Главная страница


Значение частиц в речи



Скачать 40.72 Kb.
НазваниеЗначение частиц в речи
Дата23.02.2016
Размер40.72 Kb.
ТипУрок

Открытый урок – исследование по русскому языку в 7 классе.
Тема: Значение частиц в речи.

Цель: 1) познакомить с многообразным значением частиц;

2) формировать умения отличать частицы от других частей речи;

3) уметь определять значения, выраженные частицами.

4) развивать связную устную и письменную речь учащихся, творческое мышление, вдумчивое чтение, орфографическую зоркость.
ХОД УРОКА


I. Орг.момент. Ученые определили значения частиц следующим образом:

«При помощи частиц в высказывании что-то

уточняется, выделяется, отрицается, выража-

ется сомнение в чем-то, восхищение, удивле-

ние по поводу сообщаемого, так или иначе

оценивается содержание высказывания.»

Н.М.Шанский.

--- В чем состоит наша задача? Или согласиться или опровергнуть это утверждение. А для этого мы на уроке проведем исследование по теме: «Значение частиц в речи».

--- Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.

--- Какие цели мы ставим на уроке?

II. Изучение нового материала.

1) анализ текста, записанного на доске.

Как все-таки удивительна наша природа!

Замечали ли вы, что летом вода в пруду становится зеленой? А знаете ли вы, что произошло? В теплой воде стали очень быстро расти особые растения – водоросли. Именно они – то и окрасили воду в зеленый цвет.

Водоросли не бывают одного цвета, а бывают сине-зеленые, бурые и красные. Сине-зеленые водоросли могут жить не только в воде. В пустынях Казахстана они живут и на поверхности почвы.

Бурые же водоросли очень крупные растения. Вот они и образуют подводные заросли в морях и океанах.

--- Прочитайте выразительно текст.

--- Определите тему, основную мысль, тип и стиль текста.

--- Назовите все служебные части речи, которые вы можете найти.

--- Зачем они в речи? Для чего служат союзы, предлоги? А частицы?

--- Что обозначают частицы? Трудно определить? Можем попытаться?

2) письменная работа по тексту

--- Выпишем из текста частицы, определим, что обозначают (один ученик работает у доски).
Же, как - восхищение

И, -то, все-таки – усиление

Ли – вопрос

Именно – уточнение

Не – отрицание

Не только – выделение

Вот - указание
ВЫВОД: для чего служат частицы? ( частицы служат для выражения отрицания, усиления, уточнения, вопроса, указания, восхищения.)

III. Проведем эксперимент. Что такое эксперимент? ( научно поставленный опыт)

--- Мы тоже проведем опыт. Уберем все частицы из текста( стираю на доске)

--- Прочитайте текст.

--- Что исчезло? (восхищение, вопрос, уточнение…..)

ВЫВОД: какова же роль частиц в речи? (вносят различные смысловые оттенки в пр-е, выражают чувства и отношения к тому, о чем говорится в тексте)
IV. Закрепление изученного материала.

1) Наблюдения.

а) устная работа по карточкам (тексты у каждого на парте)

Задание: прочитайте, найдите частицы. Для чего служит частица, на что указывает?

1) Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница-зима.

(частица указывает на последовательность действий, на смену явлений)

2) Пускай же солнца ясный лик

Отныне радостью блистает,

И облачком зефир играет,

И тихо зыблется тростник.

( частица служит для образования повелительного наклонения глагола)

3) Вот он кричит: «Поди-ка сюда,

Верный мой работник Балда….

Собери-ка с чертей оброк мне полный.»

(вот – указание, -ка – вносит дополнительное значение на человеческое общение, маленькая частичка, всего две буквы, а как меняется речь!)

4) Старика старуха забранила:

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял с нее корыто…»

( не – отрицание, бы – служит для образования условного наклонения глагола)

5) Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия,

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия!

(да – образование повелительного наклонения, же – усиление)

---- Отрывки какого автора мы исследовали? (А.С.Пушкина)

б) письменная работа.

----Прочитайте выразительно текст карточки №6.

6) Птицы хорошо отличают доброго человека от злого. Пушкин был добрый и доверчивый человек и не мог не любить птиц, и они не могли не быть доверчивы к нему.

Никто и никогда все ж таки не постигнет Пушкина. Он всегда открытие, вдохновение и потому тайна. Многие поколения постигают его, и каждый раз он неожидан, нов и необычайно современен. (С. Гейченко.)

--- Выпишите предложения с частицами.

---- Какие предложения выписали? Назовите частицы. На что здесь указывают частицы? ( в 1 предложении двойное отрицание придает положительный смысл высказыванию, это тема наших последующих уроков, во 2 предложении – усиление). Обратите внимание на правописание частицы все-таки, она пишется через дефис. Но если мы употребляем ее с частицей же, то пишем в три слова – раздельно.

---- Придумайте и запишите предложение с частицей все-таки. Прочитайте придуманные предложения.

ВЫВОД: какое значение имеют частицы? К какому выводу мы пришли?

V. Творческая работа. Напишите миниатюру, используя частицы по началу:

«Были же времена, когда жили-были замечательные сказочники. Они придумали страну Бы, чтобы мы мечтали: «Вот бы мне бы в страну, где….»
Желающие читают свои миниатюры.

--- Итак, вернемся к словам Шанского, который утверждал…….(читаем еще раз высказывание). Перед нами стояла задача определить роль частиц в тексте и согласиться или опровергнуть утверждение Шанского. Мы соглашаемся с утверждением? Какие доказательства мы нашли?

VI. Итог урока. Рефлексия.

--- Перед вами карточка №7. Продолжите предложения:

1) Сегодня на уроке мы узнали…..

2) На уроке мне было…..

(интересно, легко, сложно…)

Оценки.

VII. Домашнее задание: напишите миниатюру, используя изученные частицы, начав ее словами:

Что за утро!....

А закончив…. Вот счастье! Вот чудо!