|
Дидактические игры по фэмп в старшей группе Дидактические игры по ФЭМП в старшей группе
Овладевая элементарными математическими представлениями в процессе дидактических игр с детьми старшей группы, решаются следующие задачи:
твердое усвоение количественного и порядкового счета в пределе десяти, количественный состав числа из единиц в пределах пяти, умение отвечать на вопросы «который?», «какой?», «сколько?», уметь делить предметы на 2—4 части, находить величину, форму предметов в окружающей действительности, словами определить положение предмета в пространстве, знать дни недели. Через игровое действие по правилам дидактические игры подводят детей к логическому мышлению, заставляют больше рассуждать, делать обобщения, уточнять представления, например, что число не зависит от величины предметов, их пространственного расположения и т. д.
Знание геометрических фигур (овал, круг) можно закрепить в дидактической игре «Подбери по форме».
Ведущий кладет на стол карточку с изображением круга и говорит: «У кого имеются круглые предметы?» Каждый ребенок ищет в своих карточках круглый предмет — шар, пуговицу, часы, мяч, арбуз и т. д. В этой игре воспитатель внимательно следит за правильным подбором геометрических форм, их названием и учит находить такие формы в окружающей действительности.
В игре «Сколько?» закрепляется понимание смысла слова «сколько».
На картах, розданных детям, изображены животные. Ведущий показывает число кружков и спрашивает: «Сколько?» Ребенок, обнаружив при подсчете нужное число животных, объявляет: «У меня две коровы» или «У меня девять уток» и т. д.
Понятие «широкий — узкий», упражнение в счете, пространственных ориентировок можно закрепить в дидактической игре «Два бассейна».
Дидактическая игра «Счетное лото» может быть использована для закрепления умений соотносить число кружков с разными предметами и их расположением в пространстве.
Для игры детям раздаются большие карточки с нарисованными разными предметами и малые, на которых изображены кружочки. Ведущий называет число кружков, изображенных на маленькой. Дети отыскивают у себя карточку с соответствующим количеством предметов. Кто правильно ответит, тот получает маленькую карточку, зазевавшийся ребенок карточку не получает, клетка его большой карты остается пустой, но ребенок продолжает участвовать в игре. В этой игре должно быть разное расположение предметов. Тогда дети будут закреплять умения ориентироваться в пространстве, будут более внимательны.
В дидактической игре «Подумай», кроме счета, пространственных ориентировок, дети учатся правильно пользоваться словесными обозначениями, развивают наблюдательность, внимание, зрительную память. В этой игре используются от 12 до 20 парных карточек. На каждой из них нарисован дом, дерево, фигурка девочки в различных пространственных соотношениях. Предметы и части их окрашены в разные цвета. Эта игра организуется с дидактической задачей — определить сходство и различие, пространственное расположение предметов.
Затем дидактическую задачу необходимо усложнить. Для этой цели следует подобрать парные карточки, в которых определенный предмет находился бы посередине, слева или справа или чтобы предметы находились в определенном соотношении: один предмет над другим, сзади или перед ним. Попутно дети закрепляют в этой игре предлоги за, перед, над, умение соотносить расположение предметов со словами, обозначающими их взаимоотношения. В последнем варианте воспитатель, не показывая карточки, описывает цвет и расположение предметов. Дети, имея на руках по одной карточке, внимательно слушают воспитателя и находят у себя карточку, сходную с той, которую он описывает. Трудность этого варианта заключается в том, что у детей нет перед глазами карточки, с которой они могли бы сравнить свою, и им приходится руководствоваться только описанием картинки, которую дает руководитель. Это требует большой сосредоточенности, умственного напряжения и внимания. В такой последовательности могут проводиться и другие игры типа лото.
Вот ещё несколько игр:
Игра " Что изменилось? ".
Цель: закрепить название геометрических фигур, развивать память.
Ход: На доске шаблоны геометрических фигур, дети закрывают глаза, воспитатель меняет фигуры местами и спрашивает: " Что изменилось? ".
Игра "Какая цифра пропущена? ".
Цель: закреплять цифры от 0 до 10; порядковый счет.
Ход: на доске воспитатель выставляет карточки с цифрами, но не все:
1 2 4 5 6 8 10
- Какие цифры пропущены?
Дети отвечают, а один ребенок у доски ставит недостающие цифры.
Игра «Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь».
Цель: упражнять в счете на слух.
Ход: у детей цифры от 1 до 10. Воспитатель за ширмой ударяет молоточком по барабану или металлофон.
Задание 1. Покажи такую цифру, которая совпадает с там, сколько звуков услышишь( 3-4 задания) .
Задание 2 .Покажи цифру на один больше или меньше (2-3 задания) . Цель: закреплять название геометрических фигур, умение определять их на ощупь.
Ход: у воспитателя мешочек с геометрическими фигурами. Дети находят на ощупь геометрическую фигуру, достают её рассказывают все об этой фигуре. Например:" Это квадрат. У него четыре угла, четыре стороны, он синего цвета и т. д. ". Цель: упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе, развивать умение ориентироваться в пространстве.
Ход: игра проводится в кругу. В центре круга стоит воспитатель с мячом, объясняет правила игры.
- Я буду называть предметы, находящиеся в этой комнате. Тот из вас, кому я брошу мяч, в своем ответе должен использовать следующие слова: "Слева", "справа", "впереди", "позади". Воспитатель бросает мяч ребёнку и спрашивает: "Где стол? " Ребёнок, поймавший мяч, отвечает:"Впереди меня"- и бросает мяч воспитателю. Цель: закреплять название дней недели.
Ход: игра поводится в кругу. Воспитатель бросает мяч кому либо из детей и спрашивает:" Какой день недели перед четвергом? ". Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: "Среда".
- Какой день недели был вчера?
- Назови день недели после вторника.
- Назови день недели между средой и пятницей. Цель: упражнять в обратном счёте.
Ход: дети стоят в кругу. Воспитатель называет число (например:10) и отдает мяч ребёнку, тот называет число меньше 10 (9, передает мяч следующему и т. д.
Задание. Посчитайте от 7 до 4; от 6 до 2 и т. д. Цель: закреплять названия геометрических фигур, умение различать цвет и размер.
Ход: дети образуют круг. У каждого ребёнка одна геометрическая фигура. Воспитатель в центре круга. Он даёт задание:" Идут ко мне те, у кого красные фигуры". Дети с красными фигурами подходят к воспитателю и объясняют, почему они пришли в круг.
Задание. - Бегут дети с четырёхугольниками (многоугольниками) и др.
-Бегут все с большими (маленькими) фигурами. Цель: учить называть числа "соседей".
Ход: дети стоят в кругу. Воспитатель называет любое число до 10 (например:7) и бросает мяч ребёнку; тот ловит мяч и называет "соседей" числа (в данном случае: 6 и 8) . Возвращает мяч воспитателю. |
|
|