|
Создание ситуации успеха на уроках математики в классах кро Создание ситуации успеха на уроках математики
в классах КРО. Происходящие в обществе процессы (негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации) особенно болезненно сказываются на детях. В последнее время психологи, педагоги и медицинские работники отмечают неуклонный рост числа детей, не готовых к обучению в общеобразовательных классах. Поэтому коррекционно-развивающие классы- один из выходов из данной ситуации. Цель организации компенсирующих классов- создание для школьников, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения.
У детей, обучающихся в классах КРО, наблюдаются: низкий уровень знаний, низкий уровень интеллектуального развития, отсутствие познавательного интереса, адекватной самооценки, частые пропуски уроков без уважительной причины, отсутствие контроля со стороны родителей (т.к. чаще всего это дети из асоциальных семей).
Возникают вопросы: А кто будет бороться за тех детей, кому, кроме школы, помочь некому? Как учить таких детей? Как изменить их отношение к учению?
Конечно, работа с детьми ущербными, обездоленными, «трудными» требует педагогического подвижничества, что всегда было свойственно российскому учителю. Так давайте «ежедневно» , «ежечасно» делать «что-то», чтобы «продвинуть» каждого ребёнка как можно дальше.
Я уже восьмой год преподаю математику в коррекционно-развивающих классах. Делаю всё, чтобы помочь таким детям. Стараюсь, чтобы на моём уроке ребёнок испытывал ощущение комфорта, защищённости и, безусловно почувствовал себя успешным.
Математика объективно является одной из самых сложных дисциплин, а для таких учащихся особенно сложной. На своих уроках стараюсь создавать оптимальные условия для усвоения программного обучения, меняю формы и методы преподавания. Отбираю учебный материал в соответствии с принципом доступности, который по содержанию и объёму посилен детям. Обучение математике не должно быть настолько трудным, чтобы стать непосильным для учащихся, не подорвать их веру в свои силы и возможности.
Особое внимание уделяю началу урока. У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности положительный эмоциональный настрой. Чтобы сразу настроить учащихся на урок математики, я провожу устный счёт: «гимнастику ума». Хорошо развитые у учащихся навыки устного счёта – одно из условий их успешного обучения. Устный счёт , я всегда провожу так , чтобы ребята начинали с лёгкого , а затем постепенно брались за вычисления , более трудные. Если сразу обрушить на учащихся сложные задания , ребята обнаружат своё собственное бессилие , растеряются, а их инициатива будет подавлена.
Тщательно отбираю материал, далее определяю, кому какое задание дать, чтобы ребёнок обязательно его выполнил .Тем самым вызываю у них удовлетворение от того, что они справились с заданием. Стараюсь поощрить даже небольшой успех ученика, отмечаю добрым словом «отлично», «молодец», «умница» и т.д. Формирую, у учеников, уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться .Даже, мы, взрослые люди, любим, когда коллеги и руководители замечают наши успехи и начинания, по заслугам оценивают наш вклад в позитивное дело. А как приятно слышать ребёнку такие добрые слова.
Нравиться ребятам, когда даю задание на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стёртых записей. Правильно ли решена задача? Найдите ошибку. Недописанная фраза, недорешённая задача, недосказанное условие в задаче стимулируют работу учащихся.
Предлагаю задачи, в которых по предлагаемым данным нужно отыскать всё, что возможно. Например, задача по геометрии, определите вид треугольника, узнай о нём всё, что возможно. Т.е. учащиеся вынуждены сами сформулировать цели своей работы. Когда они ищут то, что они сами спланировали, задача становится для них личностно значимой, а весь класс задаёт себе один и тот же вопрос: Кто же из нас отыщет больше сведений о данном треугольнике?
Обязательно провожу математические диктанты, так как в них даются уже знакомые, ранее отработанные темы, учащиеся легко воспринимают диктант на слух. Ценность умения воспринимать на слух неоспорима: это приводит к умению слушать учителя, собеседников и вырабатывает многие другие положительные качества. Выставляются не оценки, а баллы, которые заносятся в таблицу и в конце недели суммируются. Получается рейтинг за несколько уроков. Такое рейтинговое оценивание в отличие от обычной системы оценивания является стимулом к осознанному обучению.
Также использую буквенные диктанты перед объяснением нового материала. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем составляют слово. Подчёркивается, что именно правильно выполненное задание поможет открытию темы урока, что именно ученики сами «откроют» тему урока. НЕ заинтересуешь – не будут слушать и ничего не усвоят. Такие задания привлекают внимание ребят не меньше, чем интересная задача.
Мы, учителя, часто прибегаем ко многим ухищрениям, чтобы оживить учебный процесс: придумываем различные мотивационные задания, разные способы подачи материала. Но любые самые благородные стремления учителя могут оказаться напрасными, если ученики не видят цели изучения темы, раздела или самого предмета, не понимают, зачем это нужно. Поэтому каждый урок, а если возможно и задание, продумываю ещё с практической стороны. На доске записываю слова: Зачем? Как? Почему? О чём? При таком проблемном способе изложения новой темы, я создаю ситуацию, чтобы проблема опиралась на личный опыт ребёнка. Например, решая задачи на нахождение цены, стоимости, количества, дети ясно осознают практическую ценность таких знаний и умений. В жизни в том же магазине, когда, например, необходимо рассчитать, сколько возможно купить мороженого на имеющуюся сумму денег и , как говорят, «не отходя от кассы», посчитать, правильно ли кассир дал сдачу.
При изучении нового материала разбиваю его на небольшие части, контролирую усвоение, обеспечиваю возможность каждому ученику работать со свойственной ему индивидуальной скоростью усвоения. Все ученики активно участвуют в открытии темы, определении цели урока, планируют свою деятельность, выводят новые правила. Здесь учащиеся видят результаты своего труда, учатся на собственном опыте и опыте других, а я поощряю и поддерживаю их. Если вызвать интерес к изучаемой теме, то дети не только хорошо усваивают материал, но и надолго запоминают его. После объяснения нового материала опрашиваются все дети в режиме «один за одним » по цепочке, где выясняется, что понятно, что нет, и составляется программа дальнейшей работы с учётом того, что на уроке удалось, а что нет.
На уроках закрепления материала у доски отвечают сильные ученики, которые хорошо знают материал, умеют правильно и быстро решать, грамотно говорить. Цель данного вида работы: на основе выявленных на предыдущем уроке затруднений представление для более слабых учащихся поурочного материала через объяснение товарища ( идёт обучающее дублирование)
В своей работе с учащимися я часто использую карточки – консультанты, которые при самостоятельной работе, при выполнении домашней работы, при ответе у доски помогают ученику решить задачу. В этой карточке содержатся все узловые моменты изучаемой темы, а также алгоритмы решения задания. Каждый ученик занят делом и каждому ребёнку хочется выглядеть знающим и успевающим. И он старается. Появляется интерес. И если он за работу получит ещё и положительную оценку, то его желание на уроке ещё больше возрастёт.
Контроль и оценка знаний, умений и навыков -важнейший момент в организации учебного процесса. Провожу фронтальный опрос, блиц-опрос, общение парами или в группе, работу в виде тестирования, самостоятельную работу, которую обязательно проверяю и оцениванию на уроке. Для этого придумываю формы быстрой проверки. Например, ответы в виде слова, пословицы, когда соединяются верные ответы и ученик получает определённый знак, а мне сразу видно, где допущена ошибка. Анализируя полученные результаты, составляю общее представление об отношении учеников к познавательному процессу, об эмоциональном состоянии школьников.
Таким образом, на уроке создаётся ситуация успеха, условия для развития личности ученика, развития мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечения эмоционального благополучия учащихся, приобщения к общечеловеческим ценностям.
На этапе групповой формы работы, создаются группы во главе с консультантом. Дети не соревнуются, все члены должны получать удовольствие от общения с другом и, оттого, что они вместе выполняют задание. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе, все должны проявлять активность и вносить вклад в общее дело.
Для закрепления материала, я выбираю нестандартные задачи. Решая их, ученики испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие математики. Любое открытие, пусть самое маленькое, сделанное при решении хитроумной задачи, можно сравнить с большим открытием учёного. Задачи на смекалку воспитывают ученика, побуждают его к наблюдательности, развивают умение логически мыслить.
Побуждению познавательных интересов способствует игровая деятельность. В ходе игры ребята имеют возможность сразу получить эмоциональное поощрение своих сверстников и учителя.
Домашняя работа не должна быть громоздкой. Она должна содержать задания, аналогичные разобранным и выполненным в классе, иметь упрощённый вид, каждому - по возможностям .Такую работу ученики выполняют с большим интересом. Это даёт положительный заряд в начале урока, так как домашняя есть у всех.
Каждый педагог должен добиваться того, чтобы каждый его ученик нашёл себя в учёбе, стал успешным. Каждый ребёнок индивидуален, у каждого есть свой собственный успех и свои достижения. Успех окрыляет ребят, они хотят решать всё более сложные задания, преодолевая трудности. «Я слышу –я забываю,
Я вижу –я запоминаю,
Я делаю – я понимаю.»
(Китайская пословица) |
|
|