Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Сапоговская средняя общеобразовательная школа» структурное подразделение дошкольного образования детский сад «Ручеек».
Принято:
Пед. Советом СПДО
Протокол №_________
От «____» _______2014г
| Согласовано:
Зам.директора по УВР
.
От «____» _______2014г
| Утверждаю:
Директор МБОУ
«Сапоговская СОШ»
От «____» _______2013г
|
Рабочая программа
Младшая группа
На 2014 – 2015 учебный год
Составили:
Оглавление
Целевой раздел. 3
Пояснительная записка 3
Планирование образовательной деятельности 5
Режим дня в дошкольного образовательного учреждения 6
Содержательный раздел. 9
Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности по образовательным областям. 9
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». 9
Направление «Социализация» 9
Направление «Труд» 11
Направление «Безопасность». 15
Образовательная область «Познавательное развитие». 27
Направление «Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности». 27
Направление «Формирование элементарных математических представлений». 41
Направление «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора и социальное окружение. Ознакомление с природой». 51
Проектирование воспитательно-образовательного процесса с детьми на прогулках. 72
Образовательная область «Речевое развитие». 94
Образовательная область Художественно – эстетическое развитие. 102
Направление «Изобразительная деятельность». 103
Направление «Музыка». 124
Образовательная область «Физическое развитие». 137
Направление «Здоровье» 137
Направление «Физическая культура». 138
Организационный раздел. 154
Пример региональной модели перспективного планирования. 154
Работа с родителями. 181
Целевые ориентиры освоения Программы. 182
Учебно-методическое сопровождение 183
Литература. 184
Приложение. 186
Целевой раздел. Пояснительная записка
Образовательная программа младшей группы «Колобок» Муниципальной образовательной организации «Сапоговская средняя общеобразовательная школа» структурное подразделение детский сад «Ручеек» разработана как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования в соответствии с нормативно-правовой базой:
Законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ.
Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013. №1155.
СанПиНом 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (с изменениями и дополнениями).
Конвенцией о защите прав ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
Декларацией прав ребенка (провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной ассамблеи ООН от 20.11.1959).
Конституцией РФ от 12.12.1993 (с изменениями и дополнениями).
Семейным кодексом РФ от 08.12.1995 № 223 ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. (соответствует ФГОС ДО).
Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.
Уставом образовательного учреждения.
Образовательной программой ДОО.
Муниципальная бюджетная образовательная организация «Сапоговская общеобразовательная школа» структурное подразделение детский сад «Ручеек» реализует Примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. в соответствии с ФГОС ДО с осуществлением деятельности по развитию умственных способностей через все виды деятельности.
Цель - организация проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми 3-4 лет (вторая младшая группа), способствовать целенаправленному системному доступному планированию по данной программе, полагаясь на методические рекомендации к ней.
Возрастные особенности развития детей 3-4 лет (вторая младшая группа)
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами -заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми
сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Базовая часть учебного плана определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Региональный компонент является составной частью локального компонента ДОУ и реализуется на занятиях с помощью наглядных, практических методов: это построение игровых ситуаций на занятиях (культура, обряды, быт РХ), наглядный дидактический материал (использование узоров одежды, посуды Хакасии, устройство дома), распорядок дня, планы местности.
Компонент ДОУ: развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности, учить социально приемлемым способам выражения своего отношения к окружающим мотивированному и доброжелательному высказыванию своих действий предложений.
Рабочая программа охватывает следующие образовательные области:
социально - коммуникативное развитие (направления – труд, безопасность, социализация , коммуникация);
познавательное развитие ( направления – познание, окружающий мир, математическое развитие);
речевое развитие ( направления - развитие речи, чтение художественной литературы, коммуникация);
художественно-эстетическое развитие ( направления - музыка, изобразительное искусство);
физическое развитие ( направления – здоровье, физическое развитие). Ориентирована на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических интеллектуальных и личностных качеств детей решаются, интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
По действующему санПиН для детей 3 – 4 лет планируются не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 15 минут (СанпиН 2.4.1.2660-10)
Режим дня учитывает возрастные особенности детей и специфику сезона: тёплый период, холодный период.
Дидактические игры и упражнения ориентируют на анализ характера овладения «материалом» как отдельными детьми, так и группой в целом. Полученные результаты позволят наметить необходимые способы помощи отдельным детям по каждому разделу программы, проводить развивающие занятия с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Младшая группа «Колобок»
В группе 22 ребенка: 12 девочек и 10 мальчиков. Группу посещают дети разных национальностей, возраст детей от двух до четырех лет.
|