Главная страница

Протокол № От 2014г Согласовано: Зам директора по увр. От 2014г



НазваниеПротокол № От 2014г Согласовано: Зам директора по увр. От 2014г
страница12/19
Дата04.03.2016
Размер3.88 Mb.
ТипПротокол
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   19

Образовательная область «Речевое развитие».


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»

Образовательная область «Речевое развитие» включает в себя такие направления:

  • Развитие речи.

  • Чтение художественной литературы.

Содержание направления «Развитие речи» нацелено на достижение целей овла­дения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи в диалогической и монологической формах) в различных видах детской деятельности;

  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Содержание направления «Чтение художественной литературы» нацелено на дос­тижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представ­лений;

  • развитие литературной речи;

  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» во второй младшей группе на развитие речи и ознакомление с художе­ственной литературой отводится четыре занятия в месяц. В планировании представлены занятия:

  • по воспитанию звуковой культуры речи; объем речевого материала, который используется на этих занятиях, позволяет параллельно решать задачи по активации словаря детей, формированию диалогической речи;

  • ознакомлению с художественной литературой (чтение детям русских народных сказок, стихотворений, упражнение в драматизации, заучива­ние наизусть);

  • рассматриванию сюжетных картин; эти занятия включают дидактические игры и упражнения, рассматривание книжных иллюстраций, игры-инсценировки.

С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художест­венному слову и накоплению литературного багажа.

Во второй младшей группе чаще всего организуются занятия, состоящие из одной части (чтение детям сказки, отработка четкого и правильно­го произношения звука и т. п.). На этих занятиях, кроме основной, параллельно решаются и многие другие задачи. Так, например, знакомство детей с новой сказкой является ведущей задачей занятия, но на этом же материале воспитатель формирует у малышей интонационную выразитель­ность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношение и т. д.

С детьми 3-4 лет проводятся также комбинированные занятия, состоящие из двух самостоятельных частей. Допустимы самые разные варианты комбинирования:

  • чтение произведения художественной литературы и отработка умения вести диалог;

  • чтение (заучивание стихотворения) и совершенствование грамматической правильности речи;

  • рассматривание сюжетной картины и игры (упражнения) на обогащение и активацию словаря;

• дидактическая игра на формирование звукопроизношения и игры (упражнения) на совершенствование грамматического строя речи и т. д.

Читать детям художественные произведения следует ежедневно. С рядом произведений дети знакомятся на занятиях, с другими - в процессе игр, в бытовых ситуациях.

К концу года дети могут:

  • По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.

  • Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

  • С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.

  • Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы.

  • Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.

  • Называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.

  • Читать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого.

РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)

Месяц

Тема, цели 1-й, 2-й недель

Тема, цели 3-й, 4-й недель

Виды интеграции образо­вательных направлений

Целевые ориентиры развития

1

2

3

4

5

Сентябрь

Тема

Чтение стихотворений С. Черного «Приставалка», «Про Катюшу». Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса», обр. М. Бого­любовой

Звук [у]. Звук [а]

Коммуникация: учить запоминать прослушан­ный текст произведения, развивать умение ис­пользовать все части ре­чи, отвечать на разнооб­разные вопросы, рас­сматривать сюжетные картинки.

Музыка: познакомить с ритмическим рисунком музыкального и стихо­творного произведения

Эмоционально отклика­ется на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок, дела­ет попытки решать спор­ные вопросы с помощью речи: убеждать, доказы­вать, объяснять; прояв­ляет интерес к информа­ции, которую получает в процессе общения

Цели

Воспитывать умение слушать стихи и сказки, следить за развити­ем действий в них. Объяснять детям поступки пер­сонажей и последствия этих по­ступков

Совершенствовать умение внятно произ­носить в словах гласные. Развивать мото­рику речевого двигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и ре­чевое дыхание, уточнять и закреплять ар­тикуляцию звука [у]. Формировать умение отчетливо произно­сить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями



1

2

3

4

5

Октябрь

Тема

Чтение русской народной сказки «Колобок», обр. К. Ушинского. Чтение стихотворений А. Блока «Зайчик», А. Плещеева «Осень на­ступила»

Звуковая культура речи: звук [о]. Рас­сматривание иллюстрации к сказке «Ко­лобок». Рассматривание сюжетных кар­тинок

Коммуникация: понима­ет и употребляет в своей речи слова, обозначаю­щие эмоциональное со­стояние (сердитый, пе­чальный), этические ка­чества (хитрый, добрый). Музыка: познакомить с интонацией в музы­кальном и литературном произведении. Художественное твор­чество: учить в рисунке передавать сюжет произ­ведения

Умеет интонационно вы­делять речь персонажей, эмоционально откликать­ся на переживания героев сказки; может описать предмет по картинке; вы­учить небольшое стихо­творение; в театрализо­ванных играх умеет ин­тонационно выделять речь тех или иных персо­нажей

Цели

Познакомить со сказкой «Ко­лобок». При восприятии стихотво­рения «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, го­лодно, страшно в ненастную осен­нюю пору. Помочь запомнить стихотворение

Приучать внимательно рассматривать ри­сунки в книгах, объясняя содержание ил­люстраций. Отрабатывать четкое произношение зву­ка [о]. Помочь понять сюжет картины, охаракте­ризовать взаимоотношения между персо­нажами

Ноябрь

Тема

Чтение стихотворения К. Бальмонта «Осень». Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке»

Рассматривание картины «Коза с козля­тами». Звук [и]

Коммуникация: учить понимать и правильно употреблять слова-сино­нимы.

Художественное твор­чество: учить в рисунке передавать сюжет про­изведения

Может составить рассказ по картинке, проявляет инициативу и самостоя­тельность в организации знакомых игр с неболь­шой группой детей, уме­ет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр

Цели

Приобщать к поэзии, развивать по­этический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии

Учить рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя; упражнять в уме­нии вести диалог, употреблять существи­тельные, обозначающие детенышей жи­вотных, правильно и четко проговаривать слова




1

2

3

4

5

Декабрь

Тема

Чтение русской народной сказки «Снегурочка и лиса», обр. М. Була­това. Чтение рассказа А. Босева «Трое», пер. с болгарского В. Викторова. Заучивание стихотворения Е. Ильи­на «Наша елка», К. Чуковского «Елка»

Игра-инсценировка «У матрешки - ново­селье»

Социализация: объяс­нять моральные нормы поведения на примерах поступков героев про­читанных произведений

Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий не­сложное условие, прояв­ляет умение объединять­ся с детьми для совмест­ных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соот­ветствии с правилами и общим замыслом; мо­жет выучить небольшое стихотворение

Цели

Познакомить с русской народной сказкой, с образом лисы (отличным от образа лисиц из других сказок), упражнять в выразительном чтении отрывка - причитания. Познакомить с рассказом, оживив в памяти детей их собственные впе­чатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение

Упражнять в произношении слов со зву­ком [э] (игра «Эхо»), в определении ка­честв предметов на ощупь; учить пра­вильно называть строительные детали и их цвета, формировать диалогическую речь

Январь

Тема

Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди», обр. М. Булатова. Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» и сюжетных картинок

Звуки [м], [м'], [п], [п']

Коммуникация: форми­ровать навык образной и связной речи, исполь­зуя пословицы, пого­ворки, сравнительные обороты. Музыка: объяснять зна­чение средств вырази­тельности в музыке и литературе

В театрализованных играх умеет интонационно вы­делять речь тех или иных персонажей; подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр

Цели

Познакомить со сказкой, вызвать желание послушать еще раз, поиг­рать в сказку

Упражнять в четком произношении зву­ков в словах, фразовой речи, способство­вать воспитанию интонационной вырази­тельности речи; учить образовывать слова по аналогии. Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков [п], [п']; побуждать вступать в диалог, употреблять слова со звуками [п], [п']




1

2

3

4

5

Февраль

Тема

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц», обр. В. Даля. Заучивание стихотворения В. Бере­стова «Петушки»

Звуковая культура речи: звуки [б], [б']. Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»

Познание: учить анали­зировать содержание и находить взаимосвязь между содержанием и названием сказки.

Коммуникация: разви­вать желание выражать впечатления о прочи­танном речевыми и не­речевыми средствами



Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с детьми, способен выучить небольшое сти­хотворение



Цели

Познакомить с русской народной сказкой, помочь понять смысл про­изведения (мал удалец, да храбрец). Помочь запомнить стихотворение, учить выразительному чтению

Упражнять в правильном произношении звуков (в звукосочетаниях, словах, фразах), совершенствовать диалогическую речь (умение вступать в разговор, высказывать суждения так, чтобы оно было понятно окружающим); грамматически правильно отражать в речи свои впечатления

Март

Тема

Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики», обр. Серовой

Звуковая культура речи: звуки [т], [п], [к]. Рассматривание сюжетных картин

Коммуникация: учить воспроизводить ритм стихотворения,звуко­вой образ слова (слышать специально выделяемый в речи взрослого звук и воспроизводить его). Труд: на примере геро­ев произведений воспи­тывать трудолюбие; учить бережно отно­ситься к книгам, тетра­дям, после занятий уби­рать рабочее место.

Музыка: способствовать развитию навыков выра­зительной и эмоциональ­ной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит пе­тушок, клюют зерныш­ки цыплята, летают птич­ки и т. д.



Умеет использовать в ре­чи слова, обозначающие эмоциональное состояние (хмурый, печальный, ра­достный), способен само­стоятельно придумать небольшую сказку на за­данную тему



Цели

Познакомить с новым стихотворе­нием, совершенствовать диалогиче­скую речь; напомнить известные рус­ские народные сказки и познакомить с новой. Помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки

Закреплять произношение звука [т] в сло­вах и фразовой речи, учить отчетливо произносить звукоподражание со звуками [т], [п], [к], рассматривать сюжетную кар­тинку и определять ее тему, конкретизи­ровать действия и взаимоотношения пер­сонажей. Упражнять в произношении звукоподра­жаний с разной скоростью и громкостью, отрабатывать правильное и отчетливой произношение


1

2

3

4

5

Апрель

Тема

Чтение стихотворений А. Плещеева «Весна», А. Майкова «Ласточки прилетели». Чтение и драматизация русской народной сказки «Тере­мок», обр. Е. Чарушина. Рассматри­вание сюжетных картин

Звуковая культура речи: звуки [ф], [с]

Музыка: учить исполнять произведения малой фольклорной формы. Художественное твор­чество: учить в рисунке воплощать придуманные фрагменты сказки



Умеет четко произносить и пропевать слова; владе­ет чувством ритма при чтении стихов. Проявля­ет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим за­мыслом



Цели

Познакомить со стихотворением, с русской народной сказкой, учить называть признаки года, рассматри­вать сюжетную картинку и расска­зывать о том, что на ней изображено

Учить отчетливо и правильно произно­сить изолированный звук [ф] и звукопод­ражательные слова с этим звуком, отраба­тывать четкое произношение звука [с]. Упражнять в умении вести диалог

Май

Тема

Чтение русской народной сказки «Бычок - черный бочок, белые ко­пытца», обр. М. Булатова. Заучивание стихотворения А. Пле­щеева « Сельская песня»

Звуковая культура речи: звук [з], [ц]

Коммуникация: форми­ровать навык составле­ния рассказов по пред­ложенному сюжету. Музыка: учить слушать и запоминать музыкаль­ные сказки



Способен самостоятель­но придумать небольшую сказку на заданную тему, может пересказать наи­более выразительный и динамичный отрывок из сказки, делает попыт­ки решать спорные во­просы и улаживать кон­фликты с помощью речи (убеждает, доказывает, объясняет)



Цели

Познакомить с русской народной сказкой, помочь вспомнить назва­ние и содержание сказок, которые читали на занятиях ранее, стихи, ко­торые учили в течение года; помочь запомнить новое стихотворение

Упражнять в чистом произношении зву­ка [з], учить изменять темп речи. Отрабатывать четкое произношение зву­ка [ц], параллельно упражняя в интонаци­онно правильном воспроизведении звуко­подражаний


1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   19