цели
| Формировать представление о семье и своем месте в ней.
Побуждать называть членов семьи, род их занятий. Воспитывать желание проявлять заботу о родных и близких
| Формировать представление о временах года (зима), связях
между временами года и погодой; - называть основные приметы зимнего периода. Воспитывать любовь к природе
| Формировать представление о животном мире.
Учить узнавать и называть животных, живущих в лесу. Познакомить с зимующими и перелетными птицами
| Формировать понятие обобщающего слова «одежда».
Учить дифференцировать виды виды одежды по временам года; называть предметы одежды. Воспитывать аккуратность и внимание к своему внешнему виду
| |