|
Оценка эффективности реализации программы
Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьесбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.
Ожидаемые результаты реализации программы
Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;
Формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
Соответствие организации школьных занятий оптимальному режиму труда и отдыха детей.
Программа коррекционной работы
Цель программы
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Задачи программы
— Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
— определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
— определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
— создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
— осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
— разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;
— обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
— реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
—Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепций УМК «Школа России» и «Школа 2100», а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.
Программа коррекционной работы направлена на:
преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);
развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.
1) Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности
Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК «Школа России» и «Школа 2100». Методический аппарат системы учебников «Школа России» и «Школа 2100», представлен заданиями, которые требуют: выбора наиболее эффективных способов выполнения и проверки; осознания причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают задания для групповой и коллективной работы, когда общий успех работы поглощает чью-то неудачу и способствуя пониманию результата. В учебниках представлена система таких работ, позволяющих каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей и способностей.
В учебниках курса «Математика» в конце каждого урока представлены задания для самопроверки. Каждая тема во всех учебниках заканчивается разделами; «Что узнали. Чему научились» и «Проверим себя и оценим свои достижения», которые согласуются с целями. Этот материал позволяет учащимся сделать вывод о достижении целей, поставленных в начале изучения темы. В учебниках 1 — 4 классов в конце каждого года обучения приводятся «Тексты для контрольных работ», представленные на двух уровнях: базовом и на уровне повышенной сложности.
В учебниках 1—4 классов представлен материал, направленный на формирование умений планировать учебные действия: учащиеся составляют план учебных действий при решении текстовых задач, при применении алгоритмов вычислений, при составлении плана успешного ведения математической игры, при работе над учебными проектами.
Всё это создаёт условия для формирования умений проводить пошаговый, тематический и итоговый контроль полученных знаний и освоенных способов действий.
В курсе «Изобразительное искусство», начиная с первого класса, формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу. В каждом учебнике курса «Изобразительное искусство» представлены детские работы, которые тематически связаны с предлагаемыми практическими заданиями. Рассмотрение работ ребят-одноклассников помогает понять, насколько удачно выполнил творческую работу сам ученик.
В курсе «Технология» составление плана является основой обучения предмету. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, в учебниках (1—4 кл.) планы изготовления изделий представлены в двух видах: тестовом и иллюстративном (в виде слайдов). Каждому пункту текстового плана соответствуют один или несколько слайдов, которые позволяют продемонстрировать использование специальных приемов, способов и техник изготовления изделий.
В учебниках курса «Литературное чтение» в методическом аппарате каждой темы выстроена система вопросов и заданий для планирования и осуществления контрольно-оценочной деятельности.
В конце каждого раздела помещен материал «Наши достижения. Проверь себя». Задания этого раздела включают вопросы как базового уровня (планируемые результаты ФГОС на базовом уровне освоения), так и повышенного уровня, которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач.
В курсе «Русский язык», в 1 классе, сопоставляя рисунки с изображением детей разных национальностей и предложения, написанные на разных языках, первоклассники, прочитав запись на русском языке, задумываются над тем, что, не зная чужой язык, невозможно и прочитать и понять написанное. Или, решая орфографические задачи, при постановке вопроса: «В каких словах выбор буквы вызывает у тебя затруднение…» — ученик задумывается над причиной этого явления; либо он не знает правило, либо не понял значение слова, либо не может найти проверочное слово и т.п.
В курсе «Английский язык, немецкий язык» содержание и структура учебников (2-4 классы) отвечают задаче максимально увеличить самостоятельную деятельность учащихся, а также развить у них интерес к английскому языку, немецкому языку культуре англоязычных стран, стимулировать коммуникативно- речевую активность.
С этой целью определённый блок уроков учебника (примерно соответствующий учебной четверти) завершается разделом «Проверь себя», в котором учащиеся имеют возможность оценить и проверить свои знания по изученной лексике и грамматике, а также умения слушать, читать, писать и способность к коммуникации.
На уроках с использованием УМК «Школа России» или «Школа 2100» педагоги имеют возможность формировать начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Учебники содержат задания, тексты, проекты, практические работы, направленные на осмысление норм и правил поведения в жизни (на это работает, практически, весь курс «Окружающий мир»).
Курс «Математика» формирует у ребенка первые пространственные и временные ориентиры, знакомит с миром величин, скоростей, с разными способами отображения и чтения информации и пр.
Курсы «Литературное чтение», «Русский язык», «Английский язык» формируют нормы и правила произношения, использования слов в речи, вводит ребенка в мир русского и иностранных языков, литературы.
Курсы «Изобразительное искусство, «Музыка» знакомят школьника с миром прекрасного.
Важным объединяющим компонентом предметных линий системы учебников является творческий характер заданий, материал для организации учебной деятельности, в том числе проектной, на уроках и во внеурочной работе. Формирование умения решать поставленные задачи в «условиях неизвестности», то есть, когда нет и не может быть единственного правильного ответа, когда задан алгоритм действия, но нет образца, способствует развитию навыков адаптации к изменяющемуся миру, умению действовать самостоятельно.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников
Цель: Профилактика и укрепление психологической культуры и психического здоровья участников образовательного процесса школы, содействие созданию благоприятного психологического климата в школе.
Задачи:
Изучение индивидуальных особенностей учащихся и коллектива (школьников, учителей, родителей).
Отслеживание влияния инновационных программ на развитие учащихся.
Выявление психологических причин вызывающих затруднение в обучении, развитии и взаимодействия участников образовательного процесса.
№
| Напр-яя
работы
| Программные действия
| Вид работы
| Сроки
| Предположительный
результат
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1.
| Диагностическое
| Диагностика уровня школьной адаптации и мотивации учащихся 1-х кл
| Наблюдение
Беседа
Тестирование
| Сентябрь-
ноябрь
| Выявление детей с низким уровнем шк.адаптации и мотивации.
| Диагностика социометрического статуса учащихся детей группы риска и по запросу кл.руководителей.
| Социометрия.
Деловая игра.
|
Октябрь
Ноябрь
| Определение статуса ребенка в классе.
|
|
|
|
| Личностная тревожность в 4-х кл. По запросу.
| Методика Ч.Д.Спилбергера
| Март
В течении года
| Выявление тревожных детей
|
| Психологическое обследование детей для ПМПК.
| Индивидуальная диагностика.
| май
| Составление карт для ПМПК.
| 2.
| Коррекционно-развивающее
| Формирование позитивного самоотношения, самоуважения, принятия себя (1-2кл)
| Тренинг
| Декабрь
| Адекватное восприятие себя в классном коллективе
| Развитие у учащихся сильных сторон своего характера, уверенности в себе (3-4кл)
| Тренинг
| Январь
| Обретение уверенного поведения
| Коррекция познавательных процессов и развитие интеллектуальных способностей 4 кл
| Развивающие и тренинговые занятия по курсу «Учись учиться»
| 2 п/годие
| Развитие и коррекция эмоциональной, познавательной и личностной сферы
| Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сферы (1-4 кл)
| Тренинговые упражнения
| В течение года
По запросу учителя
| Изменения отношения к своим притязаниям, переживаниям и оценки процесса и результата работы.
|
|
|
|
| Коррекционно-профилактическая работа с учителями
| Психодраматические тренинговые упражнения. Психогимнастика.
| 1 раз в четверть
| Уменьшение психического напряжения
| Коррекционно-профилактическая работа с родителями
| Тренинг родительской эффективности-род.собрание.
| 2 раза в год
| Повышение уровня родительской компетентности
| 3.
| Консультационное
| Индивидуальные консультации с детьми
| Консультирование
| По мере обращения
| Нормализация психического здоровья учащихся
| Консультирование педагогов 1-х классов по проблеме адаптации к школе
| Лекция
| ноябрь
| Повышение уровня психологической компетенции
| Консультирование педагогов 5-х классов по проблеме адаптации к среднему звену
| Лекция
| Октябрь
| Повышение уровня психологической компетенции
| Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития ребенка
| Беседа
| По мере обращения
| Повышение уровня психологической компетенции
| Консультирование педагогов по вопросам «Психологические особенности детей данного возраста»
| Беседа, рекомендации, практические материалы
| По мере обращения
| Повышение уровня психологической компетенции
| 4.
| Просветительско- профилактическое
| Психологическая помощь первоклассникам к адаптации к школьной среде
| Развивающие игры и упражнения.
| В период 1-го п/г
| Адаптация к новым условиям
| «Предупреждение осложнений при переходе в среднее звено» - родительский клуб
| Рекомендации, практические занятия
| Октябрь-ноябрь
| Адаптация к новым условиям
| Консилиум для педагогов 1-х классов «Адаптация к новым условиям»
| Лекция
Рекомендации
| Ноябрь-декабрь
| Выявление причин дезадаптации и определение дальнейшей работы по нормализации условий адаптации учащихся
| Формирование ЗОЖ у младших школьников (1-4 кл)
| Кл.часы, презентации, деловые игры с участием волонтеров школы
| В течение года
| Отсутствие вредных привычек
| Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми в системе начального общего образования
| Психолого – педагогический семинар
| ноябрь
| Ознакомление с особенностями работы и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
| Профилактика конфликтных ситуаций по запросу.
| Тренинг
| В течение года
| Улучшение межличностных отношений в классе
| Семинар для учителей начального звена «Работа с проблемными детьми».
| Психолого-педагогический семинар
| январь
| Оказание помощи педагогам в работе с детьми, имеющими различные проблемы в поведении и развитии
|
4) Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей)
Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности при использовании на уроках УМК «Школа России» или «Школа 2100 века».
Формирование и освоение творческих способов и приёмов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей. В учебниках «Школы России» и «Школа 2100» в каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.
|
|
|