Главная страница

Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа 1-, 2-, 3-го склонения



Скачать 80.82 Kb.
НазваниеУпражнение в правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа 1-, 2-, 3-го склонения
Дата16.02.2016
Размер80.82 Kb.
ТипУрок

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа 1-, 2-, 3-го склонения.

Тип урока: урок – рефлексии.

Цель урока: закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Задачи урока:

- выработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных, и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений.

- формировать у обучающихся способность к рефлексии;

- научить  безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен

существительных;

- отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.

Формирование УУД:

Личностные:

-осознавать роль языка в жизни людей;

- понимать эмоции одноклассников, выражать свои эмоции;

- уметь делать самооценку на основе наблюдений за собственной речью.

Метапредметные:

Регулятивные:

- самостоятельно формировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы;

-работать по плану.

Познавательные:

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составить таблицу);

-строить рассуждения;

-устанавливать причинно-следственные связи

-оформлять свои мысли в письменной речи;

-слушать и слышать других;

-договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;

Предметные:

  • различать существительные 1,2,3 склонения;

  • правильно писать безударные падежные окончания существительных единственного числа.

Оборудование: учебник Русский язык Л.М.Хохолова, проектор, ноутбук, карточки для работы.

Ход урока:

  1. Мотивация.

-Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.

-Что ещё может делать улыбка? (Дарит хорошее настроение, радость). -----Пусть хорошее настроение всегда будет с вами.

- Отметьте на полях, с каким настроением вы пришли сегодня на урок (смайлик).


  1. Актуализация опорных знаний.

-Представьте себе, что вы устроились удобно в кресле, приготовились смотреть любимый фильм, а вместо этого на экране появляется завораживающая картина и вы слышите:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

Ф. И. Тютчев.

- Что вы почувствовали, представили?

-Не показалось ли вам, что мы оказались в зимнем лесу?

- Оказывается, в зимнем лесу можно побывать, не выходя из класса, только этого нужно сильно захотеть (появляется слово на доске) и приложить ….. (ответы детей)

На доске: Фантазия, желание, захотеть.

- Какое слово « лишнее»? Почему?

-Расскажите, что вы знаете об имени существительном? (составление кластера на доске)

число

род



существительное

падеж

Часть речи

склонение



1 склонение

Ж.р – а, -я

М.р. – а, -я

Кто? Что?

2 склонение

с.р – о, -е

М.р. –

3 склонение

ж.р. –


- Какие существительные относятся к 1 склонению? 2? 3?

-Работа с предложением (письмо под диктовку).

Зимний лес спит волшебным сном.

-Какое задание можно выполнить с этим предложением? ( синтаксический разбор, определить падеж, склонение существ.) Определите склонение и падеж имен существительных.

- А сейчас давайте проведем маленькое исследование. Каждая группа получает свое задание.

1группа.

Задание.

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак – и доказать свой выбор.

1.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.




2.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание, в дательном и предложном падеже окончание – е.




2 группа.

Задание.

1.

Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – е.




2.

Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – и.




3 группа.

1.

Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.




2.

Имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание –и .




Проверка (вывод каждой группы фиксируется на доске).

Н
1 склонение

Р.п. – и

Д.п. – е

П.П. – е

Луна

земля

2 склонение

Р.п. –

Д.п. –

П.П. – е

Ведро

куст

3 склонение

Р.п. – и

Д.п. – и

П.П. – и

Рожь

любовь
а доске появляется:



  • Какова тема урока? Это первый урок по теме?

  • Что у вас больше всего вызывает затруднение?

- Какова цель урока?

  • Как проверить написание безударных окончаний в именах существительных:

  • Вспомним наши шаги.

  1. знать склонение

  2. знать падеж

  3. применять слова-помощники

  1. Работа над решением поставленных задач.

- В тяжёлые снеговые шубы нарядила зима сосны и ели, даже о веточках не позабыла – им приготовила пуховые варежки. А нам приготовила задания.

1. Работа в парах (на карточках).




На белой скатерт… снегов видны следы рыс…. От ёлк.. к ёлк.. прыгает шустрая

белка. На берёз.. лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земле от такой тяжест….
- Проверка по «эталону».

  • Кто справился с этим заданием без ошибок? Кто ошибся?

Физминутка.

Я буду называть существительные.

Если оно относится:

к 1–ому склонению, вы хлопаете в ладоши,

ко 2-ому – приседаете,

к 3 склонению – прыгаете на месте.

астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

2. Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы. Обучающиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания, проанализировав тексты.
1 уровень – самый легкий, т.к. окончание имени существительного записано, нужно определив тип склонения и падеж доказать правописание данного окончания.

С собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, на снежинке.
2 уровень – сложнее, т.к. необходимо самостоятельно найти ошибки и объяснить письменно.

К деревни по тропинки бежит хохлатый жаворонок. С первым снегам появляется он на деревенской улици . Весь день жаворонок проводит в поисках пищи . На морози жаворонок не зябнет.
3 уровень – самый сложный. Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.

  1. тропинка, узкая, детей, еловой, привела, к рощ…;

  2. висели, высокой, шишки, на , ел…;

  3. белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;

  4. недалеко, от, остановились, дети, полянк…;


Проверка задания проводится: по «Эталону».Кто справился без ошибок? Где были ошибки и почему? Оцените свою работу.
IV. Включение в систему знаний и повторений.

Тестовая проверка.


  1. Найти словосочетание с ошибкой.

Р –мечтать о собаке

Т – ехать на машине

С – найти в коробки

Ч – слова из песни

  1. Найти словосочетание с пропущенной буквой О.

Д – пшениц…й

Ж – зайц…м

Э - куриц…й

М – нож…м

  1. Найти слово с пропущенной буквой И.

О – о метел .

Л – на дерев .

Х – по улиц .

Б – к дорог .

  1. Найти слово с раздельным написанием.

П – (на)певать

Ц – (у)летать

Г – (на)берегу

Ю – (не)жный

  1. Найти слово, где в приставке пишется О.

Т – н…летать

У – п…бежать

Ш – з…крыть

Ф – н…дрезать

Проверка: Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его.(СМОГУ) Значит вы сможете написать итоговый диктант. Посмотрите на экран, сверьте свои ответы с ответами на слайде. Найдите ошибки, которые вы допустили. Что необходимо повторить?


    1. Итог урока.

- Давайте вспомним, какие задачи ставились на уроке?

- Достиг ли наш урок желаемых результатов? (выслушиваю ответы детей )

- Где нам пригодятся полученные знания?

VI. Рефлексия.

- Вот и закончилась наша виртуальная прогулка по зимнему лесу.

- Оцените значимость своей работы на уроке и поставьте себе отметку:

+ - знаю и умею применять

! - знаю, но не всегда могу применить

? - не уверен в своих знаниях

- -пока не знаю и не умею

- На полях покажите свое настроение.

VII. Д.з

С. 138 № 141 или № 143