Главная страница

Организация профильного направления «математика» для одаренных детей Oмского района (из опыта работы). Г. В. Плотникова, учитель математики моу «Сибирская сош №1»



НазваниеОрганизация профильного направления «математика» для одаренных детей Oмского района (из опыта работы). Г. В. Плотникова, учитель математики моу «Сибирская сош №1»
Дата11.02.2016
Размер83.9 Kb.
ТипДокументы

Организация профильного направления «математика» для одаренных детей Oмского района (из опыта работы).

Г.В.Плотникова, учитель математики МОУ «Сибирская СОШ №1», Омского района.

В течение 2-х лет на базе о\ц «Солнечная поляна» работает профильная смена для одаренных детей Омского района. Учредителями являются Управление образования, Управление культуры, Управление по делам молодежи и Комитет по физической культуре и спорту. Организация профильных смен позволяет:

  1. организовать досуг детей;

  2. направить его на получение новых знаний и умений;

  3. развивать творческие способности, вырабатывать проектно-исследовательские навыки;

  4. формировать аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска;

  5. формировать целеустремленность и системность в учебной деятельности;

  6. выявлять одаренных детей и обеспечивать реализацию их творческих возможностей;

Занятия ведутся по 14 профильным направлениям (художественно-эстетического, интеллектуального и практического циклов). Преподавание ведут опытные педагоги первой и высшей категории.

В профильной смене происходит не «наполнение» ребенка знаниями, а максимальное развитие его способностей, т.к. занятия проходят в рамках свободного времени, а, значит, выбраны осознанно. Свободный выбор профильного направления ребенком побуждает педагога:

Исходя из этих задач, педагоги в первый же день жизнедеятельности оздоровительного центра провели Ярмарку профильных направлений. Каждый педагог ярко и красочно представил свое направление, доступно рассказал о целях и задачах.

Я руководила профильным направлением «математика», реализуя программу «Юный математик».

Цель программы: выявление и развитие математических склонностей и способностей, повышение уровня математической культуры.

Основная задача — это

  • создание дополнительных условий для раскрытия творческих способностей детей и возможностей для их реализации в совместной с педагогами творческой деятельности;

  • пополнение базы данных «Одаренные дети района»;

Сразу же столкнулась с проблемой: заниматься математикой изъявили желание 20 детей; совершенно разных и по возрасту (1-6 классы) и по интеллектуальным способностям. Но их объединяло то, что они испытывали радость от умственного труда и обладали активной познавательной потребностью (результаты диагностики интеллектуального развития, наклонностей и способностей, мотивов учебной деятельности, проведенных с помощью психолога).

Планирую занятия и, наполняя их определенным содержанием, я взяла на вооружение положение, установленное Л.С.Выготским о том, что ориентироваться нужно не на уже достигнутый (актуальный) уровень развития, а на зону ближайшего развития, предъявляя к мышлению ребенка требования, несколько превышающие его возможности.

Вот некоторые темы занятий:

  1. «Числа-великаны и числа- малютки» (упражнения на сопоставление наших непосредственных представлений о больших числах с результатами расчета; краткая запись чисел с большим количеством нулей; единицы измерения астрономических расстояний; запись и чтение малых чисел);

  2. «Запись цифр и чисел у разных народов» (цифры у разных народов: римские цифры, использование букв в качестве цифр у древних греков, древних славян и д.р.; непозиционные системы записи чисел; особенности десятичной системы счисления; цифра нуль);

  3. «Как умножали и делили в старину. Приемы быстрых вычислений» (умножение двузначных чисел методом Ферроля; собирательный способ умножения; умножение на 9, 99, 999, и т.д.; умножение на 25, 11 на 111; возведение в квадрат чисел, оканчивающихся цифрой 5);

  4. «История возникновения и развития единиц измерения величин: длины, площади, объема, веса, времени и углов» (рассказы о возникновении этих единиц, как они менялись и как они связаны друг с другом);

  5. «Арифметические ребусы и фокусы» (знакомство с новым видом задач, требующим логически рассуждать и хорошо знать математику; отгадывание секретов известных задач-фокусов: «сколько братьев и сколько сестер», «номер дома и возраст», «дата рождения», «неизменный результат» и д.р.);

  6. «Математика на клетчатой бумаге» (раскраска клеточек помогает решать многие задачи; игры на клетчатом листке: «точки», «превращение слов», «крестики-нолики», «жизнь» и д.р.);

  7. «Математические задачи и головоломки» (логические и другие оригинальные задачи не столь сложны, если проявить знание четырех арифметических действий, определенную смекалку и умение решать их с помощью таблицы);

  8. «Математика на территории лагеря» (наблюдение различных геометрических фигур в природе; составление плана парка в лагере; нахождение объема дерева на корню, нахождение емкости бака в душе, оценивание суммарной площади листьев березы возле столовой и т.д.);

  9. «Работа с листом бумаги» («Оригами» — в переводе с японского «сложенная бумага». Складывание из бумаги разнообразных объемных фигур развивает интуицию, творчество, способность отказаться от ложного пути и искать новый способ решения, который приведет к положительному результату. Кроме того, воспитывает усидчивость, внимание, развивает различные виды памяти, пространственное и образное мышление.);

Учебные занятия профильного направления проводились по плану:

  1. Сообщение педагога по данной теме;

  2. Решение задач занимательного характера и задач на смекалку;

  3. Решение задач повышенного уровня, в том числе олимпиадных;

  4. Выполнение творческих работ;

  5. Знакомство с приемами выполнения тестовых заданий;

  6. Ответы на разные вопросы детей;

Использовала следующую литературу:

ЧМШ, НОУ «Поиск»

Научно-образовательный комплекс «Образование плюс»

«Математика после уроков», М.Балк, Г.Балк

Библиотечка «Кенгуру», выпуски 1-10

Газета «Математика», выпуски «Математика в играх»

Ребята с удовольствием выполняли творческие задания различного содержания: составляли задачи, ребусы, головоломки, кроссворды, сочиняли стихи и математике, писали сказки.

Возникла идея проекта «Математика в Солнечном городе». Поводом послужил тот факт, что профильная смена была еще и юбилейной: лагерю исполнялось 30 лет. Проектный метод преподавания математики я использую уже несколько лет, но в основном с учениками старших классов. Поэтому данный проект профильной смены - это мой первый опыт проектной работы с детьми такого возраста (5-6 классы). Я считаю, что проектная методика полезна и эффективна, когда над проектом работают не только одаренные дети, а все школьники группы, так как его целью является развитие коммуникативных навыков каждого ребенка.

Учитывая кратковременность профильной смены при осуществлении проекта, я выделила следующие этапы:

1 этап – погружение в проект;

2 этап – организация деятельности;

3 этап – осуществление деятельности;

4 этап – презентация результатов.

Первым этапом проекта было посещение музея лагеря, встреча с интересными людьми, которые строили лагерь и руководили им в разные периоды, изучение «Истории лагеря в фотографиях и документах». Сформулировали проблему проекта, цели и задачи.

Цель:

1. на математическом языке отразить историю «Солнечного» города;

2. развивать интерес к математической деятельности;

3. создать сборник с лучшими творческими работами детей.

Задачи:

1. формировать умение самостоятельно вести поиск информации;

2. научиться вести дискуссию, брать интервью;

3. Развивать умение планировать, оказывать взаимопомощь.

После этого каждый ребенок получил индивидуальное задание – найти новую интересную информацию на территории лагеря, оформить ее в виде математической задачи.

На втором этапе надо было организовать группы, распределить роли с учетом возраста, интересов, творческого потенциала каждого ребенка. Научить составлять план работы для решения задач проекта, выбрать форму и способ презентации предполагаемых результатов.

Женя В. Отдыхала в лагере уже третий год, ее знания были более полными. Она написала оригинальное письмо-приглашение посетить лагерь в День открытых дверей.

Сергей П. решил отыскать своего «долгожителя». Им оказался мальчик из третьего отряда, который отдыхает в лагере уже одиннадцатый сезон. Его материал был самым интересным в данном проекте.

Таня К. узнала, что с момента основания лагеря работает в столовой старший повар В. И. Павленко.

Сергей П. нашел самого веселого вожатого (опрос детей).

Таким образом данный проект прошел «путь снизу»,его творцами стали сами дети. Моей задачей было выбрать наиболее интересные материалы и связать их в единое целое.

На третьем этапе группы работали активно и самостоятельно, по необходимости обращались за консультацией, «добывали» недостающие знания, готовились к презентации.

На четвертом этапе происходит рефлексия деятельности и результата. Дети дают взаимооценку, я оцениваю умение общаться, слушать, обосновывать свое мнение.

Многие дети самостоятельно выбрали полюбившиеся формы презентации. Ксюша Ч. выбрала анаграммы, Илья Г. – ребусы, Женя В. – логические цепочки, Сергей П. – кроссворд, Лена Р. – зашифрованную переписку.

За три дня до презентации проекта мы обсудили с детьми, в какой форме пройдет итоговое занятие. Решили, что это будет деловая игра «Путешествие волшебников-математиков». Всем хотелось быть волшебником, вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах товарищей своим проектом.

Наконец, настал день презентации проекта. После краткого вступления я передала инициативу детям. На экране высвечивались компьютерные слайды с видами Солнечного городка. Дети по очереди представляли свои красочно оформленные проекты, отвечали на вопросы. В конце занятия вклад каждого ребенка был оценен. И хотя поощрение было чисто символическим (благодарственное письмо, памятный подарок), дети были довольны: каждый из них смог как-то проявить себя, пусть и допустив ряд математических ошибок.

Осознание того, что любые твои усилия, самые маленькие достижения, в том числе и проектной деятельности, будут замечены и публично оценены, заставляют ребят трудиться в течение всего учебного года.

Я, как руководитель профильного направления «математика», вижу огромную пользу, которую получили дети. Во-первых, они познакомились с нетрадиционными разделами математики, с методами решения олимпиадных задач, с методами проектно-исследовательской деятельности. Значит, они могут в дальнейшем участвовать в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх различного уровня. Во-вторых, знания и навыки, полученные в профильной смене, дают детям больше шансов быть успешными в современном обществом, где умение моделирования информации чрезвычайно важно.

В профильной смене издавалась газета «Созвездие талантов». Вот что написала Женя Вертипрахова о своем профильном направлении. «На занятиях мы изучаем свойства натуральных и целых чисел, знакомимся с приемами быстрых вычислений. На каждом занятии решаем интересные, порой очень трудные задачи, отгадываем ребусы и математические головоломки. Мы научились выполнять творческие задания и различные проекты. Мне нравится заниматься математикой, и на будущий год я обязательно приеду в профильную смену в этот лагерь».

И в заключение приведу некоторые фрагменты проекта «Математика в Солнечном городе». Лучшие 26 проектов вошли в сборник «Прометей №1» (профильная смена для детей).
«Удивительный цветик-семицветик»


Антон Шуськин, 11 лет
Между числами замечено соответствие. Объясните закон этого соответствия.
1—2

2—3

3—4

4—5

5—6

6—1

7—1

8—8

9—8

10—7
(Подсказку ищи на территории лагеря)

Ксения Черных, 11 лет

Реши задачу. Поменяй местами карточки, на которых записаны примеры с одинаковыми ответами, и ты узнаешь имя самого веселого вожатого.



Сергей Плотников, 12 лет

Расшифруйте анаграммы (Подсказка: все слова касаются нашего лагеря).

РОПСУК

КЕСИДТОАК

ААЛТАП

ВЧОКИЕД

АЛЬЧИКИМ

ОДЯРТ

ЙЛЕБЮИ

ВОЛАЯОТС

ТЫАЖОВЕ

ТКЕРОРДИ

ГАДОГЕПИ
Ксения Черных, 11 лет