Формирование элементарных математических представлений
в 1 младшей группе
На третьем году жизни у детей продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого, совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Три года – это тот рубеж, на котором ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, становиться более самостоятельным. Формирование первоначальных представлений о множествах, отношениях, геометрических фигурах, пространственных и временных отношениях - неотъемлемая часть познания ребёнком окружающего мира, это обязательное условие для дальнейшего благоприятного развития общих умственных и математических способностей. В этом возрасте уже можно формировать элементарные математические представления.
Важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. В этот период перед воспитателем встает задача научить детей действовать с предметами (собирать однородные предметы вместе, отбирать их по цвету, величине, форме), нанизывать, накладывать один предмет на другой. Сначала детей учат собирать из 3-5 колец одноцветные, а затем разноцветные пирамидки, нанизывать на штативы шарики, раскладывать кольца, расставлять пирамидки в порядке убывания/возрастания, разбирать и собирать игрушки-вкладыши (народные дидактические игрушки: матрешки, яйца, бочонки и др.), выкладывать из строительного материала одноцветные и разноцветные, короткие и длинные дорожки, и т.д. Любая деятельность детей 3-го года жизни создает благоприятные условия для формирования представлений о множестве, равенстве, неравенстве групп предметов. Эти темы рассматриваются в процессе специально организованных игр-занятий, в совместной и индивидуальной деятельности, цель которых - рассматривание различных групп предметов, выделение существенных признаков (цвет, форму, величину), группировка однородных предметов по признакам, называние их количества (много-мало). Умение выделять признаки объекта и, ориентируясь на них, сравнивать предметы является универсальным, применимым к любому классу объектов. Однажды сформированное и хорошо развитое, это умение затем будет переноситься ребенком на любые ситуации, требующие его применения.
Определение уровня математических представлений у детей младшего возраста: представление о величине, форме, количестве, цвете, пространстве, а так же о состояние развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.
1. Цвет. Покажи предметы красного, синего, желтого, зеленого цвета. 2. Форма
а. Покажи красный круг, зеленый квадрат, синий треугольник, желтый квадрат.
б. (Предлагаются разложенные на столе по две одинаковые геометрические фигуры
разного цвета)
Найди пару: красный квадрат, желтый круг, синий треугольник, зеленый квадрат.
3. Величина
Предлагаются по 2 предмета, резко отличающиеся друг от друга по длине, ширине,
высоте.
а. Покажи короткую ленточку. Желтая ленточка короткая, а синяя…(длинная).
б. Покажи широкую дорожку, Синяя дорожка широкая, а красная…(узкая).
в. Покажи высокую елочку.
Найди две одинаковые елочки ( из трех предложенных).
4. Количество
Ребенку дается двухполосная карточка: верхняя полоска - красного цвета, нижняя
- синего.
а. Положи на красную полоску 1 матрешку, а на синюю - много грибов.
б. Положи на синюю полоску столько грибов, сколько я положила на красную
полоску матрешек.( счет до 3-х)
в. Хлопни столько раз, сколько я поставила грибов на красную полоску (счет до 3-х)
5. Ориентировка в пространстве
а. Покажи правую руку, левое ухо.
б. Подними флажок вверх, опусти вниз, вытяни руки вперед, спрячь их назад.
6. Ориентировка во времени (по картинкам)
а. Что дети делают на картинке?
а) гимнастику б) спят
б. Когда они это делают?
а) утром б) ночью
в. Найди на картинке утро, день, вечер, ночь. |