|
Правила взаимодействия с гиперактивными учащимися Правила взаимодействия с гиперактивными учащимися Карепова Н.А., преподаватель
Санкт-петербургский технический колледж
Гиперактивных детей с дефицитом внимания в учебных заведениях становится все больше, и их число будет расти и дальше. С учетом таких детей нужно менять систему подготовки учителей в целом, считает доктор педагогических наук Евгений Ямбург[2].
Тем не менее, нужно понимать принципы общения хотя бы в общих чертах уже сейчас. Существуют определенные правила для более эффективного взаимодействия Учитель-Ученик:
Правило 1. Не ожидайте от ученика всего и сразу. Ставить перед учащимися одновременно только одну цель: например внимательно слушать. При этом вы должны быть терпимы к ерзанью на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе этой работы). Помните, что если вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения
Правило 2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды занятий, но не слишком часто. Важно также обеспечить ребенку спокойную обстановку.
Правило 3. Задание лучше разбить на этапы, и осуществлять контроль после выполнения каждого. Не давать одновременно 2 задания.
Правило 4. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из "можно" и "нельзя" были последовательны.
Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово или условный знак-жетон (сумму которых вы обменяете на что-то приятное),
Правило 5. По возможности начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповую деятельность, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники.
Психолог Галина Монина [1]считает, что соблюдая определенные принципы общения с такими детьми, можно добиться успеха. Хотя в настоящее время преподавателю гораздо легче присвоить такому учащемуся клеймо «неуправляемый»…
Повышение учебной мотивации: применение системы поощрений; использование нетрадиционных форм работы
Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:
смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка;
реализация двигательной потребности (выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности: раздать тетради, стереть с доски и т.д.),
снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;
выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов
избегание категоричных запретов.
Развитие дефицитарных функций:
повышение уровня внимания (использование упражнений «Найди ошибку», «Проверь себя и соседа»);
снижение импульсивности, например, вызов к доске того, кто поднял руку последним,
Обучение учащегося конструктивным формам взаимодействия с педагогом и сверстниками на уроке
Психологи и педагоги, работающие по специальным программа с такими учениками, напоминают, что лучшие результаты можно получить, если применять главный принцип: Не наказывать за провинности, закрепляя тем самым негативное поведение, а поощрять при каждом, пусть небольшом успехе[1]!
Список литературы:
Электронный ресурс Рекомендации педагогу по обучению гиперактивных учащихся https://adhd-kids.narod.ru/articles/monina.html
Центр Нейро https://neuro34.ru/content/view/77/1/
|
|
|