Главная страница


Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познанию (формирование элементарных математических представлений) и музыке «В гостях у Королевы Математики» для старшей группы детского сада



Скачать 117.84 Kb.
НазваниеКонспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познанию (формирование элементарных математических представлений) и музыке «В гостях у Королевы Математики» для старшей группы детского сада
Дата13.03.2016
Размер117.84 Kb.
ТипКонспект

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познанию (формирование элементарных математических представлений) и музыке «В гостях у Королевы Математики»

для старшей группы детского сада

Авторы:

Коробова Татьяна Владимировна (воспитатель ГБДОУ детского сада №118 Выборгского района г. Санкт-Петербурга), Дудко Татьяна Георгиевна (музыкальный руководитель ГБДОУ детского сада №134 комбинированного вида Выборгского района г. Санкт-Петербурга).
Примерная интеграция образовательных областей:

1. Здоровье: развитие психических процессов (память, мышление, воображение, интеллект) и творческой инициативы детей. Обеспечение двигательной активности детей во время непосредственной образовательной деятельности, формирование правильного речевого дыхания, укрепление дыхательной системы и голосового аппарата, формирование правильной осанки.

2. Физкультура: использование подвижных игр во время непосредственной образовательной деятельности.

3. Социализация: использование в играх правил и норм поведения.

4. Познание: развитие познавательной активности детей, закрепление элементарных математических представлений в игровой деятельности. Закрепление формирования представлений о числах, навыков выражения количества через число и навыков счета. Закрепление формирования представлений о преобразованиях количества, положения в пространстве и времени, о геометрических представлениях. Развитие начал логического мышления, абстрактного воображения, образной памяти и ассоциативного мышления.

5. Коммуникация: совершенствование речи, как средства общения. Учить более точно характеризовать объект, ситуацию, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

7. Музыка: развитие музыкально-слуховых представлений, ладового и музыкально-ритмического чувства; ознакомление ребенка с явлениями окружающей жизни через художественные музыкальные образы и впечатления, воспитание средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю.

Предварительная совместная деятельность педагогов и детей:

  1. Разучивание с детьми стихов математической тематики.

  2. Совместная деятельность воспитателей с детьми - дидактические игры математической направленности: «Лесенка», «Подбери ключик к замочку», «Блоки Дъенеша» = «Построим паровозики», «Найди фигуру», «Оглянись - геометрические фигуры вокруг нас», «Времена года». Описание игр приведено в дальнейшем, в ходе проведения мероприятия.

  3. Разучивание подвижных игр математической направленности «Найди свой автобус!», «Перейди речку по волшебным камешкам». Описание игр приведено в дальнейшем, в ходе проведения мероприятия.

  4. Разучивание «Песни треугольников», «Песни квадратов», «Паровоз»

  5. Инсценирование песни «У матушки четверо было детей»



Оборудование:

  1. Музыкальный центр, аудиозаписи, фортепиано.

  2. Театральный костюм КОРОЛЕВЫ МАТЕМАТИКИ.

  3. Крупная мягкая игрушка СЛОН.

  4. Ширма.

  5. Блоки Дъенеша, 1 набор на 4-5 детей, столы для проведения игры.

  6. Лист ватмана с нарисованным замком. У замка 3 двери с «замками» сложной геометрической формы.

  7. Картонные фигуры сложной геометрической формы в количестве 10 штук, 3 из них совпадают по форме с «замками» на дверях нарисованного замка.

  8. Картонные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) крупного размера.

  9. Конверты по количеству детей. В каждом конверте 10 картонных полос разного цвета шириной 5 см, длиной от 10 до 28 см.

  10. Конверты по количеству детей с "билетами" на автобус (карточки с нарисованными геометрическими фигурами разной формы и цвета: треугольники, квадраты, прямоугольники, круги). 4 "автобусные станции", это - таблички с незакрашенными геометрическими фигурами той же формы, что находятся в конвертах у детей.

  11. Картонные круги диаметром 30 см с нарисованными числами от 1 до 10.

  12. Детали костюмов - венки Осени, Зимы, Весны, Лета; муляжи фруктов.



Ход проведения интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познанию (формирование элементарных математических представлений) и музыке «В гостях у Королевы Математики».
Зал украшен геометрическими фигурами, цифрами и воздушными шарами.

Дети входят в зал под песню В. Шаинского «Вместе весело шагать» и усаживаются на стулья.

Звучит «Менуэт» Поля Мориа

В музыкальный зал входит КОРОЛЕВА МАТЕМАТИКА (воспитатель в театральном костюме). Она приглашает детей в сказочную страну Математика, где живут числа и геометрические фигуры.

Чтобы попасть в сказочную страну, надо перебраться через реку. Можно перейти ее по камешкам, но обязательно наступать на них так, чтобы числа - камешки составили числовой ряд 1-10. Считать можно вслух. Камешки - числа расположены примерно таким образом:







Звучит песня А. Морозова «По камушкам» в исполнении Л. Сенчиной

Под фонограмму дети цепочкой "переходят" речку ( п/игра "Перейди речку по волшебным камешкам"). Перешедших встречает КОРОЛЕВА МАТЕМАТИКА и выдает каждому ребенку по конверту (д/игра "Лесенка"). Дети разбегаются по залу.

КОРОЛЕВА: Волшебный замок высоко в горах. Чтобы добраться до него, надо построить Лесенки, они у вас в конвертах. Строить надо правильно, от самой длинной до самой короткой полоски, левые края полосок должны совпадать. Ну-ка, кто быстрее всех заберется по лесенке на высокую гору?

Под музыку Б.Чайковского из к/ф «Женитьба Бальзаминова» проводится д/игра "Лесенка" (построение упорядоченного ряда из 10 полос, отличных по длине).

КОРОЛЕВА: Молодцы! Вот мы и на высокой горе! Быстро лесенки свои обратно в конверты сложите, чтобы Баба Яга ими не воспользовалась и в нашу волшебную страну не попала!

Дети под музыку собирают полоски в конверты и отдают их КОРОЛЕВЕ.

КОРОЛЕВА: Смотрите, вот и замок волшебный!

На мольберте - лист ватмана с нарисованным замком. У замка 3 двери с замками сложной геометрической формы.

КОРОЛЕВА: Но как нам попасть в замок? Надо ключи к замкам подобрать!

Проводится д/игра "Подбери ключик к замочку": дети подбирают из предложенных сложных геометрических фигур совпадающие с конфигурацией «замков» и, когда они их совмещают, КОРОЛЕВА снимает "замки" с дверей, двери открываются и дети видят на замке нарисованные геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги, овалы, прямоугольники красного, желтого, зеленого и синего цветов двух размеров. Они свободно расположены.

КОРОЛЕВА: В этом сказочном замке живут геометрические фигуры. Они очень рады гостям. А что вы о них знаете. Как называется эта фигура? (показывает треугольник)

РЕБЕНОК:

Треугольник – три угла

Посмотрите, детвора:

Три вершины очень острых –

Треугольник - «остроносый»

Стороны в нем тоже три:

Раз, два три – ты посмотри.

Треугольник мы рисуем,

Знать теперь его мы будем.

Дети исполняют «Песню треугольников» В.Житомирского, Л.Шеврина
КОРОЛЕВА: Да. Это - треугольники! Треугольники приветствуют вас в волшебном замке. Здравствуйте! А сколько же здесь треугольников? Какого они цвета? Где они живут в замке?

- Правый верхний угол, центр, между красным большим квадратом и синим маленьким овалом и т.д.)

КОРОЛЕВА: А кто же это?

РЕБЕНОК:

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад,

Как зовут его? Квадрат!

КОРОЛЕВА: Правильно, это – квадрат! Где же у нас квадраты? Сколько их? А чем они знамениты?

- У них одинаковые стороны и одинаковые углы!

Дети поют «Песня квадратов» В.Житомирского, Л.Шеврина

КОРОЛЕВА: А у какой фигуры в замке тоже четыре стороны и четыре угла?

- У прямоугольников!

КОРОЛЕВА: Где в замке живут прямоугольники? Какого они цвета? А как эта фигура называется?

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня!

- Правильно, это – круг. Где же в замке живут круги? Чем они отличаются от других фигур?

- У них нет углов.

- А кто же здесь в замке родственник круга, похож на него?

- Овал!

- Правильно, овал! Сколько сторон у овала? Сколько у него углов?

- Нет углов! Одна сторона!

- Геометрические фигуры очень рады, что вы у них в гостях побывали. А теперь нам надо спешить на вокзал, чтобы на поезд не опоздать. Мы едем в сказочный лес.

Детям раздаются в конвертах "билеты" на автобус (карточки с нарисованными геометрическими фигурами разной формы и цвета: треугольники, квадраты, прямоугольники, круги).

Проводится п/игра "Найди свой автобус!". В зале устанавливаются 4 "автобусные станции", это - таблички с незакрашенными геометрическими фигурами той же формы, что находятся в конвертах у детей.

Под музыку все легко бегают по залу. Музыка замолкает, дети достают из конвертов "билеты" и быстро подбегают каждый к своей "Автобусной станции" (находят свой автобус).

Оставив свои билеты и конверты, дети «едут на автобусах» к Королеве.

КОРОЛЕВА: Вот и приехали мы на вокзал. А где же поезд? Но мы ведь в волшебной стране Математика и поезда здесь тоже не простые, а волшебные, математические, их надо построить. Давайте строить!

Проводится д/игра "Блоки Дъенеша” - "Построим паровозики".

Игра проводится на столах по подгруппам в 4 - 5 человек. Блоки выкладываются последовательно. Возможны разные варианты игры, в зависимости от уровня подготовки детей:

- каждый следующий «вагон» отличается от предыдущего только по одному признаку (по цвету, по форме или по величине),

- каждый следующий «вагон» отличается от предыдущего по двум признакам,

- каждый следующий «вагон» отличается от предыдущего по трем признакам.

Наконец, паровозики построены.

Звучит песня «Паровоз» Г. Эрнесакса

Дети "паровозиком" вместе с КОРОЛЕВОЙ "едут" по залу, останавливаясь, когда смолкает музыка, у бывших "автобусных станций". Проводится д/игра "Оглянись - геометрические фигуры вокруг нас" (кто больше найдет в окружающем предметов определенной геометрической формы).

КОРОЛЕВА: Вот мы и приехали в волшебный математический лес! Нас встречает красавец - слон (мягкая игрушка).

РЕБЕНОК:

Один, два, три - ученый слон в математике силен.

Один, два, три, четыре, пять - стал он в цирке выступать.

Три, четыре, пять и шесть - на арене вздумал сесть.

Съел он 7 больших котлет, 8 розовых конфет,

9 сладких пирогов, 8 кремовых тортов.

Сразу видно - этот слон в математике силен!

КОРОЛЕВА: Посмотрите, вот он какой, слон ученый! Он хочет с вами в прятки поиграть. Закрывайте ладошками глазки: "Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!» (Слон прячется за ширмой). Мы можем найти слона, если вспомним и расскажем, какой он, все, что запомнили. (Д/игра "Опиши по памяти!")

Слон «возвращается», хвалит детей и рассказывает, что в волшебном лесу, как и везде, бывает осень и весна, зима и лето, и спрашивает детей:

- А вы знаете, что это такое? Вот на полянке нашего леса лежат веночки и различные предметы для инсценировки песни «У матушки…». Выбирайте себе атрибуты по душе и начинаем играть.

Дети инсценируют немецкую народную песню

«У матушки четверо было детей» в обр. В.Федорова

КОРОЛЕВА: Вот и заканчивается наше путешествие в сказочную страну Математика. Не забывайте нас. Любите математику, старайтесь узнавать много нового и интересного, в этом вам помогут ваши воспитатели. А мы прощаемся с вами. До свидания!

КОРОЛЕВА и слон прощаются с детьми, уходят из зала.

Под песню В. Шаинского «Вместе весело шагать» дети уходят из зала.