Главная страница

Протокол № «Согласовано» Зам директора по увр михайлова Н. Е. 2015 г



НазваниеПротокол № «Согласовано» Зам директора по увр михайлова Н. Е. 2015 г
страница1/10
Дата09.02.2016
Размер1.61 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________________Галимова Р.А.

«___»______________2015 г.

Протокол №____


«Согласовано»

Зам.директора по УВР

_______________Михайлова Н.Е.

«___»______________2015 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №6

_____________Никифорова И.А.

«___»______________2015 г.

Приказ №____



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике для 5 А, В классов (базовый уровень)

Галимовой Регины Алексеевны, учителя математики

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №6 г.Лениногорска»

муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан


2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Общая характеристика программы

Настоящая программа по математике для 5 класса (базовый уровень) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной программы по математике основного общего образования по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г. и «Математика. Сборник рабочих программ 5 – 6 классы», - М.Просвещение, 2011. Составитель Т. А. Бурмистрова; Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2015-2016 учебном году, с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента федерального государственного стандарта общего образования, тематического планирования учебного материала, базисного учебного плана, учебника для 5 класса общеобразовательных учреждений «Математика» Н.Я. Виленкин и др., М.: Мнемониза, 2015.

Данная программа ориентирована на работу по УМК:

  1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Учебник «Математика -5». – М: «Мнемозина» , 2015г.

  2. Жохов В.И. Математика 5-6 классы. Программа. Планирование учебного материала. – Мнемозина, 2011

  3. Жохов В.И. Математика 5 класс. Контрольные работы для учащихся. – М: «Мнемозина», 2011

  4. Жохов В.И. Математические диктанты. 5 класс: пособие для учителей и учащихся – М: «Мнемозина», 2011

  5. Чесноков, А.С. Дидактические материалы по математике для 5 класса /А.С. Чесноков. – М.: Просвещение, 2010.

  6. Ершова А.П. Самостоятельные и контрольные работы. Математика-5, М., Илекса, 2013.


Цели изучения курса математики 5 класса являются систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. теоретический материал курса излагается на наглядно – интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Задачи обучения:

  • овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин;

  • способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способностей к преодолению трудностей;

  • формировать представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средствах моделирования явлений и процессов;

  • воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно Федеральному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение математики в 5 классе отводится 5 часов в неделю, общий объем 170 часов. Учитывая важность и объективную трудность этого предмета, количество часов в неделю увеличено до 6, общий объем 210 часов. 1 час добавлен за счет школьного компонента.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека.

В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.

В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И, наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.)

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умение формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивая логическое мышление.

Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную, информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические и графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности.

Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представление о математике как части общечеловеческой культуры.

Содержание учебного предмета
Отбор содержания обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизация знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возрастного периода; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала. В предлагаемом курсе математики выделяются несколько разделов.

Числа и их вычисления.

Натуральные числа. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий.

Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями.

Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление обыкновенных дробей десятичными.

Проценты. Основные задачи на проценты. Решение текстовых задач арифметическими приемами.

Выражения и их преобразование.

Буквенные выражения. Числовые подстановки в буквенное выражение. Вычисления по формулам. Буквенная запись свойств арифметических действий.

Уравнения и неравенства.

Уравнение с одной переменной. Корни уравнения.

Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин.

Представление о начальных понятиях геометрии и геометрических фигурах. Равенство фигур.

Отрезок. Длина отрезка.

Угол. Виды углов. Градусная мера угла.

Распределение учебных часов по разделам программы




Содержание учебного материала

Количество часов по примерной программе

Кол-во часов по данной программе

1

Натуральные числа и шкалы

18

18

2

Сложение и вычитание натуральных чисел

20

24

3

Умножение и деление натуральных чисел

21

30

4

Площади и объемы

15

16

5

Обыкновенные дроби

26

29

6

Сложение и вычитание десятичных дробей

13

18

7

Умножение и деление десятичных дробей

25

32

8

Инструменты для вычислений и измерений

15

20

9

Итоговое повторение курса математики 5 класса

17

20

10

Административный резерв

-

3

Итого

170

210


Изучение арифметического материала начинается с систематизации и развития знаний о натуральных числах. При этом формирование теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, которая актуальна и при наличии вычислительной техники, в частности, с обучением простейшим приемам прикидки и оценки результатов вычислений. В связи с рассмотрением свойств арифметических действий специальное внимание уделяется преобразованиям числовых выражений, выполняемых с целью рационализации вычислений. Таким образом, учащиеся на доступном материале знакомятся с идеей перехода от одного выражения к другому, ему равному, что в последующем послужит основой при овладении преобразованием буквенных выражений.

Другой крупный блок в содержании арифметической линии – это обыкновенные дроби. Рассмотрение обыкновенных дробей предшествует изучению десятичных дробей, что целесообразно с точки зрения логики развертывания числовой линии: правила действий с десятичными дробями можно будет обосновывать уже известными алгоритмами выполнения действий с обыкновенными дробями.

В изучении курса математики происходит знакомство с понятием процента. При обучении решению задач на проценты учащиеся овладевают разнообразными способами рассуждения, при этом они имеют возможность выбора приема и могут пользоваться тем, который кажется им более удобным. Изучение дробей и процентов опирается на предметно-практическую деятельность, на геометрическое моделирование. Широко используются рисунки и чертежи, помогающие разобраться в соответствующих задачах и увидеть путь их решения. При обучении решению текстовых задач в 5 классах преимущественно используются арифметические (логические) приемы решения. Помимо текстовых задач, решаемых при отработке вычислительных умений, рассматриваются определенные их виды: задачи на движение, на уравнивание дробей, на нахождение количества выпущенной продукции, производительности труда. такое выделение методически оправдано. Задачи на движение и задачи на совместную работу составляют значительный пласт текстовых задач, решаемых в школьной математике.

Курс 5 класса освобожден от чрезмерной алгебраизации. Буквенная символика широко используется прежде всего для обозначения чисел, записи общих утверждений и предположений. В учебнике для 5 класса представлена наглядная геометрия, направленная на развитие образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Это первый этап в изучении геометрии, который осуществляется на наглядно-практическом уровне, опирается на наглядно-образное мышление. Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту. Учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами и их конфигурациями на плоскости и в пространстве, учатся изображать их, овладевают некоторыми приемами построения фигур, рассматривают их свойства, знакомятся с геометрическими фактами. Знания, полученные учащимися в начальной школе, систематизируются и расширяются.
Результаты освоения учебного предмета

Изучение математики в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов:

  1. в личностном направлении:

    • уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

    • уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, вырабатывать критичность мышления;

    • представлять математическую науку как сферу человеческой деятельности, представлять этапы ее развития и значимость для развития цивилизации;

    • вырабатывать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;

    • уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

    • вырабатывать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

  2. в метапредметном направлении:

Регулятивные УУД:

    • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

    • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

    • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

    • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

    • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

    • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

    • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

    • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

    • давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

    • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

    • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

    • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

    • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).

  1. в предметном направлении:

предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

Предметная область «Арифметика»

    • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками; умножение однозначных чисел, однозначного на двузначное число; деление на однозначное число, десятичной дроби с двумя знаками на однозначное число;

    • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную – в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь – в виде процентов;

    • находить значения числовых выражений, содержащих целые числа и десятичные дроби;

    • округлять целые и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;

    • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; переводить одни единицы измерения в другие;

    • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;

    • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

    • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Предметная область «Алгебра»

    • переводить условия задачи на математический язык;

    • использовать методы работы с простейшими математическими моделями;

    • осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

    • изображать числа точками на координатном луче;

    • определять координаты точки на координатном луче;

    • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

    • решать текстовые задачи алгебраическим методом.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • выполнения расчетов по формулам, составление формул, выражающих зависимости между реальными величинами;

Предметная область «Геометрия»

    • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

    • распознавать и изображать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

    • распознавать на чертежах, моделях, и в окружающей обстановке основные пространственные тела;

    • в простейших случаях строить развертки пространственных тел;

    • вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур по формулам;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин;

    • построение геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).


Контроль результатов деятельности

Тематика контрольных работ

Дата проведения

по плану

Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы»

21.09

Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

5.10

Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения».

20.10

Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения».

16.11

Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений. Квадрат и куб числа».

1.12

Контрольная работа №6 по теме «Площади и объемы».

21.12

Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби».

21.01

Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Смешанные числа».

6.02

Контрольная работа №9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».

27.02

Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число».

11.03

Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей».

14.04

Контрольная работа №12 по теме «Проценты. Основные задачи на проценты».

25.04

Контрольная работа №13 по теме «Измерение углов. Транспортир».

7.05

Контрольная работа №14 «Итоговая контрольная работа за курс математики 5-го класса».

25.05

Входная контрольная работа

8.10

Контрольная работа по итогам 1 полугодия

16.12

Промежуточная аттестационная работа

11.05

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10