Главная страница

1. «Расскажи мне, как тебя зовут» Цель



Скачать 184.73 Kb.
Название1. «Расскажи мне, как тебя зовут» Цель
Дата04.08.2016
Размер184.73 Kb.
ТипДокументы


Комплекс игр для сглаживания адаптационного периода.

(для детей от 2-х до 3-х лет)

1. «Расскажи мне, как тебя зовут»

(Цель: познакомить детей со сверстниками и со взрослыми в дошкольном

учреждении.)

Ход:

Приходит в гости Петрушка. Плачет, потому что он боится детей.

Малыши должны рассказать как их имена, сколь им лет и как зовут их

маму с папой.

2. «Посмотри, как много игрушек интересных вокруг»
(Цель: ребенку предлагаете выбрать новую игрушку и рассказать о ней
вместе со взрослым: как ее зовут? Какого она цвета? Сколько у нее
частей? (ребенок показывает определенные части - голову, глазки,
хвостик, лапки).

Рассказывает о качестве материала из которого сделана игрушка (трогает и говорит - мягкая или твердая, ребенку можно показать как играть с ней).

3. «Прогулка»

Цель: познакомить детей с особенностями расположения мебели.

Ребенка берут за ручку и предлагают ему погулять и совершают прогулку

по группе, называя по пути предметы домашнего обихода.

Вот это диван, на нем сидят. Это аквариум, в нем плавают рыбки.

Давай их покормим. Это стул, на нем сидят. Садись, посиди. Пойдем

теперь в спальню.

Это кровать, на ней спят. В ходе прогулки постепенно увеличивается

количество предметов для ознакомления.)
4. «Угадай, кто идет»

Цель: развитие слухового восприятия, двигательной активности.

Ребенку показывают картинки зверей и объясняют. «Вот медведь.

Он идет медленно, тяжело, вот так, как звучит бубен».

Взрослый стучит медленно в бубен, а ребенок ходит как медведь.

«А вот так прыгает воробей, быстро-быстро. Так, как сейчас зазвучит

бубен».

Взрослый быстро стучит, а малыш скачет. Как воробей.

«А вот как бегает волк, быстро и грозно, так, как звучит бубен».

Взрослый стучит в бубен, все время меняя темп, а ребенок подражает

движениям животных.
5. «Кто что ест?»

Цель: формирование у детей представлений о том, чем питаются различные животные и человек.

Взрослый расставляет в ряд перед малышом знакомые игрушки - животных.

- Смотри, Наташенька, проголодались зверята. Надо их накормить.

Будешь их кормить? Ну давай. Вот зайчик, знаешь что он ест? Морковку.

Дай ему морковку. Вот петушок. Он любит клевать зернышки. Вот мишка,

он любит мед. Вот кошечка, она пьет молоко. Козочка и коровка любят

щипать травку, но можно дать им хлебушка).

6. «Чего не хватает»

Цель: развитие у детей зрительной памяти, внимания.

Взрослый расставляет на столе 5-6 знакомых ребенку игрушек: мишку,

зайчика, лягушку, куклу ... Далее просят его рассмотреть и отвернуться,

при этом взрослый убирает одну игрушку. Малыш отвечает, какая игрушка спряталась. Игра повторяется несколько раз, постепенно количество спрятанных предметов увеличивается.

Таким же образом можно проводить игру «Что прибавились?».

Начиная с 3 - 4 предметов. Добавляя постепенно до 7 - 8 штук.

7. «Расскажи мне, как тебя зовут»

Цель: познакомить детей друг с другом и с воспитателем

Ход игры:

В гости к детям приходит Петрушка. Он плачет, потому что боится детей. Малыши говорят ему, что они хорошие, их бояться не надо и говорят Петрушке свои имена, сколько им лет, как зовут их маму и папу.

8. «Давай расскажи, во что одеты наши дети».

Цель: учить детей наблюдать за другими малышами, выделять их особенности по половому признаку.

Ход игры:

Приходит Петрушка и обращаясь к деткам, путает девочек и мальчиков.

Дети рассказывают ему, как надо угадывать где девочка, а где мальчик

(мальчики - рубашки, брюки; девочки - платье, бантики, заколки).

9. «Я пришла к вам с подарками»

Цель: создание положительного эмоционального настроя у детей, доверия к воспитателю.

Ход игры:

Воспитатель приходит к детям (или какой-то сказочный персонаж) с

корзинкой, в которой лежат подарки для детей. Каждый подарок

обыгрывается, можно сделать его на глазах у детей.

Варианты: «Загляните ко мне в окошко», «Приходите ко мне в гости».

10. «Иди ко мне»

Ход игры:

Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах какой ко мне хороший Коля пришел» Игра повторяется.

11. «Пришел Петрушка»
Материал:

Петрушка, погремушки. Ход игры:

Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

12 «Выдувание мыльных пузырей» Ход игры:

Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи).

13. «Хоровод»

Ход игры: Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Крутим, кружим хоровод.

До того мы закружились, При произнесении последней фразы оба «падают» на землю. Вариант игры:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

ГЕЙ! Взрослый и ребенок вместе прыгают.

14. «Покружимся»

Материал:

Два игрушечных мишки.

Ход игры:

Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения. Я кружусь, кружусь, кружусь, А потом остановлюсь.



Быстро-быстро покружусь, Тих-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь,

И на землю повалюсь!

15. «Прячем мишку»

Ход игры:

Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например медведя так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнеся «ку-ку»! Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

16. «Солнышко и дождик»

Ход игры:

Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять» Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой! - бегут на свои места и прижимаются за стульями. Игра повторяется.

17. «Поезд»
Ход игры:

Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я - паровоз, а вы -вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь. Эта игра способствует отработке основных движений - бега и ходьбы.
18. «Хоровод с куклой»

Материал.

Кукла средних размеров.

Ход игры.

Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, «Веселую дудочку» М.Красева).

Вариант: игра проводится с мишкой.

19. «Догонялки»

(проводится с двумя - тремя детьми)

Ход игры:

Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».

Вариант: игра проводится с мишкой.

20. «Солнечные зайчики»

Материал:

Маленькое зеркальце. Ход игры: Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе! По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2-3 раза.

21. «Игра с собачкой»

Материал:

Игрушечная собачка.

Ход игры: Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!2

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
22. «Собирание «сокровищ»

Материал:

Корзина.

Ход игры:

На прогулке воспитатель собирает вместе с ребенком «сокровища» (камешки, стручки, веточки, листья, раковины) и складывает их в корзину. Выясняет, какие «сокровища» вызывают у малыша наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем называет какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.

23. «Делаем коллаж»

Материал:

Обрезки цветной бумаги, поздравительные открытки, веревочки, кусочки пенопласта, пряжи и т.п.

Ход игры:

Воспитатель расстилает на столе большой лист плотной бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку и т.д.) и передает ребенку, чтобы он наклеил его на бумагу. Разрешает малышу самому выбирать предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Внимательно понаблюдав за действиями взрослого, ребенок сумеет сам намазывать клей. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли им любоваться.

Игра способствует развитию творческих навыков.

24. «Ловись, рыбка»

Материал:

Картонная коробка, металлические пробки от бутылок («рыбки»), магнит, палочка и веревка (для удочки). Ход игры:

В картонную коробку помещают несколько металлических пробок от бутылок, желательно разного цвета. К одному концу веревки (или тесемки) привязывают палочку, а к другому - брусок магнита. Воспитатель показывает ребенку, как выуживать «рыбок» из коробки, притягивая металлические пробки магнитом. Если пробки разного цвета, то малышу можно предложить вытянуть, например, красную рыбу. После того как будут извлечены все пробки, взрослый считает их («Вот сколько рыб мы поймали!»), и игра начинается сначала. Игра способствует развитию согласованности движений.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.
25. «Кто в кулачке?»

Ход игры: Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем

плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались

внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его

повторить. Возможно, придется помочь его убрать большой палец в кулак.

Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (сжать пальцы в кулак).

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (выставить вперед большой палец).

26. «Игра с кистями рук»

Ход игры: выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторять их. Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими - это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем - «кисточкой» кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-хлоп и т.п.

Приведенные ниже игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогу расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

27. «Покатаемся на лошадке»

Материал: Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).

Ход игры: Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно. Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка). Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетание - громко и четко. Игра развивает речевую активность.

28. «Дуть во что-нибудь и на что-нибудь»
Ход игры:

Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действия взрослого.
29. «Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок»

Материал:

Воздушный шарик, вертушка, рожок.

Ход игры:

На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на

стол кладут вертушку и рожок. Воспитатель показывает, как надо дуть на

воздушный шарик, чтобы он высоко взлетел, и предлагшать ребенку

повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, ребенок повторяет.

Игра способствует развитию речевого аппарата.

30. «Книжка-угадалка»

Материал:

Записная книжка с проволочной спиралью Ход игры:

Наклеивают в записной книжке через страницу (на первой стороне) картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на несколько горизонтальных полосок, начиная с левого края. Рассматривая книжку вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается догадаться, что изображено на картинке. Игра развивает воображение и логическое мышление.

31. «Забава с увеличительным стеклом»
Материал:

Увеличительное стекло (предпочтительнее пластмассовое). Ход игры:

На прогулке воспитатель дает ребенку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и ногти - это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т.д. Игра развивает наблюдательность.

32. «Прогулки по очертаниям разных фигур»
Материал: Широкая плотная лента (тесьма).

Ход игры: С помощью ленты на полу изображают круги, квадраты, треугольники и т.д. Воспитатель показывает ребенку, как идти по ленте (начинают с круга). Взрослый берет малыша за руку, идет вместе с ним и поет на любой мотив: «Мы едем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля». Так проходят все фигуры. Затем воспитатель пробует вместе с ребенком пройти по ним пятясь на зад, боком, на цыпочках, перепрыгивая через фигуру и т.д. Игра способствует развитию представлений о предметах.
33. «Вместе с мишкой»

Материал:

Игрушечный медвежонок.

Ход игры:

Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком, например: Катя,

тебе нравится пить из чашки?», «Миша, нравится тебе пить из чашки?»

Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие

манипуляции.

Такие действия формируют у ребенка навыки сюжетной игры.

33. «Чертим разные фигуры»

Материал:

Принадлежности для рисования (бумага, мягкие цветные карандаши).

Ход игры:

Воспитатель садится с ребенком за стол или на пол. Рисует на бумаге

круг. Затем дает ребенку карандаш и водит его рукой с карандашом по

бумаге, стараясь нарисовать круг. Говорит ему, когда закончит: «Какая

хорошая получилась картинка». Таким же образом помогает малышу

рисовать другие фигуры, проводить зигзагообразные линии, и каждый раз

повторяет: «Какая хорошая получилась картинка». Затем предлагает

ребенку действовать карандашом самостоятельно.

Каждый раз, начиная игру, воспитатель берет карандаш другого цвета -

это поможет ребенку научиться различать цвета.

Подобные игры способствуют развитию творческих навыков.

34. «Игра с куклой»

Материал: Кукла.

Ход игры: Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т.д. Предложите причесать ее, умыть, накормить и т.д.

35. «Собираем игрушки»

Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мв игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».

Дети двух-трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.
36. «Передай колокольчик»

Материал: Колокольчик. Ход игры:

Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка. Называя его по имени (или показывая рукой).

37. «Зайка»

Ход игры:

Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один

ребенок - «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка попляши

К другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

38. «Позови»

Материал: Мяч.

Ход игры:

Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый

яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть -покатать мяч

друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь

поиграть? Поэеви». Мальчик зовет: «Вова иди играть». После игры Коля

садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по нескольку раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

39. «Мяч в кругу»

Ход игры:

Дети (8-12 человек) садятся на пол в круг прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.
40. «Все дальше и выше»

Материал: Яркий мяч.

Ход игры: Ребенок сидит. Воспитатель стоя на некотором расстоянии,

бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше».

Малыш ловит мяч.

Упражнение повторяется с другим ребенком.

41. «Бегом к дереву»

Ход игры: В двух-трех местах участка - к дереву, к двери, к скамейке -привязаны цветные ленты. Воспитатель говорит ребенку: «Я хочу побежать к дереву». Берет его за руку и бежит вместе с ним. Затем бежит с ребенком в другое, отмеченное лентой место, всякий раз объясняя, что собирается делать.

После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно побежать к дереву, к двери и т.д. Хвалит ребенка, когда он достигнет места назначения.
42. «Еле - еле, еле - еле»

Ход игры: Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки. Воспитатель говорит или поет:

Еле - еле, еле - еле

Завертелись карусели,

А потто, а потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра! В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем медленнее и останавливаются.

43. «Мы топаем ногами»

Ход игры: Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

(Дети берутся за руки, образуя круг)

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются. Игра повторяется.
44. «Мяч»

Ход игры: Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть! «после этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.

45. «Огуречик-огуречик»

Ход игры: На одном конце площадки - воспитатель (ловишка), на другом - дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.

Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки

выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие.

Потешки при высаживании на горшок
Прыг-скок, прыг-скок,

Мы присядем на горшок.

Мы поели, мы попили,

Про него чуть не забыли!

Послушные детишки

Сделают делишки:

А-а-а и пись-пись-пись.

Только ты не торопись!

Начинаем наш урок.

Это что стоит? Горшок!

Раз-два-три-четыре-пять -

Будем мы штаны снимать!

Присядем аккуратно.

Знают все детишки:

Очень неприятно

Писаться в штанишки!

Мы все сделаем, как надо.

Мама будет очень рада!