Основное содержание, задачи, формы занятий и виды деятельности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО.
Направление воспитания
| Задачи воспитания
| Виды и формы воспитательных мероприятий
| Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
| 1.Сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
2.Сформировать представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Алтайского края;
3.Сформировать элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; о правах и обязанностях гражданина России
4. Развивать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
5. Сформировать уважительное отношение к русскому языку и культуре;
6.Сформировать начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
7. Сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России, Алтайского края и города Барнаула; интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Алтайского края и города Барнаула;
8.Мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;
9. Воспитывать уважение к воспитанникам и защитникам Родины;
10. Развивать умение отвечать за свои поступки; негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
| Беседа, экскурсия (урочная, внеурочная, внешкольная); классный час; краеведческая деятельность (урочная , внеурочная, внешкольная); просмотр кинофильмов, путешествие по историческим и памятным местам, сюжетно ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования, изучение вариативных учебных дисциплин, участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями, встречи с ветеранами и военнослужащими.
| Воспитание нравственных чувств и этического сознания
| 1.Сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
2.Сформировать представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
3. Сформировать элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
4. Воспитывать уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
5. Развивать способность установления дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
6. Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;
7. Развивать стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
8. Сформировать представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
9.Воспитывать отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
| Беседа, экскурсия , заочные путешествия, театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, уроки этики, классный час; просмотр кинофильмов, сюжетно ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, творческие конкурсы, фестивали, праздники, участие в творческих проектах, презентации ,встречи с религиозными деятелями (по желанию родителей)
| Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
| 1.Сформировать первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
2. Воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
3. Сформировать элементарные представления об основных профессиях;
4. Воспитывать ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
5. Развивать первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
6. Развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; умение соблюдать порядок на рабочем месте;
7. Формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
8. Формировать отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
| Беседа, просмотр учебных фильмов, встречи со спортсменами, тренерами, представителями разных профессий, прогулки на природе, уроки физической культуры, подвижные игры, туристические походы, спортивные соревнования (на уроке, вне урока, вне школы)
| Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
| 1.Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
2. Формировать элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
3. Формировать элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
4. Призывать к выполнению санитарно-гигиенических правил, соблюдению здоровьесберегающего режима дня;
5. Развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
6. Формировать первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
| Беседа, просмотр учебных фильмов, прогулки на природе, уроки физической культуры, подвижные игры, туристические походы, спортивные соревнования (на уроке, вне урока, вне школы), уроки гигиены, физминутки, рейды внешнего вида.
| Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
| 1.Развитвать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
2. Формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
3. Сформировать элементарный опыт природоохранительной деятельности;
4. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
| Предметные уроки, беседы, просмотр учебных фильмов, экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю, экологические акты, десанты, коллективные природоохранительные проекты, участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций.
| Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
| 1.Сформировать представления о душевной и физической красоте человека;
2.Сформировать представление об эстетических идеалах, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
3. Развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
4.Развивать интерес к занятиям художественным творчеством;
5. Развивать стремление к опрятному внешнему виду;
Воспитывать отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости
| Предметные уроки, беседа, просмотр учебных фильмов, экскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, посещение музеев, выставок, посещение конкурсов, фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок, проведение выставок художественного творчества, музыкальных вечеров, участие в художественном оформление помещений.
|
Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.
Образовательное учреждение взаимодействует учреждениями дополнительного образования: Центр детского творчества, Детско- юношеская спортивная школа; «Школа искусств»; культурными учреждениями: районный музей, Центральная библиотека.
Формы взаимодействия:
• участие представителей общественных организаций и объединений с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
• проведение совместных мероприятий (праздников, акций, собраний) по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
общего образования.
Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста
основана на следующих принципах:
• совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
• сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
• педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
• поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
• содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
• опора на положительный опыт семейного воспитания. В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе:
анкетирование;
беседа;
консультации;
родительские собрания, родительский лекторий, мастер-классы, вечер вопросов и ответов;
организационно-деятельностная и психологическая игра, тренинг;
посещение семьи,
классные часы, праздники, экскурсии, походы.
Формы
| Мероприятия
| Сроки
| Конференции
Круглые столы
Праздники
| Знакомство с нормативными документами школы. Публичный отчёт директора школы.
День Знаний
Посвящение в первоклассники
Посвящение в детскую организацию
День Матери
День защитника Отечества
8 Марта
| Сентябрь Октябрь Ноябрь
Февраль
Март
| Школьный сайт
Наглядная агитация для семьи и родителей
| 1. Информация о деятельности школы
2. Классные уголки: выставки детских рисунков, сочинений, творческих работ, информация для родителей.
| Постоянно
| Консультации
для родителей Здоровье и безопасность жизни детей
| Консультации директора школы, зам. по воспитательной работе, социального педагога и учителей по актуальным вопросам семейного воспитания.
Приглашение специалистов здравоохранения, инспекторов ГИБДД
| В течение года (по запросу родителей)
В течение года
| Классные родительские собрания
| 1. «Подготовка к школе»
2. «Первые дни ребенка в школе»
3. «Режим дня первоклассника»
4. «Трудности адаптации первоклассников в школе»
5. «Портфолио обучающегося»
6. «Итоги учебного года»
| Май,
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Май
| |