Наличие у выпускников начальной школы способностей к саморазвитию и самовоспитанию, сформированных в системе воспитательной работы, позволит им успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям и обеспечит самореализацию, не вступая при этом в конфликт с обществом и государством.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
Класс
| Задачи
| Форма диагностики
| 1 класс
| Необходимость выявить некоторые ценностные характеристики личности
(направленность «на себя», «на общение», «на дело»), которые помогут учителю грамотно организовать взаимодействие с детьми.
| 1. Тест «Психологический климат классного коллектива» (В.С. Ивашкин).
2.Анкетирование «Напряженность функционального состояния».
3. Анкетирование «Состояние здоровья и самочувствия».
4. Анкетирование «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Лусканова).
5. Мониторинг групп здоровья, физкультурных групп.
6. Мониторинг заболеваний по медицинским справкам.
| 2-3 класс
| Особенности самооценки и уровня притязаний каждого ребенка, его положение в системе личных взаимоотношений класса («звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «пренебрегаемые»), а также характер его отношения к школе.
| 1. Тест «Психологический климат классного коллектива» (В.С. Ивашкин).
2. Анкетирование «Напряженность функционального состояния».
3. Анкетирование «Состояние здоровья и самочувствия».
4. Анкетирование «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Лусканова).
5. Мониторинг групп здоровья, физкультурных групп.
6. Мониторинг заболеваний по медицинским справкам
| 4 класс
| Изучения самооценки детей младшего школьного возраста.
| 1. Тест «Психологический климат классного коллектива» (В.С. Ивашкин).
2. Анкетирование «Напряженность функционального состояния».
3. Анкетирование «Состояние здоровья и самочувствия».
4. Анкетирование «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Лусканова).
5. Мониторинг групп здоровья, физкультурных групп.
6. Мониторинг заболеваний по медицинским справкам.
|
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Программа формирования экологической культуры, здорового
и безопасного образа жизни
Пояснительная записка
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих , способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обеспечивает:
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
формирование установок на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Нормативно-правовой базой проектируемого документа являются Закон Российской Федерации «Об образовании» и Стандарт.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
«Программа здоровья» создана в тесной связи с Программой воспитания и системой внеурочной деятельности в рамках учебного плана.
Цель программы:
Создание условий для формирования психически здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника.
Задачи программы:
сформировать представление о позитивных факторах влияющих на здоровье;
совершенствовать навыки соблюдения правил личной гигиены;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
дать представление о существующих негативных для здоровья факторах;
научить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья.
Прогнозируемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение жизни выпускник.
Участники программы:
учащиеся;
классные руководители;
учителя-предметники (ОБЖ, биология, физкультура и др.);
медсестра, закрепленная за учреждением;
родители.
Педагогические средства:
Пакет диагностик состояния здоровья учащихся.
Анкета склонности к вредным привычкам.
Методические рекомендации классным руководителям по формированию у учащихся гигиенических навыков,
Программа учебных предметов (ОБЖ, «Окружающий мир», ФК), формирующих основы здорового образа жизни; Дни здоровья.
Программа летнего оздоровительного сезона.
Основные направления и содержание программы
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе имеются все необходимые хозяйственные и санитарно-гигиенические зоны, пищеблок и столовая на 250 мест, которые соответствуют всем требованиям для школьных учреждений. Все учащиеся получают горячее питание и могут пользуются услугами школьного буфета. Горячую пищу готовят в школе. .
Коллектив столовой неоднократно побеждал в конкурсах и награждался грамотами за качественное и сбалансированное питание, внедрение прогрессивных технологий производства и использование новых видов сырья в рационах питания. За годы работы коллектива не зарегистрировано ни одного пищевого отравления.
В школе работают 2 спортивных зала, имеется спортивная площадка оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём. Оборудование спортивной зоны соответствует санитарно-гигиеническим нормам и обеспечивает выполнение учебных программ по физическому воспитанию. Спортивная зона имеет частичное асфальтовое покрытие и металлическое ограждение. В ней расположены: беговая дорожка, футбольное, баскетбольно - волейбольное поле с универсальным монолитным резиновым покрытием. С 2008 года функционирует тренажерный зал. Во второй половине дня ученики имеют возможность посещать спортивные секции в школе и в ДЮСШ.
В школе работает медицинский кабинет. Фельдшер ведет профилактическую работу среди учащихся. Ежегодно проводятся углубленные медицинские осмотры в начале учебного года, поставленные на диспансерный учет учащиеся проходят дополнительное обследование и курс лечения.
Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: администрация школы, школьный фельдшер, социальный педагог и 3 учителя физической культуры.
В школе реализуется программа «Здоровье », способствующая укреплению здоровья, предупреждению заболеваний, сокращению пропуска уроков по болезни. 2. Использование возможностей УМК «Школа России» и УМК» Школа 2100» в образовательном процессе.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России» и УМК «Школа 2100».
Система учебников «Школа России» и «Школа 2100» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».
При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.
Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.
Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.
Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа России» и «Школа 2100», в течение всего учебно-воспитательного процесса. 3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).
В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» и УМК «Школа 2100» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела.
Система заданий, направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий.
Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.
В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств
Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемых в школе УМК «Школа России» и «Школа 2100» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной. 4. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:
полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Содержание деятельности
Направление
деятельности
| Задачи
| Содержание
| Санитарно-просветительская работа по формированию
здорового образа жизни
| 1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями здоровьесберегающих технологий.
2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.
3. Обеспечение условий для пропаганды здорового образа жизни
| - Проведение уроков здоровья,
-проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности
| Профилактическая деятельность
| 1.Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.
2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.
3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.
4. Профилактика травматизма
| - Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье.
- Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.
- Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.
- Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха.
| Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа
| 1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.
2. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.
| - Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в начальной школе: организация подвижных игр; соревнований по отдельным видам спорта;
спартакиады, дни здоровья .
- Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми родителей.
|
|