|
Построение треугольника по трём сторонам. 4 класс Урок математики с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов Тема: Построение треугольника по трём сторонам. 4 класс Цель:
-научить строить треугольник по трём заданным сторонам, совершенствовать навыки само- и взаимоконтроля, способствовать развитию взаимопомощи. Задачи:
– познакомить учащихся с новым способом построения треугольника с помощью циркуля;
– развивать умения находить площадь прямоугольника по заданной площади прямоугольного треугольника;
– совершенствовать умения и навыки решать неравенства разными способами;
– на основе сравнения устанавливать признаки различий конуса и пирамиды;
– закреплять умение изображать прямоугольники в удобном масштабе;
– развивать умение сравнивать и анализировать,
-развивать умение работать в тестовом режиме. Основное содержание темы, термины и понятия
Содержание темы предполагает:
повторение знаний учащихся устного счёта в пределах 1000; нахождения доли числа; порядка действий в выражениях со скобками; выполнения краткой записи задачи; умения строить треугольник разными способами;
формирование умения графически правильно выполнять чертёж треугольника по заданным сторонам;
ознакомление с понятием «построение треугольника с помощью циркуля по заданным 3-м сторонам»;
формирование умения правильно составлять план решения задачи с помощью краткой записи;
совершенствование навыка сравнивать и анализировать (умение ориентироваться в расположении учебного материала по уроку, умение работать с алгоритмом действия);
совершенствование навыка самостоятельной работы;
формирование опыта работы с тестом.
Планируемые результаты Личностные:
Сохранение интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
Ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей;
Понимание причин успехов в учёбе;
Оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные: Познавательные
Умение:
Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках, рекомендуемых учителем;
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации на заданную тему;
пользоваться знаками, символы, схемами, символами, чертежами, приведёнными в учебной литературе;
находить в содружестве с одноклассниками различные способы решения учебной задачи;
обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом.
Регулятивные
Умение:
Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;
действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Коммуникативные
Умение
Строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать другое мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
контролировать действия партнёра;
оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные:
Осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях;
Выражать собственное мнение, обосновывать его;
Делать словесный отчёт о проделанной работе.
Организация образовательного пространства Оборудование:
Аргинская И.И., Ивановская Е.И. Математика: Учебник для 4 класса. Часть I. –2-е издание, исправленное.Самара.: Издательство «Учебная литература», Издательский дом « Фёдоров», 2007.-80 с.( Система Л.В. Занкова)
Лист-помощник для учащихся
Циркуль (для учащихся)
Линейка (для учащихся)
Циркуль (для учителя)
Линейка (для учителя)
Мультимедийный проектор (интерактивная доска)
Презентация
Межпредметные связи
Окружающий мир
Русский язык
История
Ресурсы
Персональный компьютер для учителя.
Выход в ресурсы сети Интернет на сайты:
https://rusedu.ru
https://pedsovet.su
Формы работы
фронтальная (Ф)
индивидуальная (И)
парная (П)
групповая (Г)
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ Работа в предложенном варианте конспекта урока предполагает знание учителем основ психофизиологии и технологии личностно - ориентированного подхода к обучению, деление класса на учебные группы по уровню сложности выполняемых ими заданий:
Группа 1 – группа для выполнения повышенного уровня сложности.
Группа 2 – группа для выполнения заданий средней степени сложности.
Группа 3 – группа для выполнения заданий пониженного уровня сложности. Этап I. Самоопределение к деятельности (целеполагание) Цель:
актуализация знаний учащихся через материал предыдущего урока;
мотивация учащихся к изучению темы.
Задания для повторения изученного материала Форма работы: Ф, Г, И Задание 1 –повторение тем «Счёт в пределах 1000», «Нахождение доли числа». Группа 1- работает устно
Группа 2- работает, используя печатный текст задания 1
Группа 3 – работает в листе письменно
Учитель предлагает детям записать число, «Классная работа», делит класс на группы, устно объясняя каждой группе его задание. Учитель проводит устный счёт на повторение тем: счёт в пределах 1000, нахождение доли числа согласно делению класса на группы (задание №1 листа-помощника). Задание 2 –повторение темы «Порядок действий в выражениях со скобками» Форма работы: Ф, Г, И Группа 1-работает устно, читая выражение, каков порядок действий будет в выражении без скобок?
Группа 2- определяет вариант правильного ответа,
Группа 3- определяет письменно порядок действий, потом ставит галочку рядом с правильным ответом. Учитель:
-Какова последовательность действий в выражении?
-Отметьте вариант правильного ответа галочкой. Дети выполняют указания учителя соответственно делению на группы (задание 2 листа – помощника). Задание 3-повторение темы «Решение задач на нахождение доли числа» Форма работы: Ф, Г, И
Группа 1 работает устно
Группа 2 - пользуется текстом задачи
Группа 3- пользуется краткой записью, дополняя её
Учитель читает текст задачи. Учитель:
-Что такое рубанок? Учитель показывает на смарт-доске презентацию и рассказывает о рубанке, его использовании, внешнем виде и материалах, из которых рубанок изготавливался в момент его появления и в современном мире. Дети знакомятся с материалами презентации. Учитель:
-Для чего нужны отвертка и молоток?
Дети отвечают на поставленный учителем вопрос, учитель при необходимости корректирует ответы детей.
Учитель:
-Чем интересно 1-е предложение задачи? (осложнено однородными членами-дополнениями).
-В 1 предложении текста задачи определите падеж однородных членов.
Дети определяют падеж однородных дополнений (В.п.), доказывая свой ответ.
Дети решают задачу согласно делению на группы. Результат обсуждается совместно.
Физкультминутка «Космос» для глаз
Форма работы: Ф
https://rusedu.ru/detail_13216.html Учитель заранее закачивает файл с физкультминуткой на свой компьютер и во время её проведения выводит изображение на смарт – доску. Дети выполняют движения глазами. Учитель объявляет тему урока. Этап II. Учебно-познавательная деятельность Цель деятельности: познакомить учащихся с новым вариантом построения треугольника - по трём сторонам и повторить уже известные способы построения треугольников. Задание 1 на актуализацию опорных знаний Форма работы: Ф, И Учитель предлагает детям выполнить проверочную работу: построить в тетради треугольники по известным углу и двум сторонам (задание 4 в листе-помощнике).
Дети самостоятельно выполняют задание учителя.
Учитель проверяет тетради у первых трёх учащихся (из 3-ей группы) на оценку. Задание 2 на изучение новой темы - «Построение треугольника по трём сторонам» Форма работы: И, Ф
Учитель знакомит детей с понятием «Алгоритм» и объясняет последовательность построения треугольника по трём заданным сторонам, используя треугольник и циркуль:
Алгори́тм — набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.
Задание 3 на закрепление объяснённого материала и на повторение понятия «масштаб» и совершенствование навыка взаимопомощи
Учитель:
- Постройте треугольник со сторонами 4 дм, 6 дм, 8 дм.
-Каким понятием будем пользоваться? Где ещё используется это понятие?
Дети вспоминают, что масштабом называют отношение размера изображения к размеру изображаемого объекта.
Учитель:
-Какой масштаб удобен в данном изображении треугольника?(1:2 или 1:10)
Дети работают в тетради, пользуясь линейкой и циркулем.
Дети 2-ой и 3- ей групп используют инструкцию (алгоритм построения) на 2-й странице листа – помощника.
Учащиеся 1-ой группы при необходимости помогают своим соседям - учащимся 2- ой и 3- ей групп. Физкультминутка
Форма работы: Ф
https://pedsovet.su/load/244-1-0-24338 Учитель заранее загружает презентацию для проведения физкультминутки на индивидуальный компьютер и выводит изображение через смарт - доску на экран.
Дети повторяют движения физкультминутки. Этап III. Диагностика качества освоения темы Цель: установить степень усвоения темы «Построение треугольника по трём сторонам» и добиваться совершенствования навыка самоконтроля. Задание на определение степени понимания изучаемой темы и на совершенствование навыков взаимоконтроля. Форма работы: Ф, П, И Учитель предлагает учащимся обменяться тетрадями и записать соседу задание на построение треугольника по трём сторонам. Дети выполняют задание учителя и в своей тетради с помощью инструментов производят построение треугольника по трём заданным сторонам, затем выполняют взаимопроверку. Этап IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность Цель: стимулировать интерес учащихся к выполнению заданий частично-поискового характера; научить школьников планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности. Задание на представление результата своей деятельности Форма работы: И, Ф Детям предлагается подумать над вопросом:
-Какими могут быть стороны треугольника, если периметр его равен 15 см? 27 см? 8 см?
-Какими по виду будут являться названные вами треугольники? Дети отвечают на поставленные учителем вопросы. Этап V. Рефлексивная деятельность Цель деятельности: научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности. Форма работы: Ф Для оценивания результата деятельности учащихся можно задать следующие вопросы: Учитель: -О чем шла речь на уроке?
-Что нового узнали?
-Поднимите руки, кто сегодня работал на «5»?
на «4»?
-А кто в следующий раз постарается работать на эти оценки?
-За активную работу на уроке могу похвалить… -Запишите домашнее задание на завтра:
Повторить новый материал по №37 учебника;
выполнить п.8 №37 в тетради;
повторить понятия «периметр» и «площадь», №38.
Используемая литература и сайты
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Пр. №373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010г.
Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова Сост.Нечаева Н.В., Бухалова С.В..-Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011.-224с.- (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования).
Аргинская И.И., Ивановская Е.И. Математика: Учебник для 4 класса. Часть I. –2-е издание, исправленное. Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом « Фёдоров», 2007.-80 с. (Система Л.В. Занкова)
https://rusedu.ru/detail_13216.html
https://pedsovet.su/load/244-1-0-24338
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%E1%E0%ED%EE%EA
|
|
|