Главная страница

Ульяновский государственный педагогический



НазваниеУльяновский государственный педагогический
страница6/8
Дата29.02.2016
Размер1.43 Mb.
ТипСамостоятельная работа
1   2   3   4   5   6   7   8
Глава 3.

Экспериментальное изучение проблемы по организации самостоятельной деятельности учащихся в работе с двумя, тремя классами

Важность самостоятельной работы школьников в работе с двумя, тремя классами, с точки зрения воспитательной и чисто дидактической, не подлежит никакому сомнению. Действительно, если ученик в учебно-воспитательном процессе пассивен и не проявляет самостоятельности, знания его будут формальны и, как правило, не получат выхода в жизнь. Самостоятельная работа школьников в реализации новых целей образования занимает одно из основных мест. Именно такой вид учебной деятельности составляет сегодня существенное условие развития познавательной активности и самостоятельности детей и подростков в обучении

Личность рассматривается как саморазвивающаяся. В младшем школьном возрасте развиваются элементы самопознания, самооценки, формируются основы самосознания и навыки самостоятельной деятельности.

Вначале был проведён констатирующий эксперимент, в котором я проверила умение учащихся четвёртого и второго класса (12 учеников), решать задачи, выполнять домашнее задание с учётом уровней самостоятельной деятельности:

  • простого воспроизведения,

  • вариативности,

  • частично-поискового,

  • творческого.

  1. В качестве проверки были использованы таблицы, образцы которых приведены ниже.

    1. Заполнить таблицу, выполнив умножение для 4 класса, выполнив сложение для 2 класса

Для 4 класса Для 2 класса

х

2

4

9

8

6

5

3

7

7

























9

























5

























2

























3

























6

























8

























4



























+

2

4

9

8

6

5

3

7

7

























9

























5

























2

























3

























6

























8

























4





























    1. Заполнить таблицу, выполнив деление для 4 класса, выполнив вычитание для 2 класса:

      :

      56

      64

      24

      49

      63

      72

      12

      40

      7

























      2

























      9

























      5

























      3

























      4

























      8

























      6



























      -

      17

      11

      10

      13

      16

      12

      15

      14

      8

























      3

























      9

























      2

























      5

























      7

























      6

























      4



























  1. В качестве домашнего задания было предложено задание решить задачи, а на следующий день составить и решить свою задачу.

Задачи для 2-го класса

Задачи для 4-го класса

«Миша нарисовал 2 рисунка, а Маша 4. Сколько всего рисунков нарисовали дети? На сколько рисунков больше нарисовала Маша, чем Миша?»


« Из одного пункта выехали в разные города два автобуса. Первый ехал со скоростью 80км/ч, второй автобус ехал со скоростью 65км/ч. Какое расстояние будет между автобусами через 3 часа.»


«В школьную библиотеку привезли новые учебники. В первый день библиотекари расставили 210 учебников по русскому языку, во второй – 135 учебников по математике. Сколько учебников расставили библиотекари по полкам за два дня?»


Из одного куска ткани сшили 18 рубашек, расходуя на каждую по 3 метра, Из второго куска ткани сшили 12 платьев, расходуя на каждое платье на 2 метра больше, чем на одну рубашку. Сколько метров ткани в обоих кусках ткани



При решении задач, многие учащиеся не расписывали решения, не было никаких рисунков, схем, пояснений и даже есть такие учащиеся, которые не приступили к решению задач, а в задание на составление задач, многие из них не представляли никакого интереса, многие ребята пошли по лёгкому пути, то есть просто взяли и составили задачи по образцу из учебника.

Примеры таких задач:

(В одном магазине было 10 ящиков, а в другом на 5 ящиков больше. Сколько было ящиков в двух магазинах?

Решение:

1)10+5=15 (ящ.)- во втором магазине

2)15+10=25 (ящ.)-в двух магазинах.

Ответ: 25 ящиков.

(На двух полках стояли книги. На первой полке стояло 3 книги «Приключения» и 2 книги «Сказки», а на второй полке стояло на 11 книг больше. Сколько книг стояло на полках?)

Отмечаю, что данные задачи соответствуют уровню 1, 2 кл. (по сложности), это объяснимо, ведь если обратить внимание на содержание задач первых трех лет, то заметим, что тема "магазинов" и "покупок" встречается очень часто. Вторая задача хоть по сложности и не отличается от первой, но здесь уже Вдовина В. пытается отойти от шаблонов и проявляет элемент творчества в своей деятельности.

На первых уроках была проверена способность решать задачи, выполнять домашнее задание с учётом уровней самостоятельной деятельности (простого воспроизведения, вариативности, частично-поискового, творческого).

Обобщенные результаты представлены в таблице № 1.

Уровень самостоятельной деятельности учащихся по математике

в 4 классе МОУ Юрловской ООШ

Таблица №1.

№ п/п

Ф.И. ученика

Решение задач

Домашнее задание

Уровни самостоятельной деятельности школьников

Уровни самостоятельной деятельности школьников




Простая воспроизводящая

Вариативная

Частично-поисковая

Творческая

Простая воспроизводящая

Вариативная

Частично-поисковая

Творческая


1

Вдовина В.

в

в

с

с

в

с

с

н

2

Жирнов П.

с

н

н

н

с

н

н

н

3

Заикин С.

с

с

с

н

с

с

с

н

4

Казаков М.

с

с

н

н

с

с

н

н

5

Ломакина Ю.

в

с

с

н

с

с

с

н

6

ЛомакинС

с

н

н

н

с

н

н

н

7

Ховрин А.

в

в

с

н

в

с

с

н

Уровни: Н – низкий С – средний В – высокий

В -высокий- учащийся выполнил всё задание верно, не допустил ошибок.

С - средний- учащийся выполнил задание, но допустил 1-3 ошибки, 1 исправление.

Н - низкий - учащийся выполнил задание с 4 ошибками и более, имеется много исправлений, либо совсем не приступил к выполнению задания.

Н – низкий -41,1% С – средний -46,4% В – высокий -12,5%
1   2   3   4   5   6   7   8