|
Глава 2.
Методика организация самостоятельной деятельности в работе с двумя, тремя классами в начальной школе.
Особенности малокомплектной школы
Малокомплектная школа имеет свои специфические трудности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая оказывает далеко не всегда положительное влияние на процесс развития сельского ребенка. Большое беспокойство вызывают такие факторы, как:
- низкая информационная насыщенность школ на селе;
- отсутствие специальной литературы;
- недостаточность научно-методических, рекомендаций по управлению начальной малокомплектной школой;
- недостаточное качество знаний и общее развитие сельских детей;
- низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи;
- отдаленность малокомплектных начальных школ от методических центров;
- недостаточность форм взаимодействия муниципальных органов управления образованием и начальных малокомплектных (малочисленных) школ по вопросу совершенствования управления, контроля за качеством образования и др.
Однако при имеющихся трудностях можно и нужно находить новые, более эффективные средства организации педагогического процесса (формы, методы, приемы обучения и воспитания), оптимально используя для этого все возможности, связанные со спецификой учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе.
Малая наполняемость класса обладает и рядом преимуществ, которые нужно знать и рационально использовать в повседневной практической деятельности.
В условиях малой школы учителю легче осуществлять:
• индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;
• личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личность общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга;
• практического направленность учебной деятельности учащихся (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т.д.);
• нравственное, патриотическое воспитание младшего школьника в процессе общественно значимой деятельности, деятельности по интересам, и процессе общения с товарищами, взрослыми и учителями.
Главными отличительными чертами обучения в малокомплектной начальной школе должны стать:
• мотивационный аспект и самостоятельный характер обучения (ученик учится сам, учитель помогает ему);
• активная позиция ученика: он не только получает знания, но и обучается способам добывания знаний;
• увеличение индивидуального общения учителя с учеником:
• создание условий для самоорганизации учебного процесса (планирование, дозирование объема школьных и домашних заданий, регулирование режима работы и отдыха);
• более прочное усвоение предметных знаний, умений и навыков;
• всеобщее сотрудничество, товарищеская взаимопомощь, участие старших в обучении младших;
• привлечение учащихся к контролю, учету и управлению учебным процессом.
Организованный таким образом учебный процесс позволит не сдерживать, способных учащихся, ускорить темпы их обучения, расширить сотрудничество, естественное общение разновозрастных детей.
Умело использовать специфические особенности малокомплектной школы - главная задача учителя, которого сегодня отличают профессиональная культура, образованное к его готовность воспринимать иное мнение, его способность быть образцом высоконравственного поведения для окружающих, особенно па селе, где он всегда у всех на виду.
Организация учебного процесса в начальной малокомплектной школе
Методическое обеспечение
Сегодня учителю на выбор предлагаются различные варианты учебно-методических комплектов. Учитель определяет комплект для работы исходя из собственной готовности к его реализации и с учетом особенностей детей.
Новым УМК, разработанным с учетом особенностей сельской школы, является «Перспективная начальная школа».
Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»
Появление данного комплекта является реакцией ученых и практиков на социальный заказ, связанный с модернизацией содержания образования, реструктуризацией сельской школы в соответствии с Федеральной программой развития образования.
Перспективная начальная школа в своей концепции исходит из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии:
все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать
дли них необходимые условия.
Авторы комплекта учитывают изменение возраста ребенка, пришедшего в первый класс: это школьник шести (6,5), а не семи лет.
Предлагаемая концепция УМК ориентируется на то, что опыт ребенка-адресата учебников это не только опыт городской жизни с разнообразными источниками информации, но и опыт сельской школы с естественно-природным ритмом жизни с сохранением целостной картины мира.
Основная идеи концепции «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Специально организованная в рамках всех учебных предметов система сочетания индивидуальной работы с работой в малых группах и коллективной работой, а также продуманная система заданий разного уровня трудности при освоении каждой темы позволяет обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.
В УМК входят учебники, дополнительная литература для чтения, методические пособия для учителя, рабочие тетради для учащихся, тетради для самостоятельных работ.
В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, каждый школьник получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки, освоить те способы деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта.
Варианты комплектования классов
При объединении классов в комплекты необходимо учитывать:
- численность учеников в каждом классе;
- сложность программы;
- степень подготовленности учеников каждого класса к самостоятельной работе на уроке;
- опыт и квалификацию педагога;
- соблюдение педагогической преемственности в работе учителя;
- размер классной комнаты.
Рассмотрим некоторые варианты объединения классов в комплекты. Необходимо заметить, что в любых комбинациях классов есть свои плюсы и минусы.
Вариант 1.
В комплект объединены 1 и 2 классы.
Положительно в данном варианте:
- близость возраста;
- первый класс является пропедевтическим;
- удобно делать акцент на формирование общеучебных умений и навыков на общем этапе работы: 1 кл. - показ образца действия, а 2 кл. повторение и упражнение в правильном действии;
- объем произвольного внимания: 1 кл. - в пределах 5 минут, 2 кл. - 8
минут работы.
Недостатком такого объединения является:
- неумение первоклассников и второклассников работать самостоятельно (слабо сформированы данный навык и навык по технике чтения);
- далеко не все дети (даже 2 класса) могут удержать в памяти и решать поставленную задачу учителем.
Вариант 2.
В комплект объединены 1 и 3 классы.
Положительно:
- ученики 3 класса умеют работать самостоятельно;
- время произвольного внимания у учащихся 3 класса 10-12 минут;
- третьеклассники могут помогать учителю в качестве консультантов при использовании технологии коллективного способа обучения В.К. Дьяченко.
Недостатком такого объединения является неоправданное увеличение объема и времени на самостоятельную работу третьеклассников со стороны
учителя.
Вариант 3.
В комплект объединены 1-4 классы.
Положительно:
Появляются большие возможности организации самостоятельной "деятельности в 4 классе.
Однако опасность больше времени уделять первоклассникам за счет учеников 4 класса еще выше, чем в предыдущем варианте.
Надо учитывать, что четвертый класс - выпускной, когда идет процесс систематизации знаний за весь курс начальной школы на качественно ином
уровне.
Таким образом, основной критерий объединения классов в комплект это возможность учеников работать самостоятельно без непосредственного руководства учителя. И с этих позиций объединение в один комплект учеников из 2 и 3 классов, а во второй комплект— из 2 и 4 классов является самым целесообразным, хотя преимущественное право выбора варианта комплектования классов принадлежит учителю.(22с.3-7)
Режим учебной недели
В современной начальной школе распространены и пятидневная, и шестидневная учебные недели. Режим работы начального звена школы практически не зависит от того, какой УМК используется (УМК «Гармония», «Школа 2000-2100», «Школа- России, «Школа XXI века», УМК систем Д.К. Эльконина- В.В. Давыдова и Л.В. Занкова).
При составлении расписания в малокомплектной начальной школе необходимо руководствоваться установленными требованиями, которые изложены в санитарно-эпидемиологических правилах САН ПИН 2.42 178-02 (от 28.11.2002 №44).
Проводить уроки одновременно с двумя, гремя классами, где в комплекте есть первоклассники, очень сложно, т.к. старшие дети остаются в течение почти целого урока без внимания учителя и могут отстать в учении.
Выходом из такого положения для многих учителей стало увеличение числа ежедневных уроков за счет сокращения продолжительности каждого из них до 30-35 минут. За 30-35 минут работы с одним классом учитель сделает больше, чем за 45 минут совместных занятий, учебное время школьников при этом не увеличивается.
Расписание примерно выглядит таким образом:
1 урок - I класс
2 урок - 1 класс
3 урок - 1,2,3 классы
4 урок - 1,2,3 классы
5 урок - 2,3 классы
6 урок - 2,3 классы
Как видно из расписания, учащиеся школы начинают занятия не одновременно. Первые два урока учитель работает с одним (1) классом. В это время, как правило, идет подробное, неторопливое объяснение нового материала, формирование общеучебных умений и навыков, индивидуальная работа с детьми.
Ко 2-му или 3-му уроку приходят дети других классов, входящих в комплект, и учитель занимается одновременно с двумя-тремя классами. Затем ученики одного класса (1) уходят домой или в группу продленного дня. В условиях полного совмещения целесообразнее проводить уроки физкультуры, трудового обучения, музыки и изоискусства.
О соединении предметов в расписании.
Режим учебной педели (расписание уроков) мог быть разнопредметным и однопредметным. Этот подход сохранился и сегодня. При разнопредметном подходе чтение могло сочетаться с родным языком, математикой и т.д.
Однако многолетняя практика работы педагогов показала, что оправдывает себя однопредметное расписание.
Главное достоинство однопредметных уроков в следующем:
- учителю легче планировать урок и переключать внимание учеников с одного вида занятий па другой;
- осуществлять преемственность в обучении 1-2, 2-3, 3-4 классов;
- уроки позволяют увеличить время на работу под непосредственным руководством учителя, развивать активность учащихся;
- учитель имеет возможность создавать условия для речевого развития детей, формирования навыка самоконтроля и оценочной деятельности, повторения и закрепления материала за предыдущие годы (особенно па однотомных уроках), использования современных образовательных
технологий.
Пример однопредметного расписания.
Дни недели
| № урока
| 2класс
| 3класс
| Понедельник
| 1
| Литературное чтение
| Литературное чтение
| 2
| Русский язык
| Русский язык
| 3
| Математика
| Математика
| 4
| Физкультура
| Физкультура
| Вторник
| 1
| Русский язык
| Русский язык
| 2
| Математика
| Математика
|
| 3
| Литературное чтение
| Внеклассное чтение
| 4
| Изобразительное искусство
| Изобразительное искусство
| Особенности урока в малокомплектной школе
Основное отличие урока в начальной малокомплектной школе:
- класс разновозрастный;
- предметов на одном уроке может быть несколько;
- учитель перестраивается на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из виду главную цель работы и каждом классе.
Эти особенности обуславливают его сложности и особенности урока к малокомплектной школе. Детям необходимо овладеть такими умениями, как:
- сосредоточиваться на выполнении задания;
- не слушать объяснений учителя для другого класса;
- не обращать внимания на наглядный материал, предназначенный не им;
- не слушать ответы учеников другого класса;
- быстро перестраиваться, когда учитель обращается к ним, и т.д. (22с.8-10) Самостоятельная деятельность по существу носит неуправляемый характер, так как в процессе выполнения заданий ученики фактически лишены помощи со стороны учителя, занятого работой с другим классом.
Эти особенности приводят к тому, что урок в малокомплектной школе состоит из чередования двух четко выраженных компонентов: работы
учащихся под руководством учителя и самостоятельной деятельности школьников: РУ--СД--РУ--СД-РУ
Необходимость чередования работы учащихся под руководством учителя и без этого руководства требует жесткой регламентации учебного времени, предъявляющей учителю требование точнейшего, по минутам, расчета времени, необходимого для выполнения задания учащимися и для собственных объяснений учителя. В свою очередь жесткий временной регламент обязывает учителя чрезвычайно тщательно подготавливать все необходимое на уроке (наглядные пособия и учебные записи: заданий для самостоятельной работы, текстов для переработки, условия задачи, алгоритмических предписаний, указывающих на характер и последовательность действий и выполненных либо на переносных досках, либо на листках бумаги - плакатиках) заранее, так как любое отвлечение от работы с классом, будь то запись на доске или простое прикрепление таблицы, неизбежно приводят к потерям учебного времени. Причем потери эти у разных учителей и на разных уроках колеблются в начале урока от 1 до 10 минут, в середине - от 1 до 18 минут, в конце от 1 до 7 минут.
Потери времени в начале урока, как правило, имеют одну причину: не
имея задания для самостоятельного выполнения, дети не могут включиться в урок. Нерациональное расходование учебного времени в середине и в конце урока вызывается нечеткой дозировкой объема самостоятельной работы.
К потерям учебного времени на любом этапе урока приводят и так
называемые нефиксируемые задания для самостоятельной деятельности задания общего характера: - "читайте упражнение; готовьтесь решать задачу, посмотрите на примеры; думайте" и т. п. По заданиям такого типа невозможно установить цель работы, характер ее, способ выполнения. Как правило, получив такое задание, дети ограничиваются беглым просматриванием текста, в результате у них остается значительное количество времени, в течение которого они ничем не заняты.
Отличительной особенностью уроков в малокомплектной школе является широкое использование всех видов раздаточного материала. Эта особенность также вызвана необходимостью проводить самостоятельную работу.
Однако главная и наиболее сложная по характеру специфическая особенность уроков в этом типе школ состоит в том, что методические приемы нуждаются в видоизменении, модификации, обусловленной условиями одновременной работы нескольких классов в одном помещении и под руководством одного учителя. Так как деятельность учителя не изменяется в зависимости от того, работает ли он с одним классом или одновременно с несколькими, то модификация приемов касается учебной деятельности детей на этапах подготовки к восприятию нового и закреплению его. Поясним эту мысль. а этапе подготовки к усвоению нового учебного материала учитель, работающий с одним классом, как правило, обращается к формам коллективной работы: сам проводит беседу, фиксируя внимание детей на необходимых фактах, явлениях, признаках, направляя ответы учащихся в нужное русло, дополняя, уточняя их. К выводу ученики подводятся в процессе коллективного наблюдения. В условиях занятий нескольких классов этап подготовки меняется: функция учителя заключается в том, что он разъясняет учащимся цели задания и приемы его выполнения, а после самостоятельной работы детей над этим занятием обобщает результаты наблюдений, то есть деятельность учителя распадается на два этапа - введение и обобщение, подведение итогов, разрываемых работой учащихся, и связанное одной целью - подготовить учеников к восприятию нового учебного материала. Результативность этого этапа во многом зависит от характера заданий.
Если при коллективных формах работы вполне оправданы задания
типа: "Какие числа называются однозначными? двухзначными? Назови несколько однозначных чисел, двухзначных", предполагающие незамедлительно за вопросом следующий ответ, то в малокомплектной школе такие нечеткие в формулировках задания малоэффективны. Ребенок не знает, что именно он должен делать: вспомнить, сказать, записать, - и нередко никак не реагируют на подобные задания. Речь идет о том, что условия одновременных занятий несколько классов требуют заданий, предусматривающих либо фиксацию умственных действий учащихся, либо содержащих установку на предстоящую необходимость воспроизведения. Приведенные примеры заданий при этом приобретают следующий вид: "Из данного ряда чисел 7, 15, 20, 6 выпиши сначала все однозначные числа, затем все двухзначные. Запиши пример на каждый случай. Этап объяснения нового материала завершается обычно показом
учителем приемов применения полученных знаний в практической деятельности на этапе закрепления учитель еще раз разъясняет приемы всему классу и закрепляет их путем многократных устных рассуждений учащихся под контролем и при помощи учителя. В малокомплектной школе учитель не имеет такой возможности,
поэтому после объяснений приемов использования новых знаний учащиеся переходят к самостоятельной письменной работе. Функцию руководства учителя в этом случае должны выполнять карточки или таблицы алгоритмических предписаний, указывающих пути получения нужных результатов с помощью данных в определенной последовательности приемов работы.
Этап закрепления в малокомплектной школе обязательно должен завершиться коллективной проверкой правильности результатов. В связи с этим поиски практиков и ученых идут в направлении приближения условий работы учащихся и учителя малокомплектной школы к условиям работы массовой школы. Разработаны и применяются в сельских школах такие варианты организации занятий: а) один из классов первые два урока занимается вне комплекта; б) проведение однотемных уроков; в) проведение однопредметных занятий всех классов с одним общим этапом (этапами) коллективной работы под непосредственным руководством учителя. Необходимо заметить, что организация работы двух (трех) классов на общем этапе урока требует неукоснительного соблюдения методического правила, известного по однотемным урокам: вопросы и задания учитель предлагает всем, а отвечать начинают младшие. Начиная беседу с учениками первого класса и давая возможность старшеклассникам, которые имеют по данному вопросу определенные понятия и представления, приводить свои примеры, учитель может сделать процесс освоения темы более динамичным, живым и добиваться в результате основательных теоретических знаний, так как старшие классы при анализе изучаемых понятий должны будут привлечь примеры из своей практики. Пример в обучении, данный старшими учениками товарищам по классу естественно стимулирует развитие младших.
Вместе с тем практика и опытное обучение показывают, что оптимальным следует считать сочетание обычных уроков и уроков с общим для всех классов этапом с периодическим включением однотемных уроков, преимущественно обобщающего характера. Организация занятий поклассно с общим для всех классов этапом коллективной работы по руководством учителя, является оптимальной по следующим основным позициям.
Учитель получает возможность применять в учебном процессе методы, приемы и средства обучения, которыми он владеет, без каких-
либо ограничений, связанных с особыми условиями учебного процесса объединенных классов. Использование учебных кинофильмов и кинофрагментов, диафильмов, грамзаписей, репродукций картин становится органической частью урока, его общего для всех классов этапа, обогащая, насыщая учебный процесс, стимулируя познавательную активность детей, расширяя их кругозор, развивая речь. Таким образом создаются условия для реализации принципа наглядности. Те методы и приемы обучения, которые в условиях малокомплектной школы не применяются или применяются крайне редко из-за негативного влияния на работу другого класса и использование которых необходимо, имея в виду перспективу дальнейшего обучения детей в среднем концентре, могут с высокой степенью эффективности применяться на общем этапе урока. На общем этапе урока наибольший обучающий эффект дают такие методы обучения младших школьников: на уроках родного и русского языка - словарные, предупредительные и объяснительные диктанты; различные виды устного грамматического разбора; ответы на вопросы, составление предложений, рассказов по просмотренному кинофильму,
диафильму, картинам и диапозитивам; на уроках математики - устный
счет, составление задач по данным условиям, вычерчивание геометрических фигур; на уроках природоведения - работа с дневником наблюдений и календарем природы и труда; на уроках трудового обучения - показ приемов техники безопасности и приемов выполнения тех или иных трудовых операций.
Для учащихся ощутимо расширяются границы общения с учителем, что положительно сказывается на развитии детей, овладении ими общеучебными навыками, навыками коллективного труда, на языковом и общем их развитии.
Общий этап урока нейтрализует частично такие негативные особенности, как необходимость переключения учителя от одной изучаемой темы к другой, а также помехи, отвлечения, вызванные работой нескольких классов.
Для комплекта сверхмалой наполняемости целесообразна индивидуально - коллективная форма организации занятий. Суть ее в следующем. К первому уроку приходит ученик (два-три) одного класса.
Занятие длится 40-45 минут. За это время учитель проверит уровень продвижения ученика и объяснит новый материал. а следующий час приходят дети (ученик) второго класса. Учитель так же работает с ними. А на уроки природоведения, музыки, трудового обучения, физической культуры, изобразительного искусства и предметов школьного компонента ученики всех классов объединяются. Успешность организации самостоятельной и учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе определяется организацией всей учебной работы школьников. Здесь можно выделить несколько направлений: 1. Организационное - составная часть организованности, т.е. четкости, собранности, согласованности и последовательности действий, рациональной затраты энергии и времени.
В условиях малокомплектной школы уроки целесообразно начинать с
краткого общего этапа, который когда-то носил название организационного момента. В начальной школе отказ от его проведения ничем не оправдан, т. к. в первую очередь на уроке младшие школьники овладевают нормами поведения на уроке и в школе. Практически все учителя, не внося этого этапа в поурочный план, выделяют на него одну-полторы минуты, за которые дети обучаются умению приветствовать учителя, отмечая этим начало урока, тихо садиться за парты. Это мобилизующие на учебную работу действия, переключающие ребенка с отдыха на учебную деятельность.
Следующим важным моментом в организационном начале урока и далее во всей учебной работе является организация рабочего места ученика.
Умение организовать рабочее место предполагает обеспечение его необходимыми учебными принадлежностями, поддержание порядка в течение работы и соблюдение санитарно-гигиенических норм. Оно является составной частью самостоятельной учебной деятельности, способствует концентрации внимания, мобилизации на работу.
В условиях одновременных занятий нескольких классов при ежеурочной самостоятельной работе умение ориентироваться во времени приобретает особо важное значение. Формируется оно в основном путем упражнений в выполнении определенных заданий в отведенное время, известное детям. "Вычислите результат действий. Времени 3 минуты";
"Выполняем упражнение на него у нас 4 минуты". Хорошие результаты дают упражнения в заданном темпе. Особенно важны такие упражнения для детей с неуравновешенными нервными процессами. Названные выше приемы осуществляются на уроках.
Структура уроков в начальной малокомплектной школе не отличается разнообразием. Строятся они в основном по схеме комбинированного урока: организация класса, повторение изученного, усвоение новых знаний, закрепление, задание на дом.
Формы организации различные. Ведущих форм усвоения новых знаний, умений в начальной малокомплектной школе две:
- работа под руководством учителя;
- самостоятельная работа учеников.
В сумме они занимают около 80-90% всего времени.
Под руководством учителя и при его непосредственном участии осуществляются:
- некоторые подготовительные упражнения;
- объяснение нового материала на основе предшествующей самостоятельной работы;
- беседы-изложения нового материала;
- объяснения, рассказы, инструктажи;
первичное восприятие, осмысление, закрепление нового материала;
- диагностика уровня обученности;
- контроль и коррекция усвоенных знаний, умений;
- показ рациональных приемов применения знаний;
- тематическое обобщение материала.
В условиях работы с двумя-тремя классами у учителей остро стоит вопрос о правильном распределении и использовании времени. Рациональное использование каждой минуты - одно из условий эффективности урока.
Структура урока в комплекте,
состоящем из двух классов может быть такой
Пере
ходы
| Кол – во
минут
| Класс
| Класс
| 1
| 10
| Самостоятельная работа. Подготовительные упражнения к усвоению материала.
| Работа с учителем.
Объяснение нового материала. Подготовка к самостоятельной работе.
| 2
| 10
| Работа с учителем. Проверка результатов самостоятельной работы; объяснение нового материала; первичное закрепление; подготовка к самостоятельной работе.
| Самостоятельная работа. Раскрывается содержание работы.
Самоконтроль.
| 3
| 10
| Самостоятельная работа. Раскрывается содержание. Самоконтроль.
| Работа с учителем. Проверка результатов самостоятельной работы. Подготовка к выполнению работы творческого характера и др.
| 4
| 8 – 10
| Работа с учителем. Проверка самостоятельной работы. Работа с учебником и др.
| Самостоятельная работа. Раскрывается содержание. Самоконтроль.
| 5
| 5 – 7
| Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся, задание на дом.
| В плане четко формулируется тема урока для каждого класса, определяющая ею содержание, конкретные ТДЦ (триединые дидактические цели), оборудование.
Если классы и уроки сочетаются так, что один класс начинает работу с выполнения самостоятельного задания, а другой - при непосредственном участии педагога, то потерь времени удается избежать. Задания учитель готовит заранее, пишет на отдельных листочках, карточках каждому ученику (отдельно для сильных, средних и слабых детей).
Если самостоятельная работа носит фронтальный характер, то общее задание записывается на доске, тут же записывается инструкция, если в ней есть необходимость.
Важное место в повышении результативности урока занимает организация самостоятельной работы. Число самостоятельных работ на уроке не регламентируется. Учителя учитывают при этом возможности учащихся, их умения самостоятельно работать.
Ориентировочные нормы времени на самостоятельную работу па уроке могут быть такими
Ориентировочные нормы времени самостоятельной работы на уроке.
Класс
| 1- ое полугодие
| 2 – ое полугодие
| 1
2
3
4
| 5 – 10
6 – 12
8 – 15
15 – 20
| 10 – 15
12 – 17
14 – 18
19 – 25
| Эффективность самостоятельной работы влияет на эффективность всего процесса обучения. Посещение уроков в малокомплектной школе показывает, что главный недостаток в уроке - слабое управление самостоятельной работой учащихся со стороны учителя или его полное отсутствие.
Планируя самостоятельную работу в классе-комплекте, учитель должен:
- хорошо понимать се цель;
- отчетливо видеть ее место и роль в обшей структуре учебною процесса и данного урока;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;
- обоснованно выбирать ее объем;
- предлагать детям интересные, нестандартные самостоятельные работы;
- готовить необходимые дидактические материалы, в частности, инструкции, предписания, «опоры» (можно использовать материалы, разработанные C.Н. Лысенковой);
- искать рациональные способы проверки работ;
- подводить итоги выполнения самостоятельной работы;
- проектировать развивающие самостоятельные работы с учетом достигнутого уровня;
- правильно сочетать самостоятельную работу с работой под руководством учителя.
Для правильной организации самостоятельной работы учащихся учителя подробно разрабатывают учебные задания, которые, кроме формулировки самого задания, имеют последовательность умственных и практических действий, выполняемых учеником в ходе самостоятельной работы.
На уроках широко используются магнитные доски, наборное полотно, переносные доски, мультимедийное оборудование и т.д. Все это помогает быстро составлять и сменять задания для самостоятельной работы.
Широкое применение дидактических раздаточных материалов позволяет не только уплотнить по содержанию самостоятельную работу, но и проводить се дифференциацию, согласуя объем и, главное, трудность учебных заданий с возможностями каждого ученика. Для сильных детей учителя подбирают задания продвинутого уровня сложности, требующие творческого подхода к их выполнению, для слабых - карточки-информаторы, тренажеры, карточки с подсказкой, где дети получают развернутое алгоритмическое предписание.
Например, детям может быть предложен следующий алгоритм решения задачи. (2 кл.)
1. Прочитай условие задачи и представь себе то, о чем в ней говорится.
2. Составь схему, рисунок, чертеж задачи.
3. Повтори условия задачи и се вопросы.
4. Что известно из условия, что надо найти?
5. Что можно узнать по числовым данным задачи?
6. Сделай краткую запись условия (если есть необходимость).
7. Составь план решения задачи (что нужно узнать сначала, что нужно узнать потом?)
8. Решай задачу.
9. Получи ответ па вопрос задачи и запиши его.
10. Проверь ход решения, ответ.
По таким алгоритмам (предписаниям, опорным схемам и т.д.) ученик, сверяет правильность своих действии.
К 3-4 классам инструкции становятся все более сжатыми. Та же инструкция по решению задачи в 3-4 классах примет другой вид:
1. Выделяю искомое.
2. Составляю выражение.
3. В задаче сказано, что ...
4. Составляю уравнение.
5. Решаю уравнение.
6. Проверяю ответ по условию задачи.
Чтобы обленить детям работу с учебником, учитель может:
а) в случае необходимости изменять последовательность действий, предложенную в учебнике;
б) вводить краткие дополнительные объяснения в инструкции по выполнению заданий;
в) дополнять инструкции алгоритмическими требованиями, к которым привыкли дети, например, «Делай так», «Выписывай так» и т.д.
Если ученик не знает, как действовать, он останавливается и ожидает, пока учитель обратит внимание. Поэтому инструкции необходимы. [22 c/11-13].
Использование ТСО (технических средств обучения)
В условиях работы с двумя-тремя классами для организации самостоятельной работы учителя используют ТСО. Особенно эффективно применение ими простейшего лингафонного комплекса. Наушники позволяют ученикам работать вполне самостоятельно и не реагировать на все то, что в это время происходит в другом классе.
По указаниям учителя, записанным на магнитную ленту, ученики пишут математические диктанты, работают над текстами задач, пишут творческие работы, решают задачи и т.д. [22с.14-15].
Организация класса-кабинета в малокомплектной школе
Специального рассмотрения заслуживает вопрос расположения учителя и учащихся в классе с малой наполняемостью, так как между пространственным взаиморасположением детей и учителя и стилем педагогического общения наблюдается некоторая зависимость: наличие или отсутствие пространственной дистанции определяет в какой-то степени психологическую дистанцию, характер взаимоотношений, личностных и эмоциональных контактов.
Одним из условий успешной работы учителя с учащимися является варьирование стиля общения от официального до доверительного в течение одного урока или серии уроков. В работе с малым коллективом не должно быть однообразия. А вместе с тем каждому учителю присущ свой определенный стиль общения, который он, естественно, использует независимо от характера и особенностей преподаваемых предметов. Преодолеть это противоречие помогают всевозможные изменения пространственного расположения «учитель — ученик» в зависимости от решения разных педагогических задач.
Например, сообщение или объяснение нового материала, контроль за пониманием и усвоением знаний требуют визуального контакта обучаемых и обучающего: учитель видит лица учеников и все ученики видят учителя. Это требование обеспечивается таким расположением учеников в классе, при котором они сидят за партами по одному или по двое, лицом к столу учителя и к классной доске. Такое расположение участников процесса обучения в наибольшей степени соответствует фронтальным формам обучения, когда учитель работает со всем классом и все ученики заняты одним и тем же делом. Как правило, при этой форме организации учебных занятий к минимуму сводится возможность контактов между учащимися.
В то же время можно на внеклассном занятии по математике при чтении вслух текста или сообщения учеников лучше расположить вокруг чтеца. На уроках обобщения или закрепления материала «вслед за текстом» учеников рассаживают за «круглым столом».
Зачем нужны такие перемещения? Психологи установили, что сила процессов группового взаимодействия прямо пропорциональна числу членов группы. Отсюда следует, что описанные выше размещения учащихся усиливают сопереживание и другие эмоциональные состояния учащихся, что очень важно при малом количестве детей в классе, так как пространственная сгруппированность в какой-то степени компенсирует действие этого закона.
На уроках при фронтальной работе учащиеся сидят за партами по двое. Для подготовки диалогов(если в этом есть необходимость), а также для организации общения учитель рассаживает ребят группами по 2— 4 человека.
На уроках математики при решении сложных задач и примеров на вычисление используются либо парные, либо групповые формы взаимоконтроля и взаимопомощи учащихся, что также требует их объединения в различные группы, однородные и неоднородные по составу. Поскольку учитель вступает в контакт последовательно с каждой группой и нет необходимости общения «лицом к лицу», для усиления межученического общения столы сдвигаются так, чтобы члены сформированных групп (3—4 человека) могли работать совместно (требования к гигиеническим нормам по освещению рабочего места ученика при этом должны соблюдаться).
Малая наполняемость классов, как правило, дает возможность использовать так называемые резервные столы и парты. Это очень удобно, так как позволяет создавать своеобразные уголки — «классы в классе»: несколько стульев, сдвинутые столы, демонстрационный стол с образцами работ, дидактическими материалами, справочниками.
Поскольку учащиеся, как правило, работают в разном темпе, тот, кто справился с заданием раньше других, может подойти к резервному столу, чтобы прочитать статью (указанные страницы книги), связанную с содержанием урока, решить занимательную задачу, отгадать или составить кроссворд (чайнворд) по предмету, выполнить опыт и т. д.
Фронтальная групповая работа учащихся на уроке обычно сочетается с индивидуальной. В то время как основная масса учеников выполняет предложенные задания, учитель занимается с одним из учеников либо у доски, либо у резервного стола; в этом случае учащихся разумнее посадить так, чтобы работа не мешала беседе учителя с одним из них.
Важную роль в обучении математике играют вопросы организации урока. В методических рекомендациях многие из этих вопросов подробно рассмотрены. Планирование изучения материала рассчитано на усредненный класс. В более сильном классе есть возможность больше внимания уделить задачам на смекалку. В менее сильном классе Вы можете воспользоваться учебными часами из резерва, который специально оставлен в поурочном планировании. Перед началом учебного года внимательно прочитать методические рекомендации, соотнести их с материалом учебника и рабочей тетради.
Таким образом, эффективность самостоятельной работы в малокомплектной школе определяется многими факторами, ведущее место среди которых принадлежит ее организации.
Результативность урока в малокомплектной школе зависит от его подготовки. Готовясь к уроку, учитель должен настолько хорошо продумать логику учебного процесса, чтобы предвидеть, где возникнут затруднения и ему необходимо подключиться к работе, т.е. заранее выделить так называемые «зоны особого педагогического внимания».
|
|
|