Главная страница


Ульяновский государственный педагогический



НазваниеУльяновский государственный педагогический
страница1/8
Дата29.02.2016
Размер1.43 Mb.
ТипСамостоятельная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8


Министерство Образования и науки Российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им.И. Н. Ульянова

Кафедра методики преподавания математики и информатики

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАБОТЕ С ДВУМЯ, ТРЕМЯ КЛАССАМИ»

Студентки 4 курса заочного отделения

педагогического факультета группы НО-2007-2

Лещиной Марины Владимировны

Научный руководитель:

доцент, кандидат педагогических наук кафедры МПМиИ

Фёдорова Людмила Ивановна

Ульяновск – 2011г

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………......4

  1. Глава Теоретические основы организации самостоятельной деятельности учащихся в работе с двумя, тремя классами в начальной школе ………………………………………………………………………..10

    1. Самостоятельная работа учащихся на уроке……………...........10

    2. Понятия о самостоятельной работе ученика...............................12

    3. Уровни самостоятельной деятельности школьников………….14

    4. Типы самостоятельных работ………………............................... 16

    5. Виды самостоятельных работ…………………………………... 17

    6. Учебная самостоятельность школьника………………….…… .19

    7. Роль учебного сотрудничества со сверстниками в развитии самостоятельности школьников………………………………... 27

    8. Роль учебников математики на самостоятельную деятельность школьников………………………………………………………32

  1. Глава Методика организация самостоятельной деятельности в работе с двумя, тремя классами в начальной школе…………………….36

    1. Особенности малокомплектной школы………………………..36

    2. Система учебной работы по развитию самостоятельной деятельности младших школьников…………………………....67

  2. Глава Экспериментальное изучение проблемы по организации самостоятельной деятельности учащихся в работе с двумя, тремя классами……………………………………………………………………...94

    1. Анализ состояния практики и диагностика самостоятельной деятельности школьников……………...97

    2. Анализ и оценка результативности опытной работы…...109

Заключение…………………………………………………………………114

Список использованной литературы………………………………...........118

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Введение

Актуальность выпускной квалификационной работы

Стратегическая задача модернизации всей российской школы - воспитание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.

Обострение социально – экономических проблем в России и, как следствие, ухудшение демографической ситуации приводят к увеличению числа малокомплектных школ и классов с низкой накопляемостью учащихся. В глубокой, удалённой от крупных промышленных и административных центров провинции, таких школ становится всё больше и больше. Качество образования в них в большинстве своём ниже требуемого, и их ученики выпускники гораздо менее конкурентоспособны с точки зрения социализации в обществе. Ситуация усугубляется ещё и тем, что в школу приходят значительное число детей с низким уровнем развития, обусловленным ухудшением социально – экономического положения семьи из–за массовой безработицы, особенно характерной для провинции.

Вместе с тем малокомплектная школа более гибкая и мобильная, имеет большие возможности в поиске альтернативных форм организации образовательного процесса, осуществление индивидуализации образования и его направленности на личность. Главным преимуществом такой школы является:

  • Небольшая накопляемость классов;

  • Возможность более тесного общения детей и педагогов;

  • Осуществление непосредственной частотой связи с родителями.


Именно в малокомплектной школе есть возможности для наблюдения за ребёнком, изучение склонностей и индивидуальных особенностей каждого и организации образовательного процесса, основанного на принципе индивидуализации. Малокомплектность и небольшая накопляемость классов облегчает регулирование расписания занятий, делая его более гибким, адаптируя к образовательным потребностям учащихся. В малых группах появляется возможность организовать активную познавательную деятельность учащихся.

В целом выбор принципа объединения классов в комплект зависит от

объективного фактора (число учащихся каждого класса и число первоклассников) и от субъективного (отношения между учителями, стабильность школы и пр.). В массе учителя отдают предпочтение разновозрастному объединению.

Начальная школа работает по программе I-IV, в комплект объединяются три класса, а один выводится из комплекта, либо два класса составляют комплект и ещё два. Возможен такой вариант: на первое полугодие из комплекта выводится первый класс, на второе - третий, выпускной, фактически же комплектование зависит от загруженности учителя и оплаты его труда. Всё это создаёт предпосылки для того, чтобы создать в школе атмосферу психологического комфорта, сделать образовательный процесс максимально индивидуализированным.
В практике работы школы накоплен уже немалый опыт по организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей. Поэтому проблема организации самостоятельной деятельности учащихся будет существовать во все времена.
Организация самостоятельной деятельности на уроках математики, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение организации самостоятельной деятельности школьников на уроках математики в работе с двумя, тремя классами и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, особенностях малокомплектных школ, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности.
Говоря о формировании у школьников самостоятельности на уроках математики, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Объектом изучения является самостоятельная деятельность школьника, а предметом – условия ее реализации.
В настоящее время отечественная методическая литература предлагает инновационные разработки уроков, мультимедийные презентации, тренировочные пособия по математике, предназначенные для обучения младших школьников, для формирования самостоятельной деятельности. Однако, на наш взгляд, эти источники носят несистемный характер, как правило, сфера их применения неширока. В связи с эти необходимость обобщения передового педагогического опыта в организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики в работе с двумя, тремя классами становится бесспорной.

Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.

И, пожалуй, главной функцией самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
В Законе «Об образовании РФ» особое место занимает организация самостоятельной работы в ст. 51 «Охрана здоровья» оговорена организация этапов урока с учётом дозировки на проведение физкультминуток по классам, нормам выполнения всех видов работ (самостоятельных, домашних, классных)

Проблема выпускной квалификационной работы

Каковы наиболее эффективные формы и методы организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики в работе с двумя, тремя классами ?

Цель выпускной квалификационной работы

Раскрыть наиболее эффективные формы и методы организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики в работе с двумя, тремя классами.

Объект исследования

Учебно-воспитательный процесс в начальной школе

Предмет исследования

Эффективные формы и методы организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики в работе с двумя, тремя классами.

Гипотеза

Если самостоятельная деятельность учащихся на уроках математики в работе с двумя, тремя классами в учебно-воспитательном процессе будет грамотно организована: с применением разнообразных форм и методов организации самостоятельной деятельности, чёткой дозировкой заданий и времени, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, создание атмосферы сотрудничества, то уровень и качество знаний, мотивация учащихся повысится.

Задачи выпускной квалификационной работы

  1. Проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме «Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики в работе с двумя, тремя классами».

  2. Проанализировать успеваемость учащихся.

  3. Определить возможности организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики в работе с двумя, тремя классами.

  4. Теоретически выявить и обосновать эффективность психолого-педагогических условий в организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики в работе с двумя, тремя классами.

  5. Составить задания для самостоятельных работ учащихся на уроках математики в работе с двумя, тремя классами.

  6. Экспериментальным путём доказать эффективность разнообразных форм и методов организации самостоятельной деятельности в работе с двумя, тремя классами.

  7. Выработать рекомендации для успешной организации самостоятельной деятельности

Методы исследования

  • Изучение передового педагогического опыта

  • Беседа;

  • Наблюдение;

  • Изучение школьной документации;

  • Тестирование

  • Сравнение результатов деятельности;

  • Педагогический эксперимент;

  • Диагностики;

  • Классификации;

  • Статистической обработки материала.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы

Материалы данной научно – исследовательской работы окажут большую практическую значимость учителям начальных классов, работающим как с двумя, тремя классами, так и с одним классом, а также воспитателям, студентам педагогического факультета и родителям в процессе организации самостоятельной деятельности детей младшего школьного возраста.

Этапы выпускной квалификационной работы

  1. Этап. (апрель-октябрь 2010г)

  • Подбор психолого-педагогической литературы по теме «Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики»;

  • Постановка проблемы и разработка гипотезы;

  • Написание введения

2)Этап. (ноябрь2010г – январь 2011г)

  • Организация и проведение констатирующего этапа эксперимента,

  • Формирование этапа эксперимента;

3) Этап. (февраль-апрель 2011г)

  • Анализ экспериментальных данных;

  • Литературное оформление работы.

База исследования

Ульяновская область, Базарносызганский район, село Юрловка, МОУ Юрловская основная общеобразовательная школа. 2 класс и 4 класс 12 учеников.

Структура выполнения работы

    1. Глава Теоретические основы организации самостоятельной деятельности учащихся в работе с двумя, тремя классами

    1. Самостоятельная работа учащихся на уроке

    2. Понятия о самостоятельной работе ученика

    3. Уровни самостоятельной деятельности школьников

    4. Типы самостоятельных работ

    5. Виды самостоятельных работ

    6. Учебная самостоятельность школьника

    7. Роль учебного сотрудничества со сверстниками в развитии самостоятельности школьников

    8. Роль учебников математики на самостоятельную деятельность школьников

  1. Глава Методика организация самостоятельной деятельности в работе с двумя, тремя классами.

    1. Особенности малокомплектной школы

      1. Организация учебного процесса в начальной малокомплектной школе

      2. Особенности урока в малокомплектной школе

      3. Организация класса-кабинета в малокомплектной школе

      4. Обучение детей приемам учебной работы

    2. Система учебной работы по развитию самостоятельности и творческой активности школьников

      1. Обучение через задачи

      2. Активизация внеклассной работы

      3. Организация самообучения школьников с учётом индивидуальных интересов и потребностей

  2. Глава Экспериментальное изучение проблемы по организации самостоятельной деятельности учащихся в работе с двумя, тремя классами

    1. Анализ состояния практики и диагностика самостоятельной деятельности школьников

    2. Анализ и оценка результативности опытной работы


Глава 1.

Теоретическое обоснование

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизация учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной деятельности (учебной работы). Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель – руководитель этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Между тем в школе ещё редко можно увидеть самостоятельные работы, которые были бы направлены на формирование приёмов познавательной деятельности, школьников мало обучают способам и приёмам развёрнутого и свёрнутого описания, объяснения, выведения правил и предписаний, вывода на формирование идей и их предварительного развёртывания по смыслу и по содержанию, т.е. тем приёмам, которые составляют основу учебно – познавательной деятельности школьников.

Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении.

Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. Свое дальнейшее развитие они получают в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания в практике работы школы схоластики, догматизма и зубрёжки требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинского и др.

В педагогической работе ученые теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи – инициативности, самостоятельности, творческой активности – как главных показателей всестороннего развития человека наших дней.

Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется 3 направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения – познавательная, практическая и организационно- техническая. Б.П. Есипов (60-е г.г.) обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения.

Второе направление берет свое начало в трудах Я.А. Коменского.
Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика. В рамках дидактического направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различных звеньях учебного процесса. Становится и в значительной степени решается в методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства и самостоятельности школьника в учебном познании. Практика обучения во многом обогатилась так же содержательными материалами для организации самостоятельной работы школьников на уроке и дома.

Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского. Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности.
Однако при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной деятельности школьника ее процесс и структура еще не достаточно полно раскрыта.

Понятия о самостоятельной работе ученика.

Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно:

Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. 10,стр. 152].

Самостоятельная работа, на наш взгляд, наиболее полно определяется
А.И. Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. [10, стр. 335].

Во-первых, в данном определении принимаются во внимание психологические детерминанты самостоятельной работы: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д.

Попробуем более точно определить, что же по-существу входит в понятие “самостоятельная деятельность”.

Самостоятельность” – очень много аспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой- либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность – как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи.

Самодеятельность” – субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.

Самоактивация” – это субъективно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.

Самоорганизация” – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.

Саморегуляция” – изначально психологическое обеспечение деятельности, в последующем развитии приобретающее личностный смысл, т.е. собственно психическое наполнение.

Самоконтроль” – необходимый компонент самой деятельности, который осуществляет её исполнение на личностном уровне.

Во-вторых, акцентируется внимание на том, что самостоятельная работа связана с работой школьника в классе и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности на уроке.

А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.

В-третьих, самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.

Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств.
Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознавание устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов, и критический анализ.

Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.

В-третьих, если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.

Из всего ранее сказанного видно, что самостоятельная работа – это высшая работа учебной деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому её присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.
Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в социально отведённое для этого время поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и их развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: память, мышление, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счёте приводит ученика либо к получению своевременно нового, заранее неизвестного ему задания, либо к углублению и расширению сферы действий уже полученных знаний. Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:

  • В каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

  • Формирует у учащихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объём и уровень знаний, умений и навыков.

  • Вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;

  • Является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.


Уровни самостоятельной деятельности школьников.

Исследования учёных – практиков и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям.

  1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путём сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.

  2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти.

  3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретённых знаний для решения задач, выходящие за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.

  4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.

Каждый из этих уровней, хотя они и выделены условно, объективно существуют. Работу следует строить последовательно с 1 по 4 уровень.

Требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке.

Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приёмы выполнения работы.

Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. В учебном процессе используется результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы. Обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управления самим процессом работы.

Содержание работы, форма её выполнения должны вызвать интерес у учащихся, желание выполнять работу до конца.

Самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычки к труду. По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:
  1   2   3   4   5   6   7   8