Главная страница


Разработчик: педагог-психолог Юдина О. Н. Мбдоу «Детский сад №43» Взаимодействие семьи и доу играет важную роль в развитии ребенка



Скачать 101.62 Kb.
НазваниеРазработчик: педагог-психолог Юдина О. Н. Мбдоу «Детский сад №43» Взаимодействие семьи и доу играет важную роль в развитии ребенка
Дата17.08.2016
Размер101.62 Kb.
ТипДокументы


Методы и приемы конструктивного общения при организации сотрудничества с воспитателями и родителями в ДОУ

Разработчик:

педагог-психолог Юдина О.Н. МБДОУ «Детский сад №43»


Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии ребенка, основная цель которого – всестороннее  и гармоничное развитие каждого ребенка.  Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается очень актуальной, приобретая порой обостренный характер. Основной задачей взаимодействия с воспитателями и родителями является сотрудничество, а не наставничество.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. ( В.Н. Мясищев)

Конструктивное взаимодействие с педагогами и родителями представляет собой качественно новый, высокий уровень взаимодействия. Он характеризуется признанием опыта родителей по воспитанию детей, осознанием ценности совместной деятельности, пониманием своего места и роли в разных формах взаимодействия с родителями; проявляется в потребности педагога во взаимных открытых, равных и свободных действиях, содействии друг другу, конструктивном разрешении противоречий с родителями; отмечен способностью педагога изучать и оценивать взаимодействие с родителями, приобретать знания об особенностях становления и развития отношений с родителями, способах преодоления внутриличностных и межличностных конфликтов, о содержании, формах, методах взаимодействия; определяет способность педагога к совместной деятельности с родителями, творческому подходу к преодолению трудностей во взаимодействии с ними.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей и педагогов знания.

Существует следующие формы работы с родителями:

  1. Традиционные формы

- Дни открытых дверей

- Анкетирование

- Родительские собрания

- Консультации

- Информационный стенд

- Консультации специалистов

- Совместные досуги

- Индивидуальные беседы

- Посещение семьи



  1. Нетрадиционные формы:

- Памятки для родителей

- Школа молодых родителей

- Родительский клуб

- Университет для родителей

- Конкурсы для родителей

- Показ открытых занятий

- Проведение игровых тренингов

- Совместные праздники (чаепитие)

- Дискуссионные клубы (только для отцов, только для бабушек и т.д.)

- Круглый стол

- Педагогическая гостиная

- Неформальные беседы

- Мастер-классы

- Творческие мастерские

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, Большинство из выше перечисленных форм работы используется при организации сотрудничества с педагогами. Такие как беседа, тренинговые задания, круглые столы, групповые и индивидуальные консультации, деловая игра и др. С целью повышения психологической компетентности педагогов ДОУ можно использовать и следующие методы:

  • Лекция (лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-консультация)

  • Семинар-практикум

  • «Мозговой штурм»

  • Психотехнические игры – позволяют снизить психическое напряжение педагогов, развить внутренний потенциал, управлять своим внутренним состоянием, что в последствии будет позитивно влиять на профессиональный и личностный рост (игры-релаксации, адаптационные игры, игры-формулы)

Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания, круглые столы, где обсуждаются проблемы воспитания детей.

Родителей важно заинтересовать работой ДОУ, показать, что детский сад может сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества. Для решения этой задачи необходимо использовать наиболее активные и эффективные способы работы: беседы, дискуссии, «круглые столы», тренинговые задания, психологические игры (деловые, разогревающие). Использование таких активных методов взаимодействия с родителями ставит родителей в активную позицию, позволяет сделать родителей активными участниками педагогического процесса; повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом; с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи; углубляется воздействие психолога на родителей: они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психологических знаний и навыков.

В связи со спецификой работы психолог всегда находится во взаимодействии с педагогами, детьми, родителями. И одно их важных умений, которым должен владеть – это умение вести разговор, наладить контакт, расположить к себе. Как пишет Н.В. Самоукина, «профессия психолога – профессия разговорная. Как профессионал психолог должен владеть различными коммуникативными техниками общения в ситуации индивидуальной беседы и в ситуации публичного выступления, как перед знакомой, так и незнакомой аудиторией». Поэтому ведущей деятельностью является общение с родителями и педагогами.

Конструктивное общение - это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное. Существуют различные методы и приемы конструктивного общения.

Метод позитивных утверждений

В нашей жизни сложился язык негативных утверждений. Нам намного легче начать критиковать другого человека, обвинять, навешивать ярлыки или жаловаться, чем сказать доброе слово, похвалить, поощрить. А ведь слово - самая мощная энергия. Язык человека не является чем-то случайным, это его выбор (сознательный или бессознательный), отражающий состояние души. И каков человек, таковы и его слова. По речи человека можно определить систему его ценностей и угадать образ жизни. Если мысли, слова и поступки человека направлены на добро, то сам человек считается добрым. Если мысли, слова и поступки человека направлены на зло, то и сам человек - зол. Слова, как проявление мыслей, играют роль катализатора души.

Метод безоценочного суждения

Каждый неосознанно склонен оценивать, одобрять или осуждать то, о чем говорит он сам или что слышит от других. Вы не раз, скорее всего, замечали, что как только вас начинают оценивать, поправлять и корректировать, вы занимаете оборонительную позицию, что становится барьером в общении. Представьте, что то же самое чувствуют и ваши собеседники. Измените стиль суждений, и вы заметите, как и отношение к вам изменится.

Не переходите с роли или проблемы на личность

Человеку легче принять замечание по делу, а не по личности. Услышав замечание, обращенное к нашей роли или функции, мы будем стараться изменить свое поведение. Но негативная оценка личности в целом вызывает агрессию, обиду или чувство безнадежности.

Ты- и Я-высказывания

«Ты - высказывание» - это критика другого в форме оценки, раздачи ярлыков («ты лентяй») или приписывания мотивов («тебе не интересно»). Ты-высказывание направленно на обвинение другого. Подобное отношение вряд ли облегчает общение или помогает достигнуть нужных результатов.

«Я - выказывание» - это описание своих чувств, ожиданий и состояния в ситуации конфликта. Я должен начинать говорить о себе, о своих чувствах, переживаниях («я потрясен …», «мне больно …», «я расстроен …»). Я должен точно назвать поведение другого, которое эти чувства вызвало («когда ты сказал это …», «ответил так …»). Не указав, что именно в поведении человека меня расстроило, я рискую быть непонятым. Я, кроме того, должен обозначить желательные изменение в поведении («мне хотелось бы, чтобы ты …»).

Метод согласия связан с вовлечением оппонентов в совместные практические действия по разрешению проблемы. В ходе их осуществления расширяется поле общих интересов, оппоненты лучше узнают друг друга, привыкают к сотрудничеству, совместному разрешению возникающих проблем.

Метод доброжелательности, или эмпатии — сопереживание и сочувствие, понимание внутренних состояний оппонента. Он предполагает не только выражение необходимого сочувствия, но и возможность оказать ему практическое содействие. Этот метод требует исключения из взаимоотношений немотивированной враждебности, агрессивности, невежливости.

Метод эмпатического слушания, суть которого – создание атмосферы заинтересованного разговора, совместного поиска истины (а не утверждение своей правоты).
Метод сохранения уважения к достоинству собеседника. Означает выражение должного уважения к его личности. Признавая достоинство и авторитет оппонента, мы тем самым стимулируем соответствующее отношение партнера к нашему достоинству и авторитету.

Метод взаимного дополнения. Он предполагает опору на такие способности партнера, какими не располагаем мы сами. Учет и умелое использование не только способностей, но и недостатков оппонентов помогают укрепить взаимное доверие и уважение.

Метод недопущения дискриминации требует исключения подчеркивания превосходства и каких бы то ни было различий между ними.

Метод психологического поглаживания - поддержка положительных эмоциональных состояний оппонента.

Достаточно эффективным организационным методом, особенно на первой стадии организации конструктивного конфликтного взаимодействия, выступает бесконтактное общение, например, в форме писем или электронной почты, поскольку в условиях возникшего эмоционального напряжения непосредственный контакт чреват возможностью резкого обострения отношений.

Немаловажное значение при организации конструктивного конфликтного взаимодействия играет правильная оценка знаков невербальной информации.

Организация эффективного конструктивного взаимодействия предполагает:
- Выделение специального времени для общения, разговора, дискуссии. При этом часто приходится преодолевать желание другой стороны уйти от контакта, прибегнуть к тактике ухода. Чтобы достичь цели, важно убедить другого в том, что преодоление разногласий выгодно и ему. При этом важно не связывать другую сторону никакими предварительными обязательствами, кроме участия в предстоящем диалоге и исключения при его проведении запугивания и угроз, т.е. попыток силового давления.
- Создание необходимых удобств для организации взаимодействия.
- Взаимная выработка конструктивных условий.
- Определение порядка их выполнения.

Среди различных приемов и способов организации конструктивного взаимодействия не следует забывать и еще об одном: здоровом чувстве юмора. Наличие этого чувства - одно из свидетельств духовного здоровья человека, его оптимистического взгляда на возможность разрешения проблемы. Юмор иногда определяют как «примиряющую улыбку», способность человека соединять, примирять, казалось бы, несоединимое и непримиримое: добро и зло возвышенное и мелкое, серьезное и смешное. Будучи действенным инструментом благоприятной совместной жизни людей, юмор способствует разрядке возникшего спряжения в человеческих взаимоотношениях, является хорошим средством для того, чтобы «выпустить пар», вызвать позитивные чувства у оппонента. Зигмунд Фрейд учил, что юмор сглаживает противоречия, предупреждает недовольство. Бернард Шоу говорил, что иногда надо рассмешить людей, для того, чтобы «выпустить пар», вызвать позитивные чувства у оппонента. Зигмунд Фрейд учил, что юмор сглаживает противоречия, предупреждает недовольство. Бернард Шоу говорил, что иногда надо рассмешить людей чтобы отвлечь их от желания вас повесить.

Здоровый и уместный юмор позволяет ослабить остроту конфликтной ситуации, сплотить людей даже там, где не осталось уже больше никаких надежд на примирение. Это обусловлено тем, что с помощью юмора обнаруживается хоть какая-то общность между оппонентами, общее для всех людей понимание смешного. Но при этом необходимо помнить об одном обязательном условии: Здоровым чувством юмора должны обладать оба оппонента.

Повысить эффективность и конструктивность взаимодействия позволяет соблюдение ряда морально этических правил.

Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможность ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.


Список используемой литературы:

  1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.:Карапуз 2002.

  2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль: Академия развития, 2001.

  3. Винокур Т.Г. Культура речевого общения. – М.: Наука, 2000

  4. Галигузова А.Н. Ступени общения / А.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2003

  5. Добрович А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1999

  6. Микляева Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Айрис-Пресс, 2005

  7. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2002

  8. Козлова Е.: Основы конструктивного общения: учебное пособие.- М., 2003

  9. Скрипкина Т.П. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов / Т.П. Скрипкина, Э.К. Гульянц. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ,1993

  10. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. – Дубна: Феникс +, 2000

  11. Широкова Г.А. Справочник педагога-психолога ДОУ / Г.А. Широкова. – Ростов н/Д : Феникс, 2011