Методы и приемы на начальном этапе обучения в классе фортепиано:
мои педагогические находки
За 6 лет работы в школе искусств, в качестве преподавателя фортепиано я нашла методы и приемы, позволяющие справиться с трудностями в разучивании и запоминании нот, ключей и октав в младших классах музыкальной школы. 5-6 летние дети знают еще не все ноты, а называют или “узнают” лишь некоторые из них. Малыши путают ноты, знаки, ключи; путают ноты между собой: ми и соль фа и ля соль и си и др. Часто нарушают последовательности между соседними нотами из ряда. Определенные трудности возникают у некоторых детей, когда звукоряд надо обозначить на стане или ноту написать в отдельности. Надеюсь, приведенные ниже учебно-игровые ситуации помогут и вам решить эти проблемы. Это очень интересно. Попробуйте.
«Назови имя ноты» а) Рассматриваются ноты, изготовленные из разных материалов: бумаги, картона, ткани, нанесенные на карточки разного размера и цвета. Выясняется, какие ноты знает ребенок и где он их видел. «Узнай ноту на ощупь». а) Предлагаются ноты в виде объемных фигур («формочек»), карточки, где контуры нот могут быть выпуклыми или, наоборот, обозначены желобками, шершавые ноты или гладкие знаки, наклеенные на шершавую бумагу и др. Школьник обследует и угадывает ноты на ощупь. б) на фортепиано накидывается платок или шарф, ученик на ощупь находит задаваемую клавишу. «Сделай скрипичный (басовый) ключ, (ноту)» Предлагается выложить ключ из кружочков, палочек, кубиков, треугольников, мозаики, вылепить из пластилина, глины, сделать “вкусные ноты». Можно вырезать ноты из бархатной или простой бумаги, старых газет или журналов, ткани и наклеить их. «Раскрась ноту». Дается контурное изображение для штриховки или раскрашивания, или трафареты для обведения ноты и ее последующего раскрашивания, или штриховки. «Показывам и угадываем». Учитель показывает на руке (Вместо нотного стана) ноту, а ребенок угадывает ее, затем они меняются ролями. «Преврати ноту (ключ) в смешную фигурку». Путем дорисовывания или прорисовывания ноты (скрипичного ключа) превращаются в «человечков», «зверюшек» или другие смешные фигурки.
«Найди свою ноту». На столе раскладываются карточки с нотами. Ребенок получает карточку с нотой. Надо найти «свою». «Нарисуй столько же». Ребенок рисует (раскрашивает, наклеивает) столько одинаковых нот, сколько показывает учитель . «Выполни движение». Учитель предлагает (присесть, подпрыгнуть) ребенку столько раз, сколько услышана проигранная на фортепиано нота. «Ноты на кубиках». Воспользовавшись игральным кубиком, дети находят ноту, соответствующую ноте, наигранную учителем на фортепиано. «Подбери пары». К карточке с нотой подбирается нота на кубике или наоборот «Правильно ли это?» Демонстрируются две карточки, ребенку надо определить, соответствует ли изображение ноты на одной карточке, изображению на другой карточке. «Найди такую же». На листе бумаги изображены ноты, отличающиеся цветом, размером, формой. Надо найти, отвлекаясь от несущественных признаков, одинаковые ноты. «Пронумеруй предметы». Предлагается рисунок, на котором нужно восстановить последовательность звукоряда (это можно выполнить по типу пазла) «Определи соседнюю» Учитель показывает любую ноту. Задание: найти их на карточках и показать “соседей”. «Наклей ноты» Предлагается наклеить ноты по порядку. «Какая нота убежала?» Ребенок рассматривает карточки с нотами и запоминает их. Учитель меняет их местами. Малыш указывает, что изменилось. Если какая-либо карточка убирается, ребенок угадывает, какой ноты не стало. «Что перепуталось?» На столе карточки с нотами перевернуты “вверх ногами” или “вниз головой”, или даны в “зеркальном” отражении. Ребенок должен вернуть ноту в правильное положение. «Назови и выложи». ученику предлагается назвать и выложить из нот слова (Мишка, Фара) «Опиши ноту». Ученику предлагается описать ноту. Например: эта нота стоит на 1 этаже, на первой линейке, на 1 лесенке и т.д.
«Напиши ноту» ноты (скрипичный ключ) пишут пальцами в воздухе, на запотевшем стекле, палочкой на земле, мелом на асфальте и т.д. «Укрась нотами». Предлагается расписать нотами (восьмыми, четвертными, шестнадцатыми) наряд сказочных героев, кусок ткани, украсить новогоднюю елку и т.д. «Придумать сказку к звукоряду до-до», нарисовать картинный ряд к сказке
( В ДО-ме жила девочка по имени РЕ-зеда. У этой девочки был друг МИ-ша. ФА-милия у него была СОЛЬ-кин. А подругой была Ля-ля СИ -ДОрова.… |