|
Рабочая программа
по предмету
Информатика и икт
для начальной ступени
базовый уровень
3 Б класс
Составитель: Пономарева О. В.
учитель начальных классов г. Москва
2013 - 2014
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе действующей программы для общеобразовательных учреждений. «Программа пропедевтического курса информатики ( 1-6 классы)». Автор: А.В.Горячев. Издательство: Москва, «БАЛАСС», 2004 год.
Программа реализована в учебнике «Информатика в играх и задачах», 3 класс, часть 1,2. Авторы: А.В.Горячев, Т.О.Волкова, Н.И.Суворова, К.И.Горина. Издательство: Москва «БАЛАСС», 2012 год.
Предмет «Информатика» является модулем в учебном предмете «Технология». Программа реализует стандарты первого поколения в третьих классах и учитывает реальные рамки учебного времени, познавательные возможности обучающегося данного возраста. В ней сохранён замысел авторов и содержание программы, которая рассчитана на 34 годовых часа (1 час в неделю).
Основные цели пропедевтического курса:
Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике:
• Применение формальной логики при решении задач: построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций («если –то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если…и…., то…»);
• Алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• Системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• Объектно-ориентированный подход: самое важное – объекты, а не действия, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».
2. Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. 3. Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения логических задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения)
В результате обучения учащиеся будут уметь: • Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов); • Называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса; • Понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; • Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; • Изображать графы; • Выбирать граф. Правильно изображающий предложенную ситуацию; • Находить в схеме область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Методы, используемые на уроке: • Исследовательский; • Метод доступности; • Метод наглядности; • Метод получения новых знаний и др. Способы проверки знаний: Контроль за уровнем достижений учащихся по информатике проводится в форме тестов, контрольных работ, а также в виде устного опроса. Методическое обеспечение: Дидактический и раздаточный материал. Список литературы рекомендованный учащимся: Учебник «Информатика в играх и задачах», 3 класс, часть 1,2. Авторы: А.В.Горячев, Т.О.Волкова, Н.И.Суворова, К.И.Горина. Издательство: Москва «БАЛАСС», 2012 г. учителю: А.В.Горячев, Т.О.Волкова и др. Методические рекомендации 3 класс. Издательство: Москва «БАЛАСС», 2010 год.
Содержание курса
предмета «Информатика и ИКТ» 3 класс 1. Алгоритмы (9 часов).
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы. 2. Группы (классы) объектов (8 часов).
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов. 3. Логические рассуждения (10 часов).
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья. 4. Применение моделей (схем) для решения задач (7 часов).
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности. Требования к уровню подготовки обучающихся. В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс
№
| Изучаемый раздел,
тема учебного материала
| Количество часов
| Календарные сроки
| Планируемые результаты
| Контрольно-
измерительные материалы
| планируемые
| фактические
| знания
| умения
| ОУУН
и способы деятельности
| 1. Алгоритмы.
| 9
|
|
|
|
|
|
| 1
| Введение. Алгоритм.
| 1
|
|
| – алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели;
– формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись;
– линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы;
| – понимать построчную запись алгоритмов;
– выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
– понимать запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
| – анализировать условия учебной задачи;
– умение оценивать работу в соответствии с критериями;
– оценивать работу товарища;
– участвовать в коллективном обсуждении;
– планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
– поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений;
|
| 2
| Схема алгоритма.
| 1
|
|
|
| 3
| Ветвление в алгоритме.
| 1
|
|
|
| 4
| Цикл в алгоритме.
| 1
|
|
|
| 5
| Алгоритмы с ветвлениями и циклами.
| 1
|
|
|
| 6
| Алгоритмы. Закрепление пройденного материала.
|
|
|
|
| 7
| Подготовка к контрольной работе.
| 1
|
|
|
| 8
| Контрольная работа №1 «Алгоритмы».
| 1
|
|
| Контрольная работа №1 «Алгоритмы».
| 9
| Работа над ошибками. Решение трудных задач.
| 1
|
|
|
| 2. Группы (классы) объектов.
| 8
|
|
|
|
|
|
| 9
| Состав и действия объектов.
| 1
|
|
| – общие названия и отдельные объекты;
– разные объекты с общим названием;
– разные общие названия одного отдельного объекта;
– состав и действия объектов с одним общим названием;
– отличительные признаки;
– значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе;
– имена объектов;
| – описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия;
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
– именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп;
– записывать значения признаков в виде таблицы;
– описывать особенные свойства предметов из подгруппы.
| – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
– синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
– выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
– аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
– участвовать в коллективном обсуждении;
|
| 10
| Группа объектов. Общее название.
| 1
|
|
|
| 11
| Общие свойства объектов группы. Выделение объекта из группы.
| 1
|
|
|
| 12
| Единичное имя объекта. Отличительные признаки.
| 1
|
|
|
| 13
| Подготовка к контрольной работе.
| 1
|
|
|
| 14
| Контрольная работа № 2 «Группы объектов».
| 1
|
|
| Контрольная работа №2 «Группы объектов».
| 15 -16
| Работа над ошибками. Решение занимательных задач.
| 1
|
|
|
| 3. Логические рассуждения.
| 10
|
|
|
|
|
|
| 18
| Множество. Число элементов множества.
| 1
|
|
| – понятия множество, подмножество;
– высказывания со словами «все», «не все», «никакие»;
– отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность);
– истинность высказываний со словом «не»;
– истинность высказываний со словами «и», «или»;
– графы и их табличное описание;
– пути в графах;
– деревья;
| – определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству);
– определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств).
– отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания;
– строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ»;
– определять истинность составных высказываний.
– выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений.
| – синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
– установление причинно-следственных связей;
– построение логической цепи рассуждений;
– анализировать условия учебной задачи;
– умение оценивать работу в соответствии с критериями;
– признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения;
|
| 19
| Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.
| 1
|
|
|
| 20
| Пересечение и объединение множеств.
| 1
|
|
|
| 21
| Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «Не».
| 1
|
|
|
| 22
| Истинность высказываний со словами «И», «Или».
| 1
|
|
|
| 23
| Граф. Вершины и ребра.
| 1
|
|
|
| 24
| Граф с направленными ребрами.
| 1
|
|
|
| 25
| Подготовка к контрольной работе.
| 1
|
|
|
| 26
| Контрольная работа №3 «Логические рассуждения».
| 1
|
|
| Контрольная работа №3 «Логические рассуждения».
| 27
| Работа над ошибками. Решение трудных задач.
| 1
|
|
|
| 4. Применение моделей (схем) для решения задач.
| 7
|
|
|
|
|
|
| 28
| Аналогия.
| 1
|
|
| – игра;
– анализ игры с выигрышной стратегией;
– понятие аналогии;
– понятие закономерности;
– аналогичные закономерности;
– решение задач по аналогии.
| – находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками;
– находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы;
– располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной;
– находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.
| – анализировать условия учебной задачи;
– умение оценивать работу в соответствии с критериями;
– оценивать работу товарища;
– участвовать в коллективном обсуждении;
– признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения;
|
| 29
| Закономерность.
| 1
|
|
|
| 30
| Аналогичная закономерность.
| 1
|
|
|
| 31
| Решение задач на тему «Такое же или похожее правило».
| 1
|
|
|
| 32
| Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач».
| 1
|
|
| Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач».
| 33
| Работа над ошибками. Выигрышная стратегия.
| 1
|
|
|
| 34
| Нахождение выигрышной стратегии.
| 1
|
|
|
| |
|
|