|
Сравнительный анализ результатов самостоятельной деятельности
в 4 классе
В – высокий -12,5% С – средний -46,4% Н – низкий -41,1% В – высокий -32,1% С – средний -55,4% Н – низкий -12,5%
Сравнительный анализ результатов самостоятельной деятельности
во 2 классе
В – высокий -12,5% С – средний -40% Н – низкий -47,5%
В – высокий -37,5% С – средний -45% Н – низкий -17,5%
Вывод: Возрос уровень сформированности самостоятельной деятельности во 2, 4 классах.
Заключение
Без систематической организации самостоятельной деятельности школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познать новое, обязательные для самообразования, самосовершенствования, тем более в условиях работы с двумя, тремя классами.
Самостоятельное познание возможно лишь в том случае, если человек знает, как познавать и владеет способами познания. Овладеть же ими без самостоятельной работы нельзя. Большое значение самостоятельные работы имеют и при повторении, закреплении и проверке знаний и умений.
Все авторы указывают на важную роль самостоятельных работ и самостоятельной деятельности учащихся в познавании эффективности урока, а также качества знаний, умений и навыков школьников.
Развитие самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу ─ это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс
Поиски путей самостоятельной деятельности учащихся ─ задача, которую признаны решить педагоги, психологи, методисты и учителя.
Большое значение организации самостоятельной деятельности отмечают все учёные, педагоги, психологи и практики в развитии самостоятельности мышления школьников.
Самостоятельность мышления учёные рассматривают как важнейшую составляющую в характеристике особенностей личности. Чем самостоятельнее в своих поступках и деятельности человек, тем в большей степени он зрелая личность.
Самостоятельность мышления характеризуется следующими умениями:
─ выделять главное, видеть общую закономерность и делать обобщённые выводы;
─ последовательно, логично обосновывать свои действия и контролировать их;
─ применять знания в новых условиях, часто усложнённых, с элементами творческого нестандартного подхода к достижению цели;
─ доходить до истины, не обращаясь за помощью.
Актуальность этой проблемы видят и учителя и учащиеся.
Развивать и формировать самостоятельную деятельность следует с первых дней жизни ребёнка, т.к. по данным психологов формирование происходит интенсивно именно в младшем возрасте: к четырём годам интеллект формируется на 50%, в начальных классах ─ на 80-90%.
Следовательно, система образования в начальных классах должна стать тем звеном, где должен быть создан культ самостоятельной познавательной деятельности, культ формирования умений самостоятельно учиться.
Для решения поставленной проблемы мной были поставлены следующие задачи:
Проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме «Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики в работе с двумя, тремя классами».
Проанализировать успеваемость учащихся.
Определить возможности организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики в работе с двумя, тремя классами.
Теоретически выявить и обосновать эффективность психолого-педагогических условий в организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики в работе с двумя, тремя классами.
Составить задания для самостоятельных работ учащихся на уроках математики.
Экспериментальным путём доказать эффективность разнообразных форм и методов организации самостоятельной деятельности в работе с двумя, тремя классами.
Выработать рекомендации.
В теоретической главе на основе анализа психолого – педагогической и методической литературы по проблеме «Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики в работе с двумя, тремя классами» были даны определения и понятия «самостоятельная работа», «самостоятельная деятельность», самостоятельность, самодеятельность, самоактивация, самоорганизация, саморегуляция, самоконтроль, учебная форма сотрудничества.
Описаны: уровни самостоятельной деятельности школьников, типы и виды самостоятельных работ в обучении, учебная самостоятельность школьника .
Раскрыта роль учебников математики на самостоятельную деятельность школьников.
Сформулированы условия организации самостоятельной работы на уроках математики в комплекте, состоящем из двух классов, особенности малокомплектной школы, организации учебного процесса и урока в начальной малокомплектной школе, организации класса-кабинета в малокомплектной школе, при которых будет успешно проходить работа по организации самостоятельной деятельности на уроках математики в работе с двумя.ю тремя классами.
Сформулированная на подготовительном этапе гипотеза о том, если самостоятельная деятельность учащихся в учебно-воспитательном процессе будет грамотно организована: с применением разнообразных форм и методов организации самостоятельной деятельности, чёткой дозировкой, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, то уровень и качество знаний, мотивация учащихся повысится в ходе эксперимента получила своё подтверждение.
Считаю, цель исследовательской работы достигнутой, хотя тема очень объёмная, серьёзная и требует дальнейшего изучения и применения.
Считаю, что собранный мной материал, проведённая опытно-экспериментальная работа окажут большую помощь учителям начальных классов на всех этапах работы.
В своём исследовании я не решила всех вопросов, следует продолжать начатую работу с тем, чтобы было эффективней и легче работать учителям в малокомплектных школах, ученикам иметь прочные знания и научившись самостоятельно работать могли в современных жизненных условиях легко усваивать и добывать знания. Я и в дальнейшем буду уделять огромное внимание вопросу организации самостоятельной деятельности на всех уроках, добиваться повышения качества и уровня самостоятельной деятельности учащихся.
Литература.
Книги.
Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников. - М.: Просвещение, 1978.
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.: Просвещение, 1972.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1986.
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Ирошников Н.П. Обучение математике в малокомплектной школе .- М.: Просвещение, 1988,-191с.
Крупская Н.К. Пед. соч. В 11-ти т. – М., 1959, т. 3
Купалова А.Ю. Урок в малокомплектной школе. - М.,1986.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза в общении. - М.: Просвещение, 1986
Особенности педагогического процесса в малокомплектной школе / Под ред. Фродова.П.Т.-М.,1991.
Педагогика/Под ред. Пидкасистого П.И.- М..2004.
Суворова Г.Ф. Обучение в малокомплектной сельской школе: 5-9 классы. – М.: Просвещение, 1990.-159с.
Фролов П.Т. Особенности педагогического процесса в малокомплектной школе.- М.: Просвещение, 1991.-160с.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Просвещение, 1974.
Статьи
Глазкова Т. А. Организация индивидуальной, подгрупповой, коллективной деятельности, - Начальная школа , 1999, № 10.
Евстифеева О.В, Программа эксперимента по созданию модели индивидуализированного образовательного процесса, основанного на преимуществах малокомплектной школы. - Завуч , 2002 , № 8
Лекаркина Ю. А. О возможности использования самостоятельной работы учащихся по математике .- Начальная школа Д999, № 3.
Логачевская С.А. Элементы НОТ в работе младших школьников. - Начальная школа Л 988 ,№12.
Пыжова Т.Н. Использование памяток при работе над ошибками. - Начальная школа. 1986, № 4.
Учебники и учебные пособия
Математика 2 класс: Учебник /Под. ред. М.И. Моро, М.А. Бантова,
Г.В. Бельтюкова. 5-е изд. Перераб. И доп.-М.: Просвещение,2007.
Математика 4 класс: Учебник /Под.ред. М.И. Моро, М.А. Бантова,
Г.В. Бельтюкова. 5-е изд. Перераб. И доп.-М.: Просвещение,2007
Методика диагностики учебной самостоятельности младших школьников/
С.Ю. Прохорова (и др.).-Ульяновск: УИПК ПРО , 2005.
Повышение результативности образовательного процесса в
сельской малокомплектной начальной школе /Авт. - сост. А.Я.
Горбылёва, - Ульяновск: УИПК ПРО , 2006.
Урок в малокомплектной школе : условия результативности /Авт. –
сост. А.Я. Горбылёва, - Ульяновск: УИПК ПРО , 2002.
Электронные ресурсы
https://dissercat.com/content/metodika-obucheniya-mladshikh-shkolnikov-samostoyatelnomu-resheniyu-tekstovykh-zadach-po-mat
https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00003527_0.html
https://festival.1september.ru/articles/312759/
https://old.zavuch.info/metodichka/samoobrazovanie/statiinauchtrud/dom-rab-forma-organiz-mldsh
https://detskiysad.ru/ped/shkolnik19.html |
|
|