|
Глава 3.
Экспериментальное изучение проблемы по организации самостоятельной деятельности учащихся в работе с двумя, тремя классами
Важность самостоятельной работы школьников в работе с двумя, тремя классами, с точки зрения воспитательной и чисто дидактической, не подлежит никакому сомнению. Действительно, если ученик в учебно-воспитательном процессе пассивен и не проявляет самостоятельности, знания его будут формальны и, как правило, не получат выхода в жизнь. Самостоятельная работа школьников в реализации новых целей образования занимает одно из основных мест. Именно такой вид учебной деятельности составляет сегодня существенное условие развития познавательной активности и самостоятельности детей и подростков в обучении
Личность рассматривается как саморазвивающаяся. В младшем школьном возрасте развиваются элементы самопознания, самооценки, формируются основы самосознания и навыки самостоятельной деятельности.
Вначале был проведён констатирующий эксперимент, в котором я проверила умение учащихся четвёртого и второго класса (12 учеников), решать задачи, выполнять домашнее задание с учётом уровней самостоятельной деятельности:
простого воспроизведения,
вариативности,
частично-поискового,
творческого.
В качестве проверки были использованы таблицы, образцы которых приведены ниже.
Заполнить таблицу, выполнив умножение для 4 класса, выполнив сложение для 2 класса
Для 4 класса Для 2 класса
-
х
| 2
| 4
| 9
| 8
| 6
| 5
| 3
| 7
| 7
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| 2
| 4
| 9
| 8
| 6
| 5
| 3
| 7
| 7
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заполнить таблицу, выполнив деление для 4 класса, выполнив вычитание для 2 класса:
:
| 56
| 64
| 24
| 49
| 63
| 72
| 12
| 40
| 7
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
| 17
| 11
| 10
| 13
| 16
| 12
| 15
| 14
| 8
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В качестве домашнего задания было предложено задание решить задачи, а на следующий день составить и решить свою задачу.
-
Задачи для 2-го класса
| Задачи для 4-го класса
| «Миша нарисовал 2 рисунка, а Маша 4. Сколько всего рисунков нарисовали дети? На сколько рисунков больше нарисовала Маша, чем Миша?»
| « Из одного пункта выехали в разные города два автобуса. Первый ехал со скоростью 80км/ч, второй автобус ехал со скоростью 65км/ч. Какое расстояние будет между автобусами через 3 часа.»
| «В школьную библиотеку привезли новые учебники. В первый день библиотекари расставили 210 учебников по русскому языку, во второй – 135 учебников по математике. Сколько учебников расставили библиотекари по полкам за два дня?»
| Из одного куска ткани сшили 18 рубашек, расходуя на каждую по 3 метра, Из второго куска ткани сшили 12 платьев, расходуя на каждое платье на 2 метра больше, чем на одну рубашку. Сколько метров ткани в обоих кусках ткани
|
При решении задач, многие учащиеся не расписывали решения, не было никаких рисунков, схем, пояснений и даже есть такие учащиеся, которые не приступили к решению задач, а в задание на составление задач, многие из них не представляли никакого интереса, многие ребята пошли по лёгкому пути, то есть просто взяли и составили задачи по образцу из учебника.
Примеры таких задач:
(В одном магазине было 10 ящиков, а в другом на 5 ящиков больше. Сколько было ящиков в двух магазинах?
Решение:
1)10+5=15 (ящ.)- во втором магазине
2)15+10=25 (ящ.)-в двух магазинах.
Ответ: 25 ящиков.
(На двух полках стояли книги. На первой полке стояло 3 книги «Приключения» и 2 книги «Сказки», а на второй полке стояло на 11 книг больше. Сколько книг стояло на полках?)
Отмечаю, что данные задачи соответствуют уровню 1, 2 кл. (по сложности), это объяснимо, ведь если обратить внимание на содержание задач первых трех лет, то заметим, что тема "магазинов" и "покупок" встречается очень часто. Вторая задача хоть по сложности и не отличается от первой, но здесь уже Вдовина В. пытается отойти от шаблонов и проявляет элемент творчества в своей деятельности.
На первых уроках была проверена способность решать задачи, выполнять домашнее задание с учётом уровней самостоятельной деятельности (простого воспроизведения, вариативности, частично-поискового, творческого).
Обобщенные результаты представлены в таблице № 1.
Уровень самостоятельной деятельности учащихся по математике
в 4 классе МОУ Юрловской ООШ
Таблица №1.
№ п/п
| Ф.И. ученика
| Решение задач
| Домашнее задание
| Уровни самостоятельной деятельности школьников
| Уровни самостоятельной деятельности школьников
|
| Простая воспроизводящая
| Вариативная
| Частично-поисковая
| Творческая
| Простая воспроизводящая
| Вариативная
| Частично-поисковая
| Творческая
| 1
| Вдовина В.
| в
| в
| с
| с
| в
| с
| с
| н
| 2
| Жирнов П.
| с
| н
| н
| н
| с
| н
| н
| н
| 3
| Заикин С.
| с
| с
| с
| н
| с
| с
| с
| н
| 4
| Казаков М.
| с
| с
| н
| н
| с
| с
| н
| н
| 5
| Ломакина Ю.
| в
| с
| с
| н
| с
| с
| с
| н
| 6
| ЛомакинС
| с
| н
| н
| н
| с
| н
| н
| н
| 7
| Ховрин А.
| в
| в
| с
| н
| в
| с
| с
| н
| Уровни: Н – низкий С – средний В – высокий
В -высокий- учащийся выполнил всё задание верно, не допустил ошибок.
С - средний- учащийся выполнил задание, но допустил 1-3 ошибки, 1 исправление.
Н - низкий - учащийся выполнил задание с 4 ошибками и более, имеется много исправлений, либо совсем не приступил к выполнению задания.
Н – низкий -41,1% С – средний -46,4% В – высокий -12,5%
|
|
|