| 
  Глава 3.
  Экспериментальное изучение проблемы по организации самостоятельной деятельности учащихся в работе с двумя, тремя классами
  Важность самостоятельной работы школьников в работе с двумя, тремя классами, с точки зрения воспитательной и чисто дидактической, не подлежит никакому сомнению. Действительно, если ученик в учебно-воспитательном процессе пассивен и не проявляет самостоятельности, знания его будут формальны и, как правило, не получат выхода в жизнь. Самостоятельная работа школьников в реализации новых целей образования занимает одно из основных мест. Именно такой вид учебной деятельности составляет сегодня существенное условие развития познавательной активности и самостоятельности детей и подростков в обучении
  Личность рассматривается как саморазвивающаяся. В младшем школьном возрасте развиваются элементы самопознания, самооценки, формируются основы самосознания и навыки самостоятельной деятельности. 
  Вначале был проведён констатирующий эксперимент, в котором я проверила умение учащихся четвёртого и второго класса (12 учеников), решать задачи, выполнять домашнее задание с учётом уровней самостоятельной деятельности:
   простого воспроизведения,  
  вариативности,  
  частично-поискового,
  творческого.  
     В качестве проверки были использованы таблицы, образцы которых приведены ниже.
      Заполнить таблицу, выполнив умножение для 4 класса, выполнив сложение для 2 класса 
      Для 4 класса Для 2 класса
   -  
                  х
  |    2
  |    4
  |    9
  |    8
  |    6
  |    5
  |    3
  |    7
  |       7
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       9
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       5
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       2
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       3
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       6
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       8
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       4
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 
  |                +
  |    2
  |    4
  |    9
  |    8
  |    6
  |    5
  |    3
  |    7
  |       7
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       9
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       5
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       2
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       3
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       6
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       8
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       4
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 
  |           
 
    Заполнить таблицу, выполнив деление для 4 класса, выполнив вычитание для 2 класса:
                   :
  |    56
  |    64
  |    24
  |    49
  |    63
  |    72
  |    12
  |    40
  |       7
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       2
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       9
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       5
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       3
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       4
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       8
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       6
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 
  |                       -
  |    17
  |    11
  |    10
  |    13
  |    16
  |    12
  |    15
  |    14
  |       8
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       3
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       9
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       2
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       5
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       7
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       6
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       4
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 
  |         В качестве домашнего задания было предложено задание решить задачи, а на следующий день составить и решить свою задачу.
     -  
      Задачи для 2-го класса
  |    Задачи для 4-го класса
  |       «Миша нарисовал 2 рисунка, а Маша 4. Сколько всего рисунков нарисовали дети? На сколько рисунков больше нарисовала Маша, чем Миша?»
 
  |    « Из одного пункта выехали в разные города два автобуса. Первый ехал со скоростью 80км/ч, второй автобус ехал со скоростью 65км/ч. Какое расстояние будет между автобусами через 3 часа.»
 
  |       «В школьную библиотеку привезли новые учебники. В первый день библиотекари расставили 210 учебников по русскому языку, во второй – 135 учебников по математике. Сколько учебников расставили библиотекари по полкам за два дня?»
 
  |    Из одного куска ткани сшили 18 рубашек, расходуя на каждую по 3 метра, Из второго куска ткани сшили 12 платьев, расходуя на каждое платье на 2 метра больше, чем на одну рубашку. Сколько метров ткани в обоих кусках ткани
  |           
 
  При решении задач, многие учащиеся не расписывали решения, не было никаких рисунков, схем, пояснений и даже есть такие учащиеся, которые не приступили к решению задач, а в задание на составление задач, многие из них не представляли никакого интереса, многие ребята пошли по лёгкому пути, то есть просто взяли и составили задачи по образцу из учебника.
  Примеры таких задач:
  (В одном магазине было 10 ящиков, а в другом на 5 ящиков больше. Сколько было ящиков в двух магазинах?
  Решение:
  1)10+5=15 (ящ.)- во втором магазине
  2)15+10=25 (ящ.)-в двух магазинах.
  Ответ: 25 ящиков.
  (На двух полках стояли книги. На первой полке стояло 3 книги «Приключения» и 2 книги «Сказки», а на второй полке стояло на 11 книг больше. Сколько книг стояло на полках?)
  Отмечаю, что данные задачи соответствуют уровню 1, 2 кл. (по сложности), это объяснимо, ведь если обратить внимание на содержание задач первых трех лет, то заметим, что тема "магазинов" и "покупок" встречается очень часто. Вторая задача хоть по сложности и не отличается от первой, но здесь уже Вдовина В. пытается отойти от шаблонов и проявляет элемент творчества в своей деятельности.
  На первых уроках была проверена способность решать задачи, выполнять домашнее задание с учётом уровней самостоятельной деятельности (простого воспроизведения, вариативности, частично-поискового, творческого).
  Обобщенные результаты представлены в таблице № 1.
  Уровень самостоятельной деятельности учащихся по математике  
  в 4 классе МОУ Юрловской ООШ
  Таблица №1.
                  № п/п
  |    Ф.И. ученика
  |    Решение задач
  |    Домашнее задание
  |       Уровни самостоятельной деятельности школьников
  |    Уровни самостоятельной деятельности школьников
  |      
 
 
  |    Простая воспроизводящая
  |    Вариативная 
  |    Частично-поисковая
  |    Творческая
  |    Простая воспроизводящая
  |    Вариативная
  |    Частично-поисковая 
  |    Творческая
 
  |       1
  |    Вдовина В.
  |    в
  |    в
  |    с
  |    с
  |    в
  |    с
  |    с
  |    н
  |       2
  |    Жирнов П.
  |    с
  |    н
  |    н
  |    н
  |    с
  |    н
  |    н
  |    н
  |       3
  |    Заикин С.
  |    с
  |    с
  |    с
  |    н
  |    с
  |    с
  |    с
  |    н
  |       4
  |    Казаков М.
  |    с
  |    с
  |    н
  |    н
  |    с
  |    с
  |    н
  |    н
  |       5
  |    Ломакина Ю.
  |    в
  |    с
  |    с
  |    н
  |    с
  |    с
  |    с
  |    н
  |       6
  |    ЛомакинС
  |    с
  |    н
  |    н
  |    н
  |    с
  |    н
  |    н
  |    н
  |       7
  |    Ховрин А.
  |    в
  |    в
  |    с
  |    н
  |    в
  |    с
  |    с
  |    н
  |       Уровни: Н – низкий С – средний В – высокий 
  В -высокий- учащийся выполнил всё задание верно, не допустил ошибок.
  С - средний- учащийся выполнил задание, но допустил 1-3 ошибки, 1 исправление.
  Н - низкий - учащийся выполнил задание с 4 ошибками и более, имеется много исправлений, либо совсем не приступил к выполнению задания. 
  Н – низкий -41,1% С – средний -46,4% В – высокий -12,5%
  |  
   | 
 |