Главная страница

Ульяновский государственный педагогический



НазваниеУльяновский государственный педагогический
страница7/8
Дата29.02.2016
Размер1.43 Mb.
ТипСамостоятельная работа
1   2   3   4   5   6   7   8

Уровень самостоятельной деятельности учащихся по математике

во 2 классе МОУ Юрловской ООШ

Таблица №2

№ п/п

Ф.И. ученика

Решение задач

Домашнее задание

Уровни самостоятельной деятельности школьников

Уровни самостоятельной деятельности школьников




Простая воспроизводящая

Вариативная

Частично-поисковая

Творческая

Простая воспроизводящая

Вариативная

Частично-поисковая

Творческая


1

Ильин В.

с

с

н

н

с

с

с

н

2

Ипатов В.

с

н

н

н

с

с

н

н

3

Пигалов И.

с

н

н

н

с

н

н

н

4

Селивёрстова О.

с

с

н

н

с

н

н

н

5

Туваёв М..

в

в

с

с

в

в

в

с

Уровни: Н – низкий С – средний В – высокий

Н – низкий -47,5% С – средний -40% В – высокий -12,5%

Формирующий этап эксперимента в котором велась работа по обучению составления задач, здесь уже выделялись различные направления работы, на отработку того или иного умения

1) умение ставить вопросы к задаче;

2) умение правильно подбирать данные в условии задачи. (Надо отметить, что умение оказалось одним из самых трудоемких. Обращая все больше внимание на содержание и сложность задачи, нередко забывали о необходимости правильно подбирать числа);

3) выбор интересного содержания;

4) обработка уже известного материала, то есть составление задачи по статье или заметке. Сюда же можно отнести и самостоятельный подбор такого материала;

5) составление задачи по рисунку или краткому условию (краткой записи, также по ее решению, по уравнению и т.д.);

6) составление задачи обратной данной;

7) составление своих задач

Также очень важным является регулярное применение этих задач

на уроках, иначе интерес к такого рода деятельности может пропасть.

Учащимся предложены критерии, по которым в дальнейшем будут оцениваться их задачи:

1) содержание (интересная задача или ее содержание скучно);

2) соответствуют ли данные задачи реальной действительности, так же как и ее ответ;

3) постановка задачи (правильно ли поставлен вопрос к задаче);

4) сложность задачи;

5) оформление (этот критерий применим когда дети уже неплохо справляются с заданиями такого рода, то есть появляются интересные задачи) можно создать альбом составленных ими задач.

Работа по составлению своих задач представляет большие возможности в плане проявления опыта.

Организуя самостоятельную работу над задачей, использовала дифференцированные задания. На уроке предлагала классу для самостоятельного решения две задачи, записанные на листах (на листах предлагались три столбика, в которых напечатаны задачи) (Приложение 1). Тем, кто справился с решением задач 1-ой, давали дополнительные задания, записанные во второй колонке. Для учащихся, которые встретились с затруднениями при решении задач, в третьей колонке предлагали дифференцированную помощь: к каждой задаче в виде краткой записи условия, чертежа, рисунка, таблицы.

Безразличных и отдыхающих в этом случае на уроке не было: у сильных учеников, справившихся с основным заданием, была интересная творческая работа, предложенная в дополнительных заданиях. Слабый ученик, используя оказанную ему помощь, проявлял максимум самостоятельности, чтобы решить основные задачи.

В конце урока я собирала и проверяли работы. При проверке внимание обращала на объём дополнительной работы, выполненной сильным учеником. Смотрела также, с каким основным заданием не справился слабый ученик и почему. Подбирали ему аналогичные задания для решения в классе и дома.

Такая организация самостоятельной работы над несколькими задачами помогает сильному ученику проявить свои творческие способности, а слабому даёт возможность познать радость труда ─ найти правильный путь решения задачи, используя дифференцированную помощь.

Таким образом, я стремились подготовить каждого ученика к самостоятельному выполнению предложенного задания. И наблюдали, как в случае успеха у ученика проявляется желание хорошо учиться, самостоятельно, без подсказки выполнять задание.

Общеизвестно, что если у ученика нет своего взгляда на вещи, не развита самостоятельность суждений, отсутствует творческий подход к изучаемым фактам, у него вряд ли разовьётся глубокий интерес к какой-либо области знаний.

На уроках при экспериментальном обучении ученики значительную часть урока выполняли разнообразную самостоятельную работу. Ярко выражен индивидуальный подход в подборе заданий, а уровень предлагаемой самостоятельности соответствует учебным возможностям ученика.

При индивидуальной форме организации обучения каждый школьник получал своё задание, которое он должен был выполнить независимо от других (чаще всего такие задания я давала на дом).

Перфокарта (Приложение1)

Для индивидуальной работы из плотной бумаги изготовляется перфокарта, в которую вставляется вкладыш — листок бумаги, подписанный учащимся. Результаты вычислений и проверочное слово ученик записывает в прорези перфокарты. В этом случае работа ученика максимально индивидуальна, что чрезвычайно важно при выработке вычислительных навыков. По аналогии с данными упражнениями можно без труда составит новые; целесообразно привлекать учащихся к самостоятельному составлению подобных упражнений, оформлению их в виде перфопапок. Очень удобно мне в последующей работе использовать перфокарты по разному уровню сложности, порой используя перфокарту с одним заданием на последующих уроках для других учеников.

Педагогическая ценность этой формы заключается в том, что она обеспечивает активную деятельность каждого ученика и позволяет каждому работать в посильном темпе. Учитель получает возможность дифференцировать задания, учитывая индивидуальные особенности школьников, помогая отстающим подтянуться, а сильным учащимся ─ расширять и углублять свои познания и умения.

В экспериментальном обучении учащиеся получали индивидуальные задания по математике при прохождении темы «Сложение и вычитание в пределах 100» 2 класс, «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» 4 класс и только лишь на итоговой контрольной работе выполняли задания по вариантам. В работе с двумя классами работа строится таким образом, что когда учащиеся 2 класса работают с учителем, то учащиеся 4 класса в это время работают самостоятельно. Активно использовала в своей работе «общие» этапы урока: устный счёт, работа с геометрическим материалом, работа над задачей и др.Иногда проводятся уроки на одну тему, т.е. однотемные уроки. На 1-м этапе урока работа велась со всеми учащимися коллективно. На 2-м этапе один работал самостоятельно, а второй ─ с учителем. На 3-м этапе урока почти все дети работали самостоятельно, и лишь самые слабые ученики выполняли задания под руководством учителя. На последнем этапе, на уроках повторения, все учащиеся работали самостоятельно. По результатам проверки самостоятельные задания были выполнены правильно, так как этому предшествовала большая самостоятельная работа учащихся.

Задания для самостоятельной работы предлагались учащимися и на этапе закрепления.

Приведём примеры таких заданий на карточках по математике, которые применялись для закрепления знаний о правилах порядка действий и умений применять их учениками.

Вариант 1. (для 4 класса)

Как называются компоненты при делении?

Прочитайте выражения, укажите порядок действий, вычислите значение выражений:

470 + 30 х 4 700 – 20 х 7

(90 – 50) х 6 (830 – 750) : 10

Вариант 2.

Как найти неизвестный множитель?

Запишите выражения и вычислите их значения:

─ К числу 390 прибавить произведение чисел 30 и 4.

─ Из произведения чисел 6 и 40 вычесть число 12.

─ Число 100 умножить на разность чисел 41 и 39.

Вариант 3.

Как изменится произведение, если один из множителей увеличить в 5 раз?

Вставьте пропущенные знаки арифметических действий:

48..3..5 = 33 52..20..2 =12

36..12..4 = 33 52..(20..2) = 70

Такие задания для удобства пользования писали на карточках разного цвета (например: самые лёгкие карточки зелёного цвета, труднее ─ жёлтого, самые трудные ─ красного цвета).

На дом учащимся для самостоятельной работы давались примерно такие задания.

Задание №1(2 класс)

Сделай вычисления:

50 + 4 = 10 + 90 = 45 + 3 =

20 + 21 = 59 – 7 = 60 – 5 =

100 – 3 = 81 + 1 = 25+ 6 =

Задание №2

Вставьте вместо «звёздочек» нужный знак, чтобы получилось верное равенство:

18 *** 2 = 20 0 *** 30 = 30

72 *** 3 = 69 20 *** 20 = 40

100 *** 1 = 99 40*** 6 = 46

Задание №3

Составьте задачу по выражению, подобрав свои данные:

На уроке по теме «Вычитание вида 40 – 8 и 50 – 24» дети познакомились с новым приёмом вычитания. Для закрепления изученного материала они выполняют дома №6,5 (первый столбик), с.128 ─ примеры, аналогичные тем, что решались в классе:

60 – 5 = 20 – 6 =

80 – 62 = 50 – 23 =

Примеры этапности организации самостоятельных работ на уроках математики

Тема: «Вычитание с переходом через десяток (типа 12 - …)»

I этап. Решение примеров:

11 – 4 = 11 –1 – 3 = 10 – 3 = 7

14 – 5 =

13 – 8 =

II этап. Задача: на детской площадке играли 12 детей, пятерых позвали домой. Сколько детей осталось на детской площадке?

III этап. Задание: Придумать задачу, которая решалась бы вычитанием с переходом через десяток.

Развивая у учащихся умения самостоятельной работы, я использовали различные методы обучения.

Наиболее часто мы использовали беседу, особенно в материале средней трудности. При изучении простого материала, вопросы, направляющие учащихся на его познание, не вызовут у них интеллектуального затруднения, а стало быть, и интереса, что явится причиной их безразличия к обсуждаемым вопросам. Слишком сложный же материал может вызвать небольшую активность среди учащихся в силу его непонимания.

При использовании беседы предусматривались следующие условия:

целенаправленность проводимой беседы;

наличие эмоциональных (образных, ярких и убедительных) вопросов и фактов;

усложнение вопросов беседы, направляющих учащихся на более самостоятельное и сложное оперирование знаниями

Из урока в урок увеличивалось число вопросов, требующих для ответа не репродукции знаний, а продуктивного мышления. Усложнялась необходимая для ответа умственная работа, и уменьшалась помощь учителя.

Например, в ходе урока математики учащимся предлагались вопросы, стимулирующие определённые мыслительные операции:

─ Как называются компоненты при вычитании?

─ Как найти неизвестное уменьшаемое?

─ Как найти неизвестное вычитаемое?

─ Что произойдёт с разностью, если вычитаемое будет увеличиваться, а уменьшаемое не изменяется?

─ Что произойдёт с разностью, если вычитаемое не изменяется, а уменьшаемое будет увеличиваться?

─ Чему будет равна разность, если уменьшаемое и вычитаемое будут равными?

Очень часто все эти вопросы были написаны на доске (или на листочках) заранее.

В ходе любой поисковой беседы важно, чтобы она сопровождалась приёмами фиксации изучения материала: составление и запись выражений, таблиц, надписей, схем. Это необходимо для того, чтобы действия каждого ученика были подконтрольны, чтобы учитель видел, кто и как усваивает материал.

Учитывая, что игры дают возможность не только развивать логическое мышление, пространственное представление, фантазию, находчивость, но и умения самостоятельно работать, мы в экспериментальном обучении не применяли на уроке различные игры и игровые моменты.

Детей привлекали к игре красочное оформление, элементы соревнования, возможность выразить свои эмоции и творчески проявить самостоятельную деятельность. Особенно привлекали детей игры, где они выступали, например, в роли космонавта, лётчика, машиниста, капитана, и они с удовольствием брали на себя эти обязанности, проявляя в игровой ситуации высокую активность и самостоятельность.

Каждая игра помогала решить какие-то определённые дидактические задачи: дать какое-то знание, сформировать такое-то умение, развивать внимание, память, мышление, речь, воспитывать такие черты личности, как сообразительность, находчивость и развивать умения самостоятельной работы.

Работа эта трудоёмкая, приходится ежедневно много работать: делать карточки, перфокарты, оценивать сразу за урок и главное быстро учителю переключаться от работы с одним классом на другой, при этом сохраняя последовательность, этапность, ритм урока. Но отрадно видеть результаты.

Использовала в своей работе момент, когда учащиеся, которые быстрее выполняли работы подходили к столу и брали карточки-задания для самостоятельной работы, по цвету карточки распределялись следующим образом: красный цвет означает трудное задание, жёлтый ─ задание средней сложности, зелёный цвет означал простоту решения данной задачи. Причём, оценка за решение любой из трёх задач будет одинаковой.

Контрольный этап эксперимента

Уровень самостоятельной деятельности учащихся по математике

в 4 классе МОУ Юрловской ООШ

Таблица №3

№ п/п

Ф.И. ученика

Решение задач

Домашнее задание

Уровни самостоятельной деятельности школьников

Уровни самостоятельной деятельности школьников




Простая воспроизводящая

Вариативная

Частично-поисковая

Творческая

Простая воспроизводящая

Вариативная

Частично-поисковая

Творческая


1

Вдовина В.

в

в

в

с

в

в

с

с

2

Жирнов П.

с

с

с

н

с

с

с

н

3

Заикин С.

в

в

с

н

в

с

с

с

4

Казаков М.

в

с

с

с

в

с

с

н

5

Ломакина Ю.

в

в

с

с

в

с

с

с

6

Ломакин С.

с

с

с

н

с

с

н

н

7

Ховрин А.

в

в

в

с

в

в

с

с


Уровни: Н – низкий С – средний В – высокий

В -высокий- учащийся выполнил всё задание верно, не допустил ошибок.

С - средний- учащийся выполнил задание, но допустил 1-3 ошибки, 1 исправление.

Н - низкий - учащийся выполнил задание с 4 ошибками и более, имеется много исправлений, либо совсем не приступил к выполнению задания.

Н – низкий -12,5% С – средний -55,4% В – высокий -32,1%

Уровень самостоятельной деятельности учащихся по математике

во 2 классе МОУ Юрловской ООШ

Таблица №4.

№ п/п

Ф.И. ученика

Решение задач

Домашнее задание

Уровни самостоятельной деятельности школьников

Уровни самостоятельной деятельности школьников




Простая воспроизводящая

Вариативная

Частично-поисковая

Творческая

Простая воспроизводящая

Вариативная

Частично-поисковая

Творческая


1

Ильин В.

в

в

с

с

в

с

с

с

2

Ипатов В.

в

с

с

н

в

с

с

н

3

Пигалов И.

в

с

н

н

в

с

с

н

4

Селивёрстова О.

в

с

с

н

в

с

с

н

5

Туваёв М..

в

в

в

с

в

в

в

с


Уровни: Н – низкий С – средний В – высокий

Н – низкий -17,5% С – средний -45% В – высокий -37,5%
1   2   3   4   5   6   7   8