Приложение.
Итоговые задания.
«Формирование элементарных математических представлений». I. Уровень знаний о количестве: много, один, ни одного.
Дидактические игры, упражнения, вопросы Дидактическое упражнение «Один, много, ни одного».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель на полках шкафчика расставляет игрушки в следующем порядке:
— на одной много игрушек,
— на второй — одна,
— на третьей ни одной.
Просит ребенка показать полочку, где стоит много игрушек (одна, ни одной).
Критерии оценки
1 балл - ребенок не справился с заданием, даже после наводящих вопросов.
2 балла - ребенок допустил одну ошибку.
3 балла — ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки. II. Уровень знаний об эталонах величины и их использовании.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическое упражнение «Соберем куклу на прогулку».
Материал: полоски разного цвета и разной длины — «шарфики».
Содержание диагностического задания.
Воспитатель предлагает рассмотреть полоски.
Инструкция.
Определи длину полоски способом наложения.
— Какая длиннее (короче)?
— Назови цвет полосок (шарфиков).
— давай наденем длинный шарфик (красный) и т. п.
2. Дидактическое упражнение «Найди высокую елочку».
Материал: елочки, разные по высоте.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть елочки. Просит найти самую высокую (низкую) елочку, применив способ наложения. Критерии оценки
1 балл - ребенок не справился с заданием даже при активной помощи воспитателя. Не владеет понятиями «ниже», «выше», «длиннее», «короче».
2 балла — ребенок видит разницу в размерах двух предметов, но требует дополнительной инструкции, допускает одну ошибку.
3 балла — ребенок видит разницу в размерах двух предметов по длине (высоте), показывает (называет), какой из двух предметов длинный — короткий, высокий — низкий. III. Уровень представлений о форме.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Дидактическая игра «Найди домик».
Материал: большие круг, квадрат, треугольник — «домики». Набор кругов, квадратов, треугольников разных цветов меньшего размера.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает большие круг, квадрат и треугольник, поясняет, что это домики для геометрических фигур, далее предлагает ребенку расселить маленькие фигуры по своим домикам. Критерии оценки
1 балл — ребенок не справился с заданием даже при помощи взрослого.
2 балла — ребенок допустил одну ошибку.
3 балла — ребенок различает круг, квадрат, треугольник. IV. Ориентировка в пространстве.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Дидактическая игра «Поиграем с зайчиком».
Материал: игрушка — зайчик, морковка.
Содержание диагностического задания:
Инструкция ребенку.
Возьми одну морковку и выполни задание зайчика:
— возьми морковку в правую руку;
— переложи морковку в левую руку;
— подними морковку вверх;
— опусти вниз;
— спрячь морковку за спину;
— положи ее перед собой;
— подними над головой;
— положи под стул.
Ит.п.
Критерии оценки
1 балл — ребенок не справился с заданием даже после наводящих вопросов.
2 балла — ребенок понимает смысл обозначений: вверх — вниз, впереди — сзади, допускает ошибки при определении левой и правой руки.
3 балла — ребенок понимает смысл обозначений: вверх — вниз, впереди сзади, слева — справа, над — под. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.
Высокий уровень — 10—12 баллов.
Средний уровень — 6—9 баллов.
Низкий уровень — 4-5 баллов
Диагностическая карта
по разделу «Формирование элементарных
математических представлений»
(младший возраст)
Ф. И. ребенка
| Уровень знаний о количестве: много, один, ни одного.
| Уровень знаний об эталонах величины и их использовании.
| Уровень представлений о форме.
| Ориентировка в пространстве.
| Рекомендации для индивидуальной работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Формирование целостной картины мира.
1. Уровень знаний о предметах ближайшего окружения.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1.Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Материал: 10-1 5 предметов, различных по назначению, признакам и форме (муляжи овощей, игрушки-инструменты, кубики строительного материала и т. п.).
Содержание диагностического задания:
Задание ребенку.
1) Выбери любой предмет из мешочка. Назови, что это за предмет, для чего предназначен (где применяется).
2) Опиши его (какой предмет). 2.Дидактическая игра «Что из чего?».
Материал: образцы 8 материалов: глина, бумага, ткань, металл, резина, пластмасса, стекло, фарфор и предметные картинки с изображением предметов, которые изготовлены из этих материалов.
Содержание диагностического задания.
Воспитатель предлагает ребенку назвать материл и соотнести картинки.
Вопросы:
— Какой это материал?
— Что из него делают? (Посмотри внимательно на картинки и вспомни.) 3.Дидактическое упражнение «Ты знаешь, что такое море?».
Материал: картинка с изображением моря.
Содержание диагностического задания:
Вопросы:
— Что это?
— В нашем селе есть море?
— Хотел бы ты увидеть море?
— Что тебе интересно узнать о море? (Или: что ты уже знаешь о нем?) Критерии оценки 1 балл — называет самые разные предметы, затрудняется рассказать об их назначении, не называет признаки, доступные для восприятия и обследования предметов, которые его окружают.
2 балла — ребенок называет предметы, знает их назначение, затрудняется соотнести предмет и материал, из которого сделан этот предмет, проявляет интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть.
3 балла — ребенок называет предметы, знает их назначение, называет признаки, доступные для восприятия и обследования. Проявляет интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть. II. Уровень знаний ребенка о семье, семейном быте, традициях.
Дидактические игры, упражнения, вопросы Дидактическое упражнение «Семейная фотография».
Материал: сюжетная картинка, где изображена семья (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра), или фотография семьи (семейный праздник, туристический поход и т. п.)
Содержание диагностического задания:
Задание:
1) Покажи на картинке детей (дай им имена).
2) Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама.)
З) Чем вы любите заниматься всей семьей?
4) Какой у тебя самый любимый праздник?
5) Почему? И т. п.
Критерии оценки
1 балл — ребёнок называет по картинке членов семьи, но не называет их родственных связей, преимущественно ситуативная речь, жесты.
2 балла — ребёнок правильно называет членов семьи на картинке, допускает ошибки в родственных связях (покажи родителей папы и мамы), речь ребенка бедна.
3 балла — ребенок правильно отвечает на вопросы, с удовольствием рассказывает о семье, семейном быте, традициях. III. Уровень знаний ребенка о родном городе.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическое упражнение «Город—деревня».
Материал: сюжетные картинки с изображением города и деревни.
Содержание диагностического задания:
Вопросы.
Рассмотри картинки.
— Чем отличается город от деревни?
— Как называется деревня, в котором мы живем?
— Как называется улица, на которой ты живешь?
— Есть ли у тебя в деревне любимое место, куда ты любишь ходить? Расскажи о нем.
2.Дидактическое упражнение «Родной город».
Материал: иллюстраций достопримечательностей города.
Содержание диагностического задания:
Вопросы.
— Назови город, в котором ты живешь.
— Как называется улица, на которой ты живешь?
— Рассмотри фотографии достопримечательностей нашего города.
— Тебе известны эти места? И т. д.
Критерии оценки
1 балл — знает название города, затрудняется назвать улицу, на которой живет, достопримечательности города не знакомы ребенку.
2 балла — ребенок знает название города, своей улицы. Осведомленность о достопримечательностях города незначительна.
3 балла — рассказывает о своем родном городе. Знает название своей улицы. Рассказывает о самых красивых местах родного города. IV. Уровень знаний о профессиях.
Дидактические игры, упражнения, вопросы Дидактическая игра «Кому что нужно?».
Материал: сюжетные картинки с изображением людей различных профессий (воспитатель, повар, врач, водитель милиционер, пожарный, портной, учитель, парикмахер, строитель). Картинки с изображением профессиональных принадлежностей.
Содержание диагностического задания:
Вопросы:
— Назови, кто изображен на картинках?
— Что делает врач?
— Что нужно врачу для работы?
— Каким должен быть врач?
— А милиционер?
— Кем ты хотел бы стать, когда вырастешь? И т. п.
Критерии оценки
1 балл — правильно называет не все профессии. Большинство заданий вызывает у ребенка трудности.
2 балла — ребенок правильно называет профессии и определяет профессиональные действия. Затрудняется рассказать о человеке труда, его личностных и деловых качествах, делает это с помощью наводящих вопросов.
3 балла — ребенок рассказывает о человеке труда, его личностных и деловых качествах, трудовых действиях, безошибочно определяет название профессий. Рассказывает о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и т.п.).
Высокий уровень — 10—12 баллов.
Средний уровень — 6—9 баллов.
Низкий уровень — 4—5 баллов. Коммуникация.
I. Словарный запас ребенка.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическая игра «Назови, что покажу».
Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает ребенку картинки и просит их назвать.
— А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды).
— Что это?
Затем показывает картинки предметов одежды и просит назвать одним словом.
— Что это?
Затем воспитатель предлагает показать части предметов.
Например:
— Покажи носик у чайника.
— Покажи крышку.
— Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы.)
И т.п.
2. Дидактическое упражнение «Каждой вещи свое место».
Материал: предметные (мелкие) картинки с изображением одежды, обуви, фруктов, овощей, птиц. Крупные картинки с изображением шкафа, обувной полочки, вешалки для головных уборов, дороги, корзинки, грядки, деревьев.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место.
Инструкция.
«Сложи всю одежду в шкаф».
«Поставь обувь на полочку». «Повесь головные уборы на вешалку». «Расставь посуду на столе». «Помести мебель в комнату». «Расположи машины на дороге». «Положи фрукты в корзину». «Посади овощи на грядку». «Посади птиц на деревья».
3. Дидактическая игра «Когда это бывает?». Показ сюжетных картинок с изображёнием частей суток.
Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь.
Вопросы:
— Когда мы играем?
— Когда мы кушаем?
— Что мы делаем ночью?
Критерии оценки
1 балл — допускает ошибки в названии предметов. Не различает существенные детали и части предметов. Путает названия частей суток.
2 балла — все предметы называет правильно, определяя назначение предмета, но не называет обобщающего слова. Правильно различает и называет контрастные части суток с помощью наводящих вопросов.
3 балла — все предметы называет правильно, определяет назначение предмета; понимает, различает и называет существенные детали и части предметов. Знает обобщающее слово. Различает и называет части суток. II. Уровень сформированности грамматической стороны речи.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1.Дидактическая игра «Чего не стало?».
Материал: предметные картинки.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3—4 картинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из картинок. Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего не стало?»
2. Упражнение «Прятки».
Материал: мелкая игрушка.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель прячет игрушку и просит назвать место, куда спрятал игрушку.
Например: в шкаф, за спину и т. д.
3. дидактическая игра «Кто это?».
Материал: предметные картинки с изображением одного и нескольких животных и их детенышей.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: Кто это?
Утка — утенок — утята.
Заяц — зайчонок — зайчата.
Критерии оценка
1 балл — не справляется с заданиями. Допускает большое количество ошибок даже при активной помощи взрослых.
2 балла — ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей. Неверно употребляет в речи существительные множественного числа в родительном падеже. Путает пространственные предлоги.
3 балла — ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей, и форму множественного числа в родительном падеже. Понимает предлоги в, под, на, за, около. III. Уровень развития связной речи.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Беседа по сюжетной картинке.
Материал: любая сюжетная картинка (например, играющие дети).
Содержание диагностического задания.
Например:
— Посмотри, Мишутка нарисовал картинку.
— Тебе она нравится?
— Кто нарисован на картинке?
— Что делают дети? И т. д.
2. Инсценировка русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Волк и козлята».
Педагог предлагает участвовать в драматизации сказок, используя фигурки настольного театра.
Критерии оценки
1 балл — на вопросы отвечает с помощью жестов или одним словом. Затрудняется в инсценировке сказки. Ребенок договаривает за взрослым отдельные слова.
Воспитатель. Жили-были дед и
Ребёнок. Баба.
Воспитатель. И была у них курочка
Ребёнок. Ряба.
2 балла — в речи преимущественно простые предложения из 2—3 слов. Инсценирует отрывки из знакомых сказок с незначительной помощью взрослого, соблюдая логичность и последовательность.
Воспитатель. Жили-были
Ребёнок. Дед и баба.
Воспитатель. И была у них...
Ребёнок. Курочка Ряба.
3 балла — самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми предложениями и предложениями с однородными членами. Инсценирует отрывки из знакомых сказок соблюдая логичность и последовательность, передает содержание текста.
Высокий уровень – 8 – 9 баллов.
Средний уровень – 6 – 7 баллов.
Низкий уровень – 3 – 5 баллов. Диагностическая карта
по разделу «Развитие речи»
(младший возраст)
Ф. И. ребенка
|
Словарный запас ребенка.
| Уровень сформи
рованности грамматической стороны речи.
| Уровень развития связной речи.
| Общий балл
| Рекомендации для индивидуальной работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |