Образовательная область Художественно – эстетическое развитие. «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»
Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
Развивать продуктивную деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
Развивать детское творчество.
Приобщать к изобразительному искусству.
Образовательная область художественно – эстетическое развитие включает в себя направления:
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
Музыка.
Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Во второй младшей группе еженедельно проводится одно занятие по рисованию, занятия по аппликации и лепке чередуются один раз в две недели. Всего в месяц проводится 10 занятий.
К концу года дети могут:
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.
В рисовании
Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).
Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.
Правильно пользоваться карандашом, фломастерами, кистью и красками.
В лепке
Знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы); понимать, какие предметы можно из них вылепить.
Отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
Лепить различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
В аппликации
Создавать изображения предметов из готовых фигур.
Украшать заготовки из бумаги разной формы.
Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам, и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.
Направление «Изобразительная деятельность».
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)
Предмет
| Тема и цели1 -й недели
| Тема и цели 2-й недели
| Тема и цели 3-й недели
| Тема и цели 4-й недели
| Виды интеграции образовательных направлений
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Сентябрь
| Рисова-ние
| Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений):подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам, правильно пользуется карандашами, кистью и красками; пытается в рисовании изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность, умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями
| Тема
| Знакомство с карандашом и бумагой
| Идет дождь
| Привяжем к шарикам цветные ниточки
| Красивый полосатый коврик
| Художественное творчество: совершенствовать умение правильно держать карандаш, предлагать изображать простые предметы, рисовать прямые линии, короткие штрихи, формировать умение набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Познание: создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, совершенствовать восприятие, активно включая все органы чувств, развивать образные представления.
Коммуникация: формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями
| Цели
| Учить:
- правильно держать карандаш;
- рисовать карандашом;
- видеть сходство штрихов с предметами. Развивать желание рисовать
| Учить:
- передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни;
- видеть в рисунке образ явления. Закреплять умение рисовать короткие штрихи и линии
| Учить:
- правильно держать карандаш;
- рисовать прямые линии сверху вниз безотрывно; - видеть в линиях образ предмета. Развивать эстетическое восприятие
| Учить:
- набирать краску на кисть, снимать лишнюю каплю;
- промывать кисть в воде. Продолжить знакомство с цветами
| Лепка
| Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений): умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней, пытается в лепке изображать простые предметы, передавая их образную выразительность; умеет занимать себя самостоятельной художественной деятельностью, испытывает положительные эмоции от познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности
| Тема
| Знакомство с глиной
| Палочки
| Разные цветные линии
| Бублики
| Художественное творчество: формировать интерес к лепке, закреплять представления о свойствах глины, пластилина и способах лепки, развивать умение раскатывать комочки прямыми движениями, соединять концы получившейся палочки, включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками. Познание: продолжать показывать разные способы обследования предметов, поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений, знакомить с материалами (глина), их свойствами. Социализация: создавать условия для формирования доброжелательности, дружелюбия. Коммуникация: поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам. Труд: побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям
| Цели
| Дать представление о свойствах пластилина (глины): мягкий материал, легко раскатыва-ется, сминается. Научить:
- класть пласти-лин (глину) на доску, работать аккуратно;
- отличать глину от пластилина. Развивать желание лепить
| Учить: - отщипывать небольшие комочки пластилина;
- раскатывать их между ладонями прямыми движениями
| Упражнять в лепке приемом раскатывания прямыми движениями ладони
| Учить свертывать палочку в кольцо. Развивать образное восприятие
| Аппли-кация
| Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений): создает изображения предметов из готовых фигур, умеет аккуратно использовать материалы, участвует в разговорах во время рассматривания предметов, пытается в аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого
| Тема
|
| Большие и маленькие мячи
|
| Шарики катятся по дорожке
| Художественное творчество: приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности, умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
Познание: закреплять умение выделять форму, величину как особые свойства предметов.
Коммуникация: помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом. Социализация: знакомить с правами и обязанностями детей в группе
| Цели
|
| Учить:
- выбирать большие и маленькие предметы круглой формы;
- аккуратно наклеивать изображения. Закреплять представление о предметах круглой формы
|
| Учить:
- приемам наклеивания (намазывать клеем обратную сторону детали, прижимать изображение к бумаге салфеткой и всей ладонью);
- аккуратности в работе
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Октябрь
| Рисование
| Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений): участвует в сезонных наблюдениях, выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе, проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы, подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам, правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками
| Тема
| Разноцветный ковер из листьев
| Цветные клубочки _,
| Разноцветные мыльные пузыри
| Рисование по замыслу
| Художественное творчество: предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья), совершенствовать умение правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; развивать умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки (опадают с деревьев листочки), развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на разнообразие и красоту различных растений.
Познание: подсказывать детям название формы (круглая), обогащать чувственный опыт и умение фиксировать его в речи, устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Коммуникация: вовлекать детей в разговор во время наблюдений за живыми объектами.
Труд: формировать умение обращать внимание на изменения, произошедшие со знакомыми растениями
| Цели
| Учить:
- правильно держать кисть; - изображать листочки способом прикладывания ворса кисти к бумаге. Формировать образные представления
| Учить:
- рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая фломастер (карандаш) от бумаги;
- использовать карандаши разных цветов;
- обращать внимание на красоту разноцветных изображений
| Закреплять:
- умение рисовать предметы круглой формы разной величины; - знания цветов. Развивать образные представления, воображение
| Учить самостоятельно задумывать содержание рисунка. Воспитывать желание рассматривать рисунки и радоваться им
| Лепка
| Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений): проявляет интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций, сопереживает персонажам сказок, пытается отражать полученные впечатления в речи и лепке, аппликации, изображает простые предметы, передавая их образную выразительность, имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев
| Тема
| Колобок
| Подарок любимому котенку
| Угостим друзей оладушками
| Лепка по замыслу
| Художественное творчество: развивать умение сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук, побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом.
Познание: совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств, развивать образные представления.
Коммуникация: развивать диалогическую форму речи. Социализация: создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим
| Цели
| Вызывать желание создавать образы сказочных персонажей. Учить рисовать палочкой некоторые детали
| Учить использовать ранее приобретенные навыки. Воспитывать доброе отношение к животным
| Учить:
- преобразовывать круглую форму в диск;
- расплющивать шар пальчиком
| Закреплять:
- умение передавать в лепке образы знакомых предметов. Учить:
- самостоятельно определять, что хочется слепить;
- доводить задуманное до конца
| Аппли-кация
| Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений): активен при создании индивидуальных композиций в аппликации, умеет аккуратно использовать материалы, пытается изображать простые предметы, передавая их образную выразительность, различает предметы, имеющие углы и круглую форму
| Тема
|
| Большие и маленькие яблочки на тарелке
|
| Аппликация «Консервируем фрукты»
| Художественное творчество: учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы и величины, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их. Познание: закреплять умение выделять форму, величину как особые свойства предметов, развивать умение отличать и называть по внешнему виду фрукты. Коммуникация: развивать умение понимать обобщающие слова, называть фрукты, развивать диалогическую форму речи.
Труд: формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников, побуждать рассказывать о них
| Цели
|
| Закреплять:
- представление о различии предметов по величине;
- правильные приемы наклеивания деталей
|
| Учить:
- свободно располагать изображение на бумаге;
- различать предмет по форме
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Ноябрь
| Рисова-ние
| Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений):подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам, правильно пользуется карандашами, кистью, активен при создании индивидуальных композиций в рисунках, пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности
| Тема
| Красивые воздушные шары
| Разноцветные обручи
| Чашка для молока, чтобы покормить кошку
| Нарисуй, что хочешь, красивое
| Художественное творчество: закреплять названия цветов, познакомить с оттенками, совершенствовать умение правильно держать карандаш, хорошо промывать кисть, добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования.
Познание: создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой и величиной предметов, продолжать знакомить с домашними животными и особенностями их поведения и питания.
Коммуникация: продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни. Социализация: создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим
| Цели
| Учить:
- рисовать предметы круглой формы разной величины;
- правильно держать карандаш. Развивать интерес к рисованию
| Учить рисовать предметы круглой формы слитным и непрерывным движением кисти. Закреплять: - знания цветов; - умение промывать кисть. Развивать восприятие цвета
| Закреплять умение рисовать предметы круглой формы. Воспитывать заботливое отношение к животным, интерес к ним
| Развивать: - умение самостоятельно задумывать содержание рисунка, осуществлять свой замысел; - творчество и самостоятельность
| Лепка
| Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений):использует разнообразные приемы лепки, проявляет доброжелательное отношение к окружающим, умение делиться с товарищем; понимает, что надо жить дружно, помогать друг другу, умеет занимать себя самостоятельной художественной деятельностью, в диалоге с педагогом умеет услышать и понять заданный вопрос, не перебивает говорящего взрослого
| Тема
| Крендельки
| Пряники
| Печенье
| Лепка по замыслу
| Художественное творчество: развивать умение раскатывать комочки, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Познание: обращать внимание детей на красоту окружающих предметов, вызывать чувство радости от их созерцания, продолжать развивать восприятие. Коммуникации: вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций. Труд: формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников, побуждать рассказывать о них
| Цели
| Учить по-разному свертывать получившиеся колбаски. Формировать умение рассматривать работу, выделять сходства, различия, замечать разнообразие
| Закреплять умение лепить шарики. Учить сплющивать шар, сдавливая его ладошками. Развивать желание делать что-либо для других
| Продолжить отрабатывать навыки лепки. Закреплять умение работать с пластилином
| Учить называть вымышленные предметы. Развивать самостоятельность, творчество
| Аппли-кация
| Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений): создает изображения предметов из готовых фигур, подбирает цвета по собственному желанию, различает круг, квадрат, умеет группировать предметы по цвету и форме, использует все части речи, простые нераспстраненные предложения и предложения с однородными членами
пред-юстраненные предложения и предложения с однородными членами
| Тема
|
| Разноцветные огоньки в домиках
|
| Аппликация на полосе. Шарики и кубики
| Художественное творчество: развивать умение создавать в аппликации предметные композиции из геометрических форм, повторяя и чередуя их по форме и цвету.
Познание: развивать умение определять цвет, форму, подсказывать детям название формы.
Коммуникация: поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам, развивать диалогическую форму речи.
Труд: побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям
| Цели
|
| Учить:
- наклеивать изображение круглой формы; - уточнять название формы;
- чередовать кружки по цвету. Закреплять знание цветов (красный, желтый, зеленый, синий)
|
| Познакомить с новой формой
-квадратом. Учить:
- сравнивать круг и квадрат;
- наклеивать фигуры, чередуя их. Уточнить знание цветов (красный, желтый, синий, зеленый)
| |