|
1. Определение основных психолого-педагогических понятий Формирование графических навыков у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья для успешного овладения письмом и письменной речью. 1.Определение основных психолого-педагогических понятий.
Письменная речь как особая знаковая деятельность впервые стала предметом специального психологического исследования в работах Л.С.Выготского. Изучая письменную речь в контексте проблем развития высших психических функций, он пришел к выводу, что она с психологической точки зрения, существенно отличается от устной и внутренней речи и представляет собой по отношению к ним специфическое психологическое образование. Ее специфика состоит в том, что она функционирует в условиях отсутствия собеседника, более полно реализует содержание сообщения, порождается иными мотивами и обладает большей произвольностью и осознанностью, чем устная и внутренняя речь.
В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо.
Письмо – есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков.
Письмо включает в себя ряд специальных операций:
1. Анализ звукового состава слова, подлежащего записи: определение последовательности звуков в слове.
2. Перевод фонем в графемы.
3. «Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений необходимых для записи.
Термин «графика» толкуется в современном русском языке как совокупность всех средств данной письменности, система отношений между буквами письма и звуками речи, а также сами начертания букв и знаков.
Графический навык – автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков речи в соответствующие буквы, а также начертание их на бумаге с помощью соответствующих движений руки.
Графические навыки – это не только действия опирающиеся на мускульные усилия, но и перекодировка единиц речи в графические знаки (буквы), требующая правильного соотнесения звука и буквы, соблюдения графических и орфографических правил. 2.Становление графического навыка у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Как известно, у детей с ограниченными возможностями здоровья ведущим признаком принято считать нарушение центральной нервной системы, в частности интеллекта, т.е. нарушение произвольной деятельности. Однако недоразвитие коры больших полушарий головного мозга является и причиной различного рода двигательных нарушений.
Онтогенез психомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья имеет много общего с онтогенезом психомоторики здоровых детей. При тяжелых степенях умственного недоразвития общие черты исчезают, при легких степенях наблюдается приближение к нормальным тенденциям онтогенеза психомоторики.
У нормально развивающихся детей к началу дошкольного возраста уже накоплен определенный графический опыт, некоторый запас графических образов, правда еще очень примитивный, изобразительные действия сопровождаются игрой и речью.
У детей с ограниченными возможностями здоровья, с которыми не проводится коррекционная работа по формированию изобразительной деятельности, очень часто даже до поступления в школу сохраняются однообразные, кратковременные, хаотические действия с карандашами. Эти действия не имеют изобразительной направленности, лишены игровых моментов, изображения никак не называются детьми, т.е. не связываются с окружающими предметами.
В ходе обучения дети овладевают умениями пользоваться карандашом, кисточкой, краской, учатся штриховать, закрашивать рисунок. В ходе овладения этими умениями и навыками развивается мелкая моторика (движения кисти, пальцев), формируется зрительно-двигательная координация, рука готовится к обучению письму.
Таким образом, в физическом развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим наблюдается и множество отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики, большей подверженности простудным и инфекционным заболеваниям, в общем физическом недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики и динамики основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях равновесия и т.п. У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. При этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики (крупной и мелкой). Однако у разных детей изучаемой категории нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии проявляются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов. 3.Диагностический инструментарий по формированию графических навыков у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Диагностика развития графических навыков у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья опирается на исследования М.Е.Хватцева, Д.Н.Орловой, В.В.Воронковой, Е.М.Гопиченко, Е.Ф.Соботович, К.К.Карлеп.
Разнообразные методики позволяют всесторонне изучить графические навыки. Такой комплекс психолого-педагогических методик позволяет не только получить надежные результаты, но и всесторонне изучить графические навыки. Каждая из этих методик оценивает соответствующее свойство специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку графических навыков.
Поскольку процесс письма является сложным многоплановым действием, то для диагностики предлагаются следующие методики:
I. Обследование зрительно-пространственного восприятия. В процессе письма важную роль играет умение ориентироваться на листе бумаги. Здесь предлагаются следующие методики:
1. «Найди такую же фигуру (букву)».
2. «Найди такое же сочетание».
3. «Сложи фигуру из деталей».
4. «Покажи какие буквы, цифры нарисованы неправильно».
5. «Найди «спрятанные» треугольники».
II. Обследование зрительно-моторных координаций. В процессе письма важна совместная работа зрительного и двигательного анализаторов. Методики:
«Скопируй фигуры».
«Дорисуй рисунки».
«Графический диктант».
«Запомни сочетание фигур и нарисуй аналогично».
III. Обследование кожно-осязательного праксиса. В процессе письма так же важна чувствительность мышц кистей рук. .методики:
«Поверни карандаш».
«Коза – заяц – кольцо».
«Ладонь – кулак – ребро».
IV. Обследование костно-мышечного праксиса. В процессе письма важна возможность выполнения мелких движений кистями рук. Методики:
«Проведи линии по точкам».
«Обведи овалы».
«Заштрихуй фигуры прямыми линиями».
«Дорисуй картинки».
4.Коррекционно-развивающие мероприятия по формированию графических навыков у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе коррекционно-развивающей работы должны решаться следующие задачи:
1.развитие точности зрительного восприятия, формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие точности пространственной ориентировки.
2.развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона, левая сторона, верхняя, нижняя сторона, линейка, клетка).
3.ознакомление с правилами письма:
- пишут слева направо
- последовательно заполняют страницу, сохраняя одинаковую величину элементов, равное расстояние между ними.
4.подготовка мелкой мускулатуры рук к письму и выработка умения управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей (штриховка, рисование бордюров и упражнения в написании элементов букв).
5.выработка умения сопровождать словесными объяснениями свои наблюдения и действия.
6.обучение соблюдению определенных гигиенических требований при выполнении приготовлений к письму (расположение тетради, посадка за столом, поза, расстояние глаз от тетради, правила держания ручки, карандаша).
Эти задачи реализуются прежде всего в общей системе воспитательно-образовательной работы с детьми: на занятиях, в совместной деятельности педагога с детьми.
Для успешного проведения коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья следует руководствоваться некоторыми методическими советами:
1. В свете уровневой теории построения движений одно и тоже упражнение целесообразно «обыгрывать» несколько раз на разных уровнях.
2. Залог успеха занятий в их доступности. Следует предлагать упражнения не слишком легкие и не слишком трудные. Когда упражнение усвоено, можно давать более трудное задание.
3. Перед ребенком надо ставить конкретные задачи. Такая постановка задач при выполнении упражнений развивает целенаправленность действий.
4. Упражнения должны выполняться разнообразно: то быстро, то медленно, то с паузами, то непрерывно. Необходимо менять темп, ритм выполнения упражнений. Это способствует развитию эмоциональной подвижности.
5. Нужно добиваться сначала практического усвоения действий в целом, а потом работать над его совершенствованием.
Коррекция психомоторных расстройств детей с ограниченными возможностями здоровья ведет к улучшению их психического развития, которое осуществляется в значительной степени путем развития моторики, предметных действий, навыков самообслуживания и трудовой деятельности.
Коррекционную работу с детьми принято строить с учетом выделения двух групп: возбудимых детей и заторможенных. Двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость и неустойчивость составляют клиническую характеристику возбудимых. Заторможенные дети отличаются вялостью, бедностью движений. Эти особенности поведения, обусловленные корково-подкорковыми взаимоотношениями, не отражают в полной мере специфические психомоторные нарушения.
Для правильного построения работы по коррекции психомоторики необходимо вычленить структуру поражения, а затем формировать плохо развитые или отсутствующие элементы движений.
В формировании графических навыков у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья можно выделить 5 этапов, на каждом из которых решаются определенные задачи.
I ЭТАП.
1.учить правильно сидеть: прямо, не касаясь грудью стола.
2.закрепить умение правильно держать карандаш, ручку.
3.учить находить нужную строчку.
4.закрепить форму квадрата, прямоугольника.
5.учить выполнять зрительные диктанты.
II ЭТАП.
1.учить проводить короткие и длинные наклонные линии.
2.выполнение слуховых и зрительных диктантов.
3.штриховка наклонными линиями.
4.закрепить фигуру треугольник.
III ЭТАП.
1.учить рисовать палочку с закруглением внизу.
2.выполнять слуховой диктант, зрительный диктант по таблице.
3.учить рисовать палочки с закруглениями вверху и внизу.
4.работа с цветными карандашами.
IV ЭТАП.
1.закрепить умение рисовать круги.
2.выполнять зрительные и слуховые диктанты.
3.учить рисовать овал в рабочей строке.
4.закрепить умение штриховать косыми линиями.
5.продолжать работу с цветными карандашами.
V ЭТАП.
1.учить рисовать новый элемент – палочку с петлей внизу.
2.штриховка фигур петлями.
3.работа по зрительным и слуховым диктантам.
4.закрепить все умения, полученные ранее, уточнить представления о геометрических формах.
Данные задачи решаются на занятиях и в совместной деятельности педагога с детьми. |
|
|