|
«согласовано» Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Гимназия № 1504
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ Гимназии №1504
_________________ Шарай Н.А.
"01" сентября 2011 года «СОГЛАСОВАНО»
На заседании кафедры иностранных языков ГБОУ Гимназии №1504
Протокол № от августа 2011 года.
Заведующая кафедрой ________ Жекова Е.Ю.
Дополнительная образовательная программа
«ШАГ ЗА ШАГОМ В МИР ЗНАНИЙ»
Модифицированная программа Костюковой О.В.
на базе авторской программы Верещагиной И.Н. и Роговой Г.В.
Направленность: «Культуроведческая»
Вид деятельности: «Страноведение и культура зарубежья»
Возраст детей, на которых рассчитана
дополнительная образовательная программа: 6-7 лет Срок реализации
дополнительной образовательной программы - 1 год Костюкова О.В.,
педагог дополнительного образования
Москва
2011
Пояснительная записка Социальный прогресс связан с тем, что каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности.
Обучение призвано содействовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей, развитию их индивидуальных способностей (Закон РФ «Об образовании»).
В связи с ростом и укреплением международных связей нашего государства с другими странами владение иностранным языком подрастающим поколением приобретает большое значение. Это определяет актуальность и педагогическую целесообразность выбранной программы.
Глобальные изменения, происходящие в России в последнее десятилетие, не могли не отразиться на обучении иностранным языкам: повысился их престиж в обществе, возросла потребность и предъявляемые требования к уровню и качеству обучения; появились образовательные учреждения разного типа.
Обучение иностранному языку призвано реализовывать основную стратегию образования – формирование всесторонне развитой личности, осуществлять идею европеизации образования через диалог культур и цивилизаций современного мира.
Стратегия обучения иностранному языку может быть общей, а тактика – различной. В современных условиях педагог выбирает систему обучения, которая больше соответствует его вкусам, методической грамотности и условиям образовательного учреждения. Они, в свою очередь, должны соответствовать современным достижениям науки и передового опыта.
В настоящее время в социальной педагогике и социальной лингвистике принято считать, что усвоение иностранного языка представляет собой процесс овладения его языковой системой и приобщения к культуре народа, являющегося его носителем.
Программа «Шаг за шагом в мир знаний» является модифицированной: за основу взята авторская программа Верещагиной И.Н. и Роговой Г.В. «Английский для младших школьников». В авторскую программу были внесены следующие изменения : количество часов сократилось до 36 часов за год; сократилось число вводимых лексических единиц и грамматических оборотов; были добавлены новые игровые упражнения и учебные ситуации.
Программа «Шаг за шагом в мир знаний» призвана сформировать основу для дальнейшего всестороннего развития детей, вызвать у них желание учиться, и определяет следующие цель и задачи курса. Цель:
Развитие у детей лингвистических способностей, ознакомление их с английским языком как средством общения и с культурой Великобритании. Задачи:
освоение детьми первичных сведений об изучаемом языке, основ коммуникативной компетенции, позволяющей им осуществлять устное иноязычное общение на элементарном уровне;
формирование позитивного отношения к изучаемому языку и культуре другого народа;
воспитание у детей чувства осознания себя как личности, принадлежащей к определенному культурному и языковому сообществу, развитие познавательного интереса к языку и культуре;
развитие у детей желания изучать иностранный язык, потребности в познании мира зарубежных сверстников;
развитие игровых эмоциональных и творческих способностей детей, их фантазии, способностей к социальному взаимодействию (умение играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнером, адекватно реагировать на его желания, высказывания и др.);
формирование творческого коллектива для воспитания у детей дружеских взаимоотношений, приобретения ими социального опыта.
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка дети имеют право на жизнь, гарантированные государством условия выживания, полноценного развития, защиту от посягательств на физическое и нравственное здоровье, а также право на образование и полную подготовку к самостоятельной жизни в обществе, воспитание в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности, на участие в общественной жизни.
В целом, обучение иностранному языку призвано создать благоприятную ситуацию для приобщения ребенка к новому языковому миру с целью лучшей адаптации его к полилингвальной и поликультурной ситуации в современном мире.
Личностное становление ребенка осуществляется в процессе его общения с взрослыми и другими детьми.
Разучивая стихи, песни на иностранном языке, слушая и инсценируя сказки и художественные произведения другого народа, знакомясь с играми, в которые играют его сверстники за рубежом, осуществляя учебную деятельность, ребенок овладевает коммуникативными умениями, у него формируется представление об иностранном языке как способе познания нового мира. При этом очень важно развивать у ребенка такие качества, как общительность, коммуникабельность, желание вступать в контакт с другими людьми.
Учебные занятия проводятся один раз в неделю по схеме: 1х45 мин. учебные занятия + 15 мин. перемена.
Срок реализации данной программы - 1 год. Ожидаемые результаты и способы их проверки По окончании 1-го года обучения дети должны:
правильно произносить большинство звуков английского языка;
знать и активно использовать в речи 15-20 слов по основным базовым темам программы;
отвечать на вопросы о себе, об игрушке, о животном;
уметь пользоваться основами коммуникативной речи: уметь здороваться, благодарить, прощаться;
иметь первичные сведения о стране изучаемого языка;
знать алфавит;
уметь самостоятельно строить простые предложения, отвечать на вопросы;
знать и уметь читать знаки транскрипции;
уметь задавать вопросы разных типов и отвечать на них; составлять диалоги, краткие рассказы;
иметь представление о столице Великобритании – Лондоне, его достопримечательностях, жителях разных национальностей, народной музыке, традициях и праздниках, народных играх;
владеть речевым этикетом, необходимым в различных ситуациях;
активно использовать в речи новые слова по основным темам программы;
уметь составлять диалоги , рассказы на заданные темы;
владеть техникой аудирования, правильно произносить звуки английских слов;
владеть навыками разговорной речи по основным темам программы;
Способы проверки и формы контроля. Образовательная программа «Шаг за шагом в мир знаний» предусматривает два основных пути в определении усвоения программного материала:
участие в конкурсах , концертах и досуговой деятельности;
систематический контроль за усвоением знаний детьми.
В системе обучения детей английскому языку большая роль отводится контролю за усвоением знаний учащимися, определению результативности и выбору методов определения результатов.
В программе предусмотрены две основные формы контроля: текущий и итоговый контроль.
В ходе текущего контроля проверяется, каков объем усвоенного лексического материала. Контроль осуществляется во время игр (дидактических, сюжетных, настольно-печатных и др.), в специально созданных игровых ситуациях, в драматизациях (сценки, диалоги).
Фонетический материал контролируется в процессе игр, фонетических разминок, произнесении скороговорок.
Грамматика контролируется в процессе непосредственного общения на занятии, в диалогах и в выполнении специальных упражнений.
В процессе текущего контроля результатом могут быть стихи, рифмовки, зарядки, игры, сценки, спектакли, песни с инсценировками.
Во время изучения языковых тем дети за выполненное задание получают разноцветные треугольники и квадраты, подсчет которых в конце темы определяет степень освоения программного материала.
Итоговый контроль предполагает определение результатов усвоения программы за полугодие, год.
Итоговые занятия отражают весь пройденный материал за полугодие и за год. Основной лексический материал в играх, дидактических играх, индивидуальных и групповых занятиях, сценках, игровых ситуациях. Фонетический материал в играх, разминках. Грамматический материал в процессе непосредственного общения на занятии, а также показ коммуникативных способностей. Стихи, рифмовки, зарядки, игры, сценки и спектакли. Песни с инсценировками.
Итоговые занятия или праздники за полугодие проводятся в декабре, за год – в апреле. Формы проведения итоговых занятий:
проверка результативности осуществляется по пройденным темам;
итоговый праздник, где дети демонстрируют знания по темам путем чтения стихов, исполнения песен, рифмовок, игр, сценок;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
| Темы программы
| Кол-во часов
| 1
| Вводное занятие.
| 1
| 2
| «Здравствуй, это я!»
| 7
| 3
| «Мы идем гулять»
| 4
| 4
| «Я здесь живу»
| 3
| 5
| «Приятного аппетита»
| 3
| 6
| «Грамматика»
| 4
| 7
| «Изучение транскрипции»
| 3
| 8
| «Изучение алфавита»
| 3
| 9
| «Основы чтения»
| 4
| 10
| «Аудирование».Итоговые занятия
| 4
|
| Итого:
| 36
|
Содержание программы Содержание обучения иностранному языку отвечает следующим требованиям:
оно должно вызывать интерес у детей и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способности взаимодействия друг с другом в игровых ситуациях, разработке коллективных проектов, подготовке и проведении инсценировок и т.д.;
содержание обучения и, прежде всего, его предметная сторона (о чем говорить, что слушать, делать) учитывает личный опыт ребенка, который он приобретает, общаясь на родном языке, и соотносит с тем опытом, который дети приобретают на занятиях по иностранному языку;
открывает ребенку доступ к культуре другого народа, знакомя его с особенностями повседневного быта их сверстников в стране изучаемого языка, детским фольклором, традициями проведения праздников (рождество, Новый год, день рождения) и играми;
дает возможность органично интегрировать в учебный процесс различные виды деятельности, типичные для детей: изобразительную, музыкальную, трудовую и др., и тем самым создавать условия для гармоничного развития личности ребенка.
Тема 1. «Вводное занятие» Краткие сведения о ГБОУ гимназии №1504, правила поведения на занятиях. Организация учебного процесса. Техника безопасности. Содержание программы. Основные темы и их содержание. Методы и приемы обучения. Формы организации занятий. Планирование и содержание работы. Результативность. Способы проверки. Тестирование.
Краткое знакомство со страной изучаемого языка. Введение в страноведение.
Просмотр 1 урока «Английский с Хрюшей и Степашкой» Тема 2. «Здравствуй, это я!»
«Формулы приветствия и прощания»: «Good morning!», «Hello!», «Hi!», «Good bye!», «How do you do?». Песни «Say hello!», «Good morning!».
«Кто ты?»
Вопросы и ответы на них, навыки знакомства на языке посредством игры «Репортер»: Who are you? What is your name? How old are you? Речевой этикет при знакомстве.
«Моя семья»
Члены семьи (мама, папа, бабушка, брат и т.п.). Стихотворение «Mother, father…». Рассказ о составе своей семьи «My family». Игра «Who lives in the house?». Рассказ о родственниках.
«Профессии»
Название профессий: a worker, a driver, a teacher, a pilot, a doctor. Рассказ о профессии родителей. Ответ на вопрос «What is your mother?».
«Мое тело»
Название частей тела: a body, a heard, a led, an arm, a finder и т.п. Два комплекса музыкальной разминки: «Hands up», «Head and shoulders». Песня «Put your finger». Дидактическое пособие «Большой человек» и название соответствующих частей тела. Задают вопросы и отвечают на них: «Сколько рук, глаз, ног, ушей и т.д.?». Песня «Bobby big». Игра-рассказ «Описание лица».
6. «Счет»
Новые лексические единицы: счет от 1 до 10.Учимся задавать вопрос «How many ... have you got?».Игра «Посчитай животных».Стихотворение «One monkey, two monkey, three monkey » Считалки. Игра «Посчитай бабочек». Способы сложения и вычитания чисел (plus, minus, is).
7. «Одежда»
Название предметов одежды (blouse, skirt, shoes, T-shirt и т.п.), сочетание этих названий с цветом (a blue blouse и т.п.). Описание, во что они одеты, во что одеты их товарищи или люди, изображенные на картинках (she has got… He has got… I have got …). Упражнение в одевании кукол и проговаривании действий: «I put on… I take off…»). Изучение названий магазинов, в которых продают одежду, и фразы, необходимые для общения с продавцом при покупке одежды. (игра «Магазин одежды»). Игра «Собираемся в гости». Тема 3. «Мы идем гулять»
«Животные»
Названия животных: дикие и домашние : a cat, a dog, a kitten, a pig, a wolf, a fox, a bear. Учащиеся отвечают на вопросы в игре «Show me…», показывают и называют животное по картинке. Игра «Who lives in this house?», сценка «Теремок», cтихотворение «Who are you», считалка «I’m a mouse». Песни: «Baa, baa, black sheep», «Old Mc. Donald».
«Характеристики животных»
Цвет, размер, количество лап, хвостов, ушей и т.п. Узнавание и подражание голосам животных, что животные умеют делать: a bird can fly, a frog can jump и т.п. Игра «Зоопарк», в зоологическое домино.
«Природа»
Названия фруктов, овощей, цветов, деревьев, насекомых. Игры: «Что пропало?», «Что выросло?». Стихотворение по теме. Ответы на вопросы о своих любимых фруктах, овощах. Игры: «Магазин», «Овощи-фрукты». Рассказы о том, какие деревья растут возле их дома. Игра «Ботаническое лето». Просмотр видеофильма «Mussy».
«Виды спорта»
Глаголы, отражающие то, что они умеют делать: to jump, to run, to clap, to stamp и т.п. Что дети умеют делать (can) и что любят делать (like). Игры: «Командир», «Делай, как я». Названия различных видов спорта и спортивных игр. Стихотворение «School is over».
Тема 4. «Я здесь живу»
«Мой дом»
Название дома, квартиры, комнат (kitchen, living-room, hall, dining room, bedroom.). Название частей дома: wall, roof, floor, ceiling, door, window.
«Мой дом»
Названия предметов мебели, где они находятся (a table, a chair, a bed, a sofa, a bookcase). Игра «Where is the doll?». Стихотворение «My home». Прилагательные «old, new» и сочетание их с существительными. Стихотворения «It’s a window», «I’ve got two eyes». Песня «Building block».
«Школа»
Названия предметов, которыми дети пользуются в школе: pen, pencil, blackboard и т.д. Изучают, как называются по-английски «учитель», «ученик», «класс» «урок». Названия школьных предметов на английском языке. Составление небольшого рассказа о том, чем дети занимаются в школе. Игра «Школа». Глаголы, отражающие деятельность детей в школе: to read, to write, to learn и т.п. Игра «Испорченный телефон».
Тема 5. «Приятного аппетита»
«Продукты»
Название продуктов:(milk, sugar, butter, ice-cream, tea, bread, meat, fish). Речевой этикет при посещении рынка, магазина, кафе. Глаголы по теме.. Традиционные блюда британской кухни.
Игры: «Кафе», «Магазин».
Стихотворения: «Робин-Бобин», «Meal».
Песня: «Muffin man».
Песня «Маленький чайник».
«Предлоги и место».
Составление меню. Предлоги in, on, under, near, at.Заказ блюд. Этикет за столом. Игра «Накрой на стол», «Угости соседа».
«Посуда»
Название посуды: a cup, a plate, a spoon, a fork, a glass. Сервировка стола.
Тема 6. «Грамматика» 1. «Местоимения»
I, we, she, he, it, they, you: в том числе притяжательные: our, his, her, my, their.
2. «Единственное и множественное число»
Употребление существительных в единственном и множественном числе.
3. «Модальный глагол can»
Говорим о себе «I can...» или «I can't...»
4. «Порядок слов»
Порядок слов в утвердительном предложении и вопросе.
Тема 7. «Изучение алфавита» 1. «Название букв»
Название букв с использованием разрезных азбук, кубиков, магнитной азбуки.
2. «Буква-звук»
Усваиваем понятие «буква – звук», определяем, как чаще всего в словах звучит та или иная буква.
3. «Закрепляем знание алфавита»
Прописываем в тетради буквы английского алфавита. Используем видеофильм «АВС». Песня «АВС».
Тема 8. «Изучение транскрипции» 1. «Понятие транскрипция»
Звуки английского языка и их графическое изображение.
2. «Буква - звук»
Составляем набор карточек со знаками транскрипции.
3 «Буква - звук - слово»
Упражнение с распознаванием звука на слух и в подборе слов с определенным звуком. Тема 9. «Основы чтения» 1. «Основы чтения»
Понятия «гласный, согласный звук: долгий, короткий звук».
2. «Правила чтения».
Деление слов на слоги. Изучение 4-х типов слогов и правил чтения гласных букв под ударением в этих слогах.
3. «Правила чтения буквосочетаний»
Правила чтения некоторых буквосочетаний и упражнение в их чтении.
4. «Чтение слов»
Чтение слов, простых предложений.
Тема 10. «Аудирование» 1. «Слушание текстов».
2. «Прослушивание диалогов».
3. «Устный перевод и частичное воспроизведение текстов»
4. «Итоговое занятие. Праздник».
Методическое обеспечение. Для обучения английскому языку на начальном этапе очень важно исходить из структуры речевой деятельности и ее содержания при комплектовании групп и учета их наполняемости.
Учебно-речевые ситуации предлагают специально создавать условия, обстоятельства, систему взаимоотношений собеседников в целях учебно-воспитательного воздействия при осуществлении речевого общения.
При тренировке учебно-речевые ситуации позволяют обеспечивать личное участие каждого в прослушивании и использовании отрабатываемого материала при выполнении речевых упражнений в управляемом учебном разговоре, в играх.
В целях повышения эффективности процесса обучения и уровня результативности речевые ситуации – диалоги, монологи, игры – следует проводить с небольшим количеством детей, как это делается в общеобразовательных школах, где класс делится на две подгруппы.
В этом случае необходимо учитывать также и особенности восприятия детей школьного и дошкольного возраста, произвольное внимание которых еще не сформировалось. При длительном поочередном повторении слов и фраз дети отвлекаются, теряют интерес к игре и т.п., поэтому наполняемость таких групп должна быть не более 15 человек.
В каникулярный период режим занятий изменяется, так как дети отъезжают в оздоровительные лагеря, за город, посещают детские мероприятия вне гимназии.
Список литературы
Вакс Э.П. Игры на уроках английского языка. – М.: Игра, 1998.
Верхогляд В.А. Английские стихи для детей. – М.: Айрис Пресс, 2001.
Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку. – М.: Просвещение, 1998.
Гузеева К.А., Трошко Т.Г. Английский язык: Справочные материалы. – М.: Просвещение, 1995.
Грамматика английского языка (в таблицах). – М.: Издат.-школа, 1997.
Голицинский Ю.И. Spoken English. – СПб.: Каро, 2000.
Иностранный язык для дошкольников. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
Кошманова И.И. Have you fan? – М.: Лист, 1998.
Майолд Э., Милстед Д. Эти странные англичане. –М.: Эгмонт Россия Лтд, 2000.
Никитенко З.Н., Оснякова О.М. Великобритания и США. – М.: Менеджер, 1999.
Ощепкова В.В., Шустилова И.И. О Британии вкратце. – М.: Лист-нью, 1998.
Пинегин А.А. и др. Английский язык, давай дружить. – М.: Ступени знаний, 2000.
Тарасюк Н.А. Иностранный язык для дошкольников. Уроки общения. – М.: Флинта, 1999.
Щеглов И.А. Пособие по английскому языку. – М.: Сфера, 1999.
Round-up, Longman, 1999.
Way Ahead. Teacher’s book. Macmillan, 2001.
English folk tales. М.: Рольф, 2001.
Sing and learn English. KomTex, 1999.
Enjoy English. М.: Титул, 1997.
|
|
|