|
Часть уроков в классах-комплектах может иметь общие этапы, когда все ученики выполняют одну и ту же работу - слушают объяснение учителя, играют, выполняют задание. Например:
№
| 1класс
| 2 класс
| 3 класс
| 1
| Работа с учителем
| Самостоятельная работа
| 2
| Самостоятельная работа
| Работа с учителем
| Самостоятельная работа
| 3
| Самостоятельная работа
| На уроках математики: устный счет, работа с геометрическим материалом, работа над задачей и др.
Итак, правильное комплектование объединенных классов, умелое составление расписания, планирование урока, характер учебного оборудования, его рациональное применение на уроках влияют на организацию учебных занятий, а, следовательно, и на качество обучения в малокомплектной начальной школе.
Использование педтехнологий в учебном процессе
Педагогика XXI века требует как обновления содержания, так и новых методов обучения для решения глобальных задач современного образования. Сегодня учителю предстоит большая работа по освоению новой педагогической позиции - сотрудничества и сотворчества с детьми, стимуляции и активизации их познавательной деятельности, включения их в учебную деятельность.
В практике начальной школы на смену привычным методам приходят более активные: дискуссии, исследование, лабораторные работы, проблемные и игровые методы и т.д.
-Положительно сказывается на результатах качества подготовки учащихся использование различных педтехнологий.
Рассмотрим некоторые из них.(22с.17)
Современные подходы к оценке достижений младших школьников
Стратегической задачей современной начальной школы является повышение качества образования. Ее решение требует грамотного управления этим процессом с точки зрения управления качеством образования. Сегодня каждому учителю важно знать не просто результат усвоения того или иного знания, а ход этого усвоения, «цену», которую платит ребенок за приобретенные знания, трудности ребенка и то, какая помощь ему необходима. Только в этом случае учитель сможет управлять качеством, корректировать образовательный процесс так, чтобы он приводил к запланированному результату. От фиксирования результата в виде отметки учителю необходимо перейти к систематическому отслеживанию процесса обучения и динамики его результатов. Эту задачу помогает решить диагностика.
В процессе школьной диагностики решаются следующие задачи:
1. Анализ процесса и результата развития школьников (готовность к школьному образованию, темп развития психических функций).
2. Анализ процесса и результата обучения (объем и глубина обученности, умение использовать накопленные знания, навыки, уровень сформированных основных приемов мышления, владение способами творческой деятельности и др.)
3. Анализ процесса и достигнутых результатов воспитания (уровень воспитанности, глубина и сила нравственных убеждений, сформированность нравственного поведения и т.д.).
Диагностические задания помогут успешно контролировать уровень самостоятельности учащихся, способы работы, сформированность самоконтроля и самооценки, а самое главное - развитие младших школьников в процессе овладении ими учебной деятельностью.
Новые подходы к результатам обучения в начальной школе чётко определены в методическом письме «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.1998г
Система контроля и оценки не ограничивается проверкой усвоения и выработкой умений и навыков по конкретном учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у младшим школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Напомним виды контроля результатов обучении
- Текущий контроль.
- Тематический контроль.
- Итоговый контроль.
6.2. Основными методами и формами организации контроля являются:
- устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом проводится в основном на этапе систематизации и уточнения знании школьников;
- письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ
- самостоятельная работа - небольшая по времени (15-20 минуг) письменная проверка знаний, умений школьников но небольшой (ещё не пройденной до конца) теме Главные цели такой работы:
• проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач;
• проверка осознания понятий;
• ориентировка в конкретных правилах, закономерностях.
Работы, рассчитанные на 5-10 минут, позволяют проверить знания и умения по отдельным существенным вопросам курса. Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы.
- контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной теме программы;
-тестовые задания. Они позволяют достаточно точно к объективно при минимальной затрате времени получить общую картину развития каждого ученика (умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.д.) и класса;
-графические работы (рисунки, диаграммы, схемы, чертежи), их цель - проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования.
Основные ориентиры оценочной деятельности
учителя на современном этапе:
- качество усвоения предметных знаний - умений - навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
- степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);
- степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);
- уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности, степень прилежания и старания.
Следует обратить особое внимание на необходимость усиления роли постоянных наблюдений за уровнем познавательных интересов и самостоятельностью обучающегося.
Обучение детей приемам учебной работы. Казалось бы, без целенаправленного обучения детей приемам учебной работы невозможна учебная деятельность. Однако лишь немногие
учителя осуществляют это положение в практике. Причины подобных недостатков и в отсутствии в учебниках заданий, направленных на формирование общеучебных и специальных умений, навыков, а также в стремлении учителя активизировать обучение, усилить познавательную самостоятельность учащихся. При этом увеличивается доля самостоятельной работы, ее объем; многие учителя стали "свертывать" показ образцов и даже совсем отказываться от них; все реже встречается на уроках такой важный для формирования умений прием, как повторение вслед за объяснением учителя учебного материала сильным, средним и слабым учеником. Нередки случаи, когда учитель из всех видов проверки домашней работы выбирает лишь один – проводит ее сам в целях экономии времени, не привлекая к проверке учащихся.
Вместе с этим из процесса обучения выпадает важнейший ее элемент
обучение детей приемам и способам учебной работы, формирование у них этих приемов. В условиях работы учителя с одним классом, хотя и
медленно и на невысоком уровне, учащиеся постепенно овладевают приемами учебной работы, так как в процессе коллективной деятельности под непосредственным руководством учителя происходит и показ и ознакомление приемов, и постепенное овладение ими. Учитель, опрашивая школьников, как правило, направляет их ответы, предлагая располагать материал в определенной последовательности, т.е. по плану. При коллективном наблюдении какого-либо объекта учитель указывает последовательность наблюдения и описания тех или иных частей объекта, то есть обучает приемам наблюдения и описания объекта. При первичном закреплении учитель дает образец, показывает, как теоретические сведения применить в практической деятельности. Одновременно протекает процесс овладения школьниками приемами, способами учебной деятельности, которые они применяют и в самостоятельной работе.
В малокомплектной школе учитель не имеет времени и возможности
на длительную коллективную работу с учащимися каждого класса, входящего в комплект, поэтому и овладение приемами учебной работы
происходит в основном на этапе ознакомления с новым материалом, времени на закрепление и отработку этих приемов учителя не выделяют, овладение ими происходит, таким образом, почти стихийно. Вместе с тем из-за того обстоятельства, что значительная часть времени урока в малокомплектной школе занята самостоятельной работой учащихся, уровень овладения ими приемами и способами учебной работы в значительной мере определяет успешность ее и всего учебно-воспитательного процесса. Следовательно, вопросы подготовки детей к самостоятельной деятельности в малокомплектной школе приобретают первостепенное значение.
Поскольку овладение данными умениями процесс сложный и длительный, необходимо систематически отводить на цели специальное время, целесообразно использовать для их формирования общий этап урока, периодически проводить специальные уроки. Здесь невозможно "жалеть" время, ибо от степени овладения всеми учениками умениями организации в учебной работе зависит во многом качество знаний, учебных умений и навыков детей, их готовность и способность к дальнейшему обучению.
Ведущую роль в обучении детей приемам учебной работы играет объяснение и показ. Учитель подробно объясняет и показывает, что и как, в какой последовательности надо делать, чтобы правильно выполнять то или иное задание. Затем просит хорошего ученика возможно точнее повторить все, сделанное и сказанное им. Важно, чтобы каждый ученик мог повторить самостоятельно объяснения и действия.
Многие учителя в конце урока, после задания на дом, дают образец устного ответа. Например: "Дома выучите правило и научитесь его отвечать. Подберите к нему примеры. Выполните упражнение. Теперь послушайте, как надо завтра отвечать"; далее учитель дает образец ответа. Это очень существенный элемент обучения: дети осваивают и содержание ответа, и его логику - место правила, примеров из учебника и своих собственных - и манеру стоять у доски, опираться на данные таблицы. Наконец, дети слышат образец правильной речи, запоминают слова, интонации. Отработка общеучебных и специальных (по предметам) умений и навыков только тогда даст положительные результаты, когда будет проводиться не от случая к случаю, а буквально на каждом уроке, на котором необходимо либо новое умение, либо новый, более сложный элемент уже известного. Особого внимания требует работа с учебником, которая предполагает сформированность многих умений и навыков. Как правило, задания к упражнениям и текстам, вопросы к текстам требуют последовательности выполнения целого ряда умственных и практических действий, часть которых не обозначена, скрыта для ученика. Примером может служить широко распространенное задание - вставить пропущенное число – это простое, на первый взгляд, задание включает в себя несколько: прочитать ряд чисел, выделить пропущенное, распознать его, вспомнить порядок при счёте, применить его. Нужно, чтобы ученики научились расшифровке заданий, могли осмысленно рассказывать, что и почему они делают.
Впоследствии можно при выполнении однотипных заданий опускать
объяснения своих действий, ограничиваться кратким, свернутым комментарием, но при изучении новых разделов, правил полное объяснение ученикам своих действий при выполнении заданий учебника необходимо. Время обучения детей целесообразно выделять на уроках, когда впервые вводится новый вид работы
На уроках математики общими могут быть:
устный счёт,
работа с геометрическим материалом,
работа над задачей и др.
Иногда проводятся уроки на одну тему, т.е. однотемные уроки.
Особенно полезно проводить однотемные уроки с двумя – тремя классами при повторении пройденного материала за год по математике.
Главное достоинство однотемных уроков состоит в том, что они позволяют увеличивать время на работу под непосредственным руководством учителя.
Хорошие результаты дает прием комментирования при коллективной
работе, на первых порах - полное, затем выборочное полное и, наконец, краткое. И здесь, как и при овладении любым приемом и способом, важен образец, показ учителем умственных и практических действий. Все более широкое распространение получают в школах различного рода памятка, инструкции, предписания, в которых с различной степенью детализации дается план действий, необходимых для достижений той или иной учебной цели. Чтобы продуктивно использовать время урока, быстрее и качественнее формировать учебные учения и навыки, учителя учат детей применять общие алгоритмы типичных учебных действий: алгоритмы решения задачи, разбора предложения, анализа слов, алгоритмы применения правил, вычислительных приемов и пр. Чтобы овладение алгоритмом не приобретало формальный характер, основным методом должно быть приучение детей поэтапно выполнять и проверять учебные действия. Расчленение способа действия на ряд последовательных операций помогает ученикам осознанно пользоваться им при самостоятельном выполнении упражнений. Словесные объяснения учителя и учащихся предваряют и сопровождают поэтапную деятельность - такое сочетание обеспечивает успешное формирование учебных умений и навыков. Большую помощь учителю оказывают дидактические материалы "Задания к учебнику математики", тетради на печатной основе в которых много внимания уделено формированию общеучебных умений и навыков. Формирование умений работы с учеником и учебной книгой следует проводить систематически. Начало ее - ознакомление детей с обложкой, форзацем книги, авторами; структурой; основными элементами, входящими в содержание; оглавлением; приемами выделения правил, главного в тексте; графическими и символическими изображениями. Эта работа проводится на первых уроках методом беседы с элементами самостоятельной работы, направленной на приемы ориентировки в книге, умения пользоваться оглавлением, символами и пр. В беседе обязательно подчеркнуть необходимость бережного отношения к учебникам как общему достоянию, как к Книге - источнику знаний на последующих уроках нужно периодически упражнять детей в приемах работы с книгой, постепенно усложняя задания, добиваясь быстроты. Для подобных упражнений целесообразно использовать игровые приемы на общих этапах урока: Кто быстрее откроет книгу на нужной странице? Найдет пример? Тему по оглавлению? Можно и полезно предлагать задания типа: Расскажи, для чего в учебнике Математика оглавление; расскажи, что включено в учебник; для чего в учебнике
рисунки? Как в других случаях, предлагать отвечать на вопросы детям первого класса, дополнять ответ - второклассникам, а ученики третьего
класса должны давать полный развернутый ответ-образец. Эти упражнения полезны и с точки зрения овладения всеми учениками языком предмета, языком науки, что очень важно для дальнейшего обучения. Для обучения в условиях малокомплектных школ особенно важными становятся умения планировать учебные действия, контролировать их и добиваться результата. В общем виде суть этих умений в следующем:
Умение планировать учебные действия предполагает:
а) предварительное обдумывание результата деятельности
б) процесс его достижения (осознание необходимых операций, их
последовательности).
Умение контролировать учебные действия – соотнесение задуманного и достигнутого. Это соотнесение происходит в процессе выполнение и завершения работы, когда результаты деятельности сравниваются с поставленной целью.
Умение завершить работу, достигнуть результата – умение подчинить свою волю, свое поведение цели, достижению результата. Эти внутренние умения формируются очень сложно и трудно, на начальном этапе речь идет о первом, самом элементарном этапе обучения планированию, контролю, достижению запланированной цели.
Составлять план и опираться на него школьники учатся на уроках математики. Наиболее общими и легче переносимыми на другие действия являются планирование трудовых действий, операций, их последовательности и соблюдение правил работы технического труда. Учитель подробно и четко проводит инструктаж, разъясняя цели работы, трудовые операции и их последовательность; ученики второго и третьего классов могут пользоваться инструкционными картами. Большую помощь учителю могут оказать ученики третьего класса, выступая в роли консультантов бригадиров.
Умение планировать работу формируется у детей успешнее, если систематически пользоваться различного рода памятками, инструкциями, которые помогают ребенку запомнить последовательность действий, овладеть рациональными приемами работы.
Для успешной самостоятельной деятельности, без которой невозможно обучение в условиях малокомплектной школы, необходимо овладение еще одним умением - умением контролировать деятельность, в первую очередь, свою. Значение этого умения в том, что контроль при успешном, правильном выполнении создает уверенность в своих силах, при ошибках - обеспечивает их своевременное устранение. В самоконтроле различаются такие виды:
контроль результата деятельности, зависящий от осознания цели своей деятельности, когда ученик четко представляет себе конечный результат труда, принимает требования учителя и следует им;
пооперационной контроль, который обеспечивает осознанное выполнение учебного задания на всех его этапах.
Формирование этого умения обеспечивается, прежде всего, наличием в учебниках для начальной школы образцов - выполнения заданий и результатов работы. Усвоив образец действия, ученики могут соотносить с ним реально выполняемые ими действия. В дальнейшем характер самоконтроля изменяется, усложняется. Приемы формирования умения контролировать свои действия, помимо работы по образцу, многообразны: списывание, взаимопроверка, объяснения выбора действий, приема. Найти слова на то или иное правило, проверить написание слова по словарю, послоговое проговаривание и специальные приемы контроля решения задач, примеров, измерение сделанных изделий и пр. Главная роль принадлежит учителю, который показывает детям разные приемы самоконтроля, обучает им.
Известные дидакты Б.П. Есипов, М.П. Кашин определяют самостоятельную работу как разнообразные виды работ, требующие от учащихся, некоторого умственного напряжения для правильного и наилучшего выполнения заданий, выполняемые без непосредственного участия учителя, но по его заданию. В содержание самостоятельной работы учащихся могут входить: повторение по учебнику или другим источникам ранее изученного материала, необходимого для усвоения новых знаний на данном уроке, или для выполнения тренировочных упражнений; наблюдение над новым материалом; разнообразные упражнения для первичного закрепления
изученного на уроке материала с использованием примеров, приведенных учителем, и детально разработанных заданий; различные виды тренировочных упражнений с целью закрепления, повторения и обобщения изученного; материал проверки за качеством усвоения знаний, уровня сформированности умений и навыков у учащихся. Основные требования к организации самостоятельной работы Содержание и характер ее определяется задачами конкретного урока и целью изучения всей темы, при этом содержание должно быть посильным, а характер деятельности разнообразным, чтобы в усвоении материала принимали участие разные виды восприятия и памяти (слуховая, зрительная, двигательная). Важно предусматривать в содержании самостоятельной работы постепенное наращивание трудностей.
Содержание заданий должно быть доступно учащимся. Это означает, что формулировка задания четка, лаконична, понятна ребенку; характер задания предполагает, что ученик владеет необходимыми для его выполнения исполнительскими операциями, умениями и навыками. Самостоятельной работе должна предшествовать тщательная подготовка, в которую входит разъяснение цели задания, способов и приемов его выполнения, последовательности действий, приемов поэтапного самоконтроля; каждому новому для ученика заданию обязательно предшествует отработка под руководством учителя умений и навыков, постепенно расширяющихся и усложняющихся. Самостоятельная работа младших школьников, кроме работ контрольного характера, требует непосредственного или опосредованного (с помощью памяток, указаний, предписаний) руководства. Самостоятельная работа завершается проверкой правильности ее выполнения путем самоконтроля, контроля другим учеником (взаимоконтроля) или контроля учителем. Важное значение имеет форма предъявления заданий для самостоятельной работы учащимся. При выборе той или иной формы (учебник, дидактические материалы, таблицы, картины, презентации, звукозаписи, записи на доске) следует учитывать характер самостоятельной работы: для организации коллективной деятельности учащихся целесообразно предъявить задания и различные указания к ним с помощью заранее сделанной на классной доске записи. При организации индивидуальной самостоятельной работы полезнее использовать карточки, на которых записано задание и порядок его пооперационного иди поэтапного выполнения. Если в качестве источника учебной информации выступают кадры презентации, то полезно общее для всех задание, записанное на доске или плакате, дополнить для сильных, средних, слабых учащихся в виде заданий на карточках. В тех случаях, когда урок начинается самостоятельной работой одновременно у учащихся двух классов, задания, указания по их выполнению полезно записывать на определенной части доски для каждого из классов. Если задание для самостоятельной работы включает общую часть - для всех – и дифференцированные части для групп учащихся или отдельных учеников, то целесообразно пользоваться цветными мелками либо
условными фигурами - треугольником, кружочком, обозначая цветом или фигурой задания. Удобно с применением принтеров и ксерокопировочных машин распечатать каждому классу свои задания.
В зависимости от конкретных задач урока, подготовки учителя и учащихся, наличия средств обучения самостоятельная работа может проводиться на разных этапах усвоения учебного материала: при подготовке к восприятию нового; при ознакомлении с новым; при первичном закреплении и совершенствовании формулируемых умений и навыков, при контроле и при повторении усвоенного. Итак, самостоятельная работа является органической частью учебного процесса, поэтому методика ее проведения определяется прежде всего задачами урока, особенностями формирования определенного вида понятий, подготовленностью учащихся.
Планируя самостоятельную работу, учитель определяет: на каком этапе урока в каждом из классов самостоятельная работа наиболее целесообразна; что можно требовать от учащихся на данном уровне овладения материалом; какими должны быть характер и форма задания; какие трудности могут возникнуть у школьника и как их можно преодолеть; какова продолжительность работы; каков способ проверки ее выполнения.
Эти самые общие требования к методике самостоятельной работе в малокомплектной школе приобретают особое значение, так как задержка при выполнении самостоятельной работы, вызванная неточной инструкцией, непредвиденными ошибками, затянувшейся проверкой, замедленным темпом работы и т.п., приводят к нарушению запланированного хода урока во всех классах, входящих в комплект.
К числу типичных ошибок в организации самостоятельной работы учащихся относятся следующие.
Отсутствие мотивации выполнения того или иного задания. Нередко учителя ограничиваются репликой общего характера - "Теперь выполним упражнения, решим примеры, прочитаем текст". Смысл задания, цель его выполнения остаются неясными для детей, что снижает эффективность обучения.
Недостаточная подготовка к выполнению задания, которая выражается в беглом чтении (учеником или учителем) задания и прикидочном выполнении первого примера, первого предложения, нередко с ошибками.
Итоговая проверка без, разъяснения, почему именно так и в такой последовательности выполнено задание, на какие теоретические сведения опирался ученик, т.е. проверка факта выполнения, а не правильность его.
Однообразие, однотипность заданий, тормозящие продвижение ребенка. Приблизительное, "на глазок", определение продолжительности самостоятельной работы с ориентиром лишь на объем задания, без учета уровня усвоения нового, его сложности, без учета сформированности навыка чтения, скорописи, вычислительных навыков, объема внимания, организованности и трудоспособности учащихся младшего школьного возраста. Нередко учителя лишь в общем представляют, каков темп работы каждого ученика. А ведь от того насколько быстро и правильно читает ученик, насколько быстро пишет, в конечном счете зависит продолжительность и результативность самостоятельной работы не секрет, что многие дети лучше анализируют условие задачи, понимают смысл прочитанного с голоса учителя. И дело не в умении анализировать. Причина часто кроется в том, что ребенок медленно читает и просто не успевает приступить к решению задачи.
Невнимание к этим сторонам организации существенно влияет на снижение обучающего эффекта самостоятельной работы, не способствует овладению учащимися учебными умениями и навыками, замедляет их развитие, а сама работа становится лишь средством занять детей на уроке.
В дидактике установлено, что развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения математике происходит непрерывно от низшего уровня самостоятельности, воспроизводящей самостоятельности, к высшему уровню, творческой самостоятельности, последовательно проходя при этом определенные уровни самостоятельности. Руководство процессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в творческую состоит в осуществлении последовательных взаимосвязанных, взаимопроникающих и обусловливающих друг друга этапов учебной работы, каждый из которых обеспечивает выход учащегося на соответствующий уровень самостоятельности и творческой активности. Задача воспитания и развития самостоятельности личности в обучении заключается в управлении процессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в творческую.
Система учебной работы по развитию самостоятельной деятельности младших школьников
По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся на внеурочных занятиях по математике целесообразно выделить четыре уровня самостоятельности.
Первый уровень — простейшая воспроизводящая самостоятельность. Особенно ярко проявляется этот уровень в самостоятельной деятельности ученика при выполнении упражнений, требующих простого воспроизведения имеющихся знаний, когда учащийся, имея правило, образец, самостоятельно решает задачи, упражнения на его применение.
Ученик, вышедший на первый уровень самостоятельности, но не достигший еще второго уровня, при решении задачи использует имеющийся у него образец, или правило, или метод и т. п., если же задача не соответствует образцу, то он решить ее не может. При этом он даже не предпринимает попыток как-то изменить ситуацию, а чаще всего отказывается от решения новой задачи под тем предлогом, что такие задачи еще не решались.
Первый уровень самостоятельности прослеживается в учебно-познавательной деятельности многих учеников, приступивших к внеурочным занятиям. Затем одни учащиеся быстро выходят на следующий уровень, другие задерживаются на нем определенное время. Большинство из них в процессе изучения материала выходят на более высокий уровень самостоятельности, чем первый.
Так как первый уровень развития самостоятельности прослеживается у многих учеников в начале занятий, то задача учителя заключается не в игнорировании его, полагая, что школьники, посещающие внеурочные занятия, уже достигли более высоких уровней, а в обеспечении перехода всех учащихся на следующие, более высокие уровни самостоятельности.
|
|
|