Мероприятия в рамках программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования на 2014 – 2015 учебный год
Форма деятельности
| Содержание
| Сроки
| Ответственные
| 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
| Урочная
| Беседы и викторины на уроках «Окружающего мира», «Литературного чтения»
| В соответствии с тематическим планированием
| Учителя
| Внеурочная
| • знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов;
•участие в Месячнике по патриотическому воспитанию «Я-патриот»;
проведение уроков Мужества;
участие в подготовке концертов для ветеранов Великой Отечественной войны;
участие в мероприятии, посвящённому Дню защитника Отечества
Социальный проект «Соберём детей в школу»
Конкурсы чтецов, конкурсы рисунков
Школьные праздники и традиции
Пешеходные экскурсии по селу, походы по району
| По плану
| учителя
|
февраль
май
| учителя
учителя, родители
|
|
|
февраль
| учителя
| сентябрь
| учителя
| По календарному плану
| учителя, родители
| По календарному плану
|
Классные руководители
| Работа с родителями и семья
| участие в Месячнике по патриотическому воспитанию
| февраль
| Учителя
| Внешкольная или работа с партнерами
|
участие в подготовке концертов для ветеранов Великой Отечественной войны;
|
Май
| Классные руководители, руководители кружков
| 2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания
| Урочная
|
Основы религиозных культур и светской этики (4 класс)
Диагностика нравственных приоритетов учащихся
|
1 час в неделю
| Преподаватель предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
| Внеурочная
| Занятия по программе «Этика: азбука добра» 1кл
Занятия в кружке «Музыкальный калейдоскоп»
Этические беседы с детьми
Месячник Пожилого человека.
| 1 час в неделю 1 ч в неделю
1 раза в неделю
октябрь
| Учитель, родители
Руководитель кружка
учителя
педагог- организатор, зам дир. по ВР
| Работа с родителями
| Родительские собрания
| 1 раз в четверть
| Учитель
| 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
| Урочная
| Уроки технологии и все уроки учебного плана школы
| систематически
| учителя
| Внеурочная
| Беседы, устные журналы, презентации о профессиях людей
Кружок «Умелые ручки»
Операция «Уют» по благоустройству классных комнат, школьного двора.
Работа по сохранению школьной мебели и школьных учебников.
|
1 час в неделю
В течение года
постоянно
| Учитель, родители
Руководитель кружка
| Внешкольная и работа с партнёрами
| Изготовление поделок, сувениров, подарков к праздникам, выставкам
|
| Учителя, родители
| Работа с родителями
| Выставки семейного творчества;
Беседы о профессиях родителей
|
| Учителя, родители
Учителя, родители
| 4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
| урочная
| Уроки физической культуры
Физминутки на уроках
Динамическая перемена в 1 классе
Утренняя зарядка
| 3 часа в неделю
Ежеурочно
Ежедневно
Ежедневно
| Учитель начальных классов
| внеурочная
| Занятия в кружках «Хореография» «Лёгкая атлетика»
«Футбол»
Участие в месячнике «Здоровый образ жизни»
Проведение занятий и мероприятий по ПДД.
Просмотр фильмов о вреде наркотиков, алкоголя, курения . Классные часы и беседы по пропаганде ЗОЖ и профилактике вредных привычек.
| Систематически Ежедневно по группам 1 раза в году 2 раза в год
По плану По плану
| Руководители секций
и учителя физкультуры Учителя
Учитель начальных классов
| внешкольная
| Медосмотры Прививки
| систематически
| медработники больницы, администрация школы.
| Работа с семьей
| Родительские собрания на темы «Мы за здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний», «Закаливание организма»; совместные спортивные мероприятия: День Здоровья»
| По плану
| учитель
| Работа с социальными партнерами
| Сотрудничество с Бурейская ЦРБ, ДЮСШа.
| систематически
| администрация школы, учитель
| 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
| урочная
| Уроки окружающего мира
| 1 часа в неделю
| учитель
| внеурочная
| Проектная деятельность по курсу «Что, где, когда? »
| 1 час в неделю
| Учитель
| внешкольная
| Посещение музеев, путешествие в лес, в парк.
Изготовление скворечников, кормушек, участие в субботниках.
Участие в конкурсах по экологии
| 1 раз в четверть Апрель В течение года
| Учителя
Учителя, родителя Учителя, родителя
| 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
| урочная
| Уроки изобразительного искусства и музыки
| По 1 часу в неделю
| учитель
| Внеурочная
| Кружок «Дизайн и рисование»
| 1 час в неделю
| Руководитель кружка
| Внешкольная
| Конкурсы рисунков, чтецов, посещение театрализованных представлений
| 1 раз в четверть
| учителя
|
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования будет обеспечиваться достижение обучающимися:
• воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
• эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).Достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т. д. — станет возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося. Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение будет иметь взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение будет иметь взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний,
начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д. По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
• элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
• первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
• опыт социальной и межкультурной коммуникации;
• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
• уважительное отношение к традиционным религиям;
• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков
других людей;
• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
• ценностное и творческое отношение к учебному труду;
• элементарные представления о различных профессиях;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
• элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
• первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
• ценностное отношение к природе;
• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
• элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
• первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
• первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
• мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи. Действия педагога, направленные на достижения воспитательных результатов
Уровень
| Особенности возрастной категории
| Действия педагога
| 1 уровень
(1 класс)
Приобретение школьником социальных знаний
| Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальность
| Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию (самоизменению).
В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход (усвоение человеком нового для него опыта поведения и деятельности)
| 2 уровень
(2-3 класс) Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
| Во втором и третьем классе набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом
| Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы.
В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем.
| 3 уровень
( 4 класс)
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
| Потребность в самореализации, в общественном признании, в желаниями проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности
| Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.
Для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств.
В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем.
| |