|
«Процесс диссоциации кислот, солей, оснований» Конспект урока Тема: «Процесс диссоциации кислот, солей, оснований». Цели урока: закрепить понятия электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, основные положения электролитической диссоциации. Сформировать навык составления уравнений электролитической диссоциации кислот, оснований и солей.
Задачи урока. 1. Развитие представлений о классах неорганических веществ с точки зрения ЭД; 2. Развитие представлений о процессах, происходящих с электролитами в ходе ЭД; 3. Развитие умений выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи. 4. Развитие умений создания и осмысления моделей на примере процесса электролитической диссоциации. Тип урока: комбинированный. Ход урока
I. Орг. момент (1-2мин)
II. Проверка домашнего задания (10 мин)
III.Объяснение нового материала (20)
IV. Домашнее задание (2-3 мин)
V. Закрепление (6-7 мин) II. Проверка домашнего задания.
а) На доске:
1. Выберите из списка электролиты: Na2SO4, N2, H2S, H2SO3, CH4, O2, CuO, KOH, Ba(OH)2, HNO3, KCl, Na2O,
Ba(NO3)2, H3PO4, Al2(SO4)3. 2.Чем отличаются между собой частицы, изображённые символами:
а) CI, CI, CI2 b) SO3, SO3 c) Na, Na d) S, S б) На карточке:
1. При растворении в воде 2 моль серной кислоты половина всех молекул распалась на ионы. Вычислите степень диссоциации в процентах. 2.Безводный жидкий фтороводород не проводит тока, а его водный раствор проводит ток. Чем это можно объяснить? 3. Закончите предложение одним словом
1. Отрицательнозаряженные частицы -…
2. Положительнозаряженный электрод - ….
3. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток -…
4. Атомы или группы атомов, обладающие положительным или отрицательны зарядом - …
5. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -… III. По характеру образующих ионов различают три типа электролитов: кислоты, основания, соли.
С помощью теории электролитической диссоциации дают определения и описывают свойства кислот, оснований и солей.
Учитывая гидратацию ионов, процесс диссоциации, например азотной кислоты, следовало бы изображать так:
HNO3 + nH2O = H3O+ + NO3 -* m H2O
Однако этот процесс изображают более упрощённо:
HNO3 H+ + NO3
Так же упрощённо изображают процесс диссоциации всех электролитов. Пользуясь такими схемами, нужно помнить, что в водных растворах электролитов ионы гидротированы.
Кислотами называются электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются только катионы водорода
Н3РО4 Н+ + Н2РО-4(первая ступень)
Н2РО-4 Н+ + НРO2-4 (вторая ступень)
НРО2-4 Н+ PОЗ-4 (третья ступень)
Диссоциация многоосновной кислоты протекает главным образом по первой ступени, в меньшей степени по второй и лишь в незначительной степени по третьей. Поэтому в водном растворе, например, фосфорной кислоты наряду с молекулами Н3РО4 имеются ионы (в последовательно уменьшающихся количествах) Н2РО2-4, НРО2-4 и РО3-4.
Основаниями называются электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов образуются только гидроксид-ионы.
Например:
KOH K+ + OH-; NH4OH NH+4 + OH-
Основания, растворимые в воде называются щелочами. Их немного. Это основания щелочных и щелочноземельных металлов: LiOH, NaОН, КОН, RbОН, СsОН, FrОН и Са(ОН)2, Sr(ОН)2, Ва(ОН)2, Rа(ОН)2, а также NН4ОН. Большинство оснований в воде малорастворимо.
Кислотность основания определяется числом его гидроксильных групп (гидроксогрупп). Например, NН4ОН - однокислотное основание, Са(ОН)2 - двухкислотное, Fе(ОН)3 - трехкислотное и т.д. Двух- и многокислотные основания диссоциируют ступенчато
Ca(ОН)2Са(ОН)+ + OH- (первая ступень)
Ca(OH)+Ca2++OH- (вторая ступень)
Солями называются электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металлов а также катион аммония ( NH+4) и анионы кислотных остатков
Например:
(NH4)2SO4 2NH+4 + SO2-4; Na3PO4 3Na+ + PO3-4
Так диссоциируют средние соли. Кислые же и основные соли диссоциируют ступенчато. У кислых солей вначале отщепляются ионы металлов, а затем катионы водорода. Например:
KHSO4 K+ + HSO-4
и далее
HSO-4 H++SO2-4
IV. § 2, стр 12 упр.9, 10 V. А.М.Радецкий «Дидактический материал по химии»8-9 класс
Стр.40 вариант-1,2(1-ые задания)
Карточка1.
1. При растворении в воде 2 моль серной кислоты половина всех молекул распалась на ионы. Вычислите степень диссоциации в процентах. 2.Безводный жидкий фтороводород не проводит тока, а его водный раствор проводит ток. Чем это можно объяснить? 3. Закончите предложение одним словом 1. Отрицательнозаряженные частицы -…
2. Положительнозаряженный электрод - ….
3. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток -…
4. Атомы или группы атомов, обладающие положительным или отрицательны зарядом - …
5. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…
6. Электролиты имеют …….. тип химической связи.
Мой вариант а) На доске:
1. Выберите из списка электролиты: Na2SO4, N2, H2S, H2SO3, CH4, O2, CuO, KOH, Ba(OH)2, HNO3, KCl, Na2O,
Ba(NO3)2, H3PO4, Al2(SO4)3. 2.Чем отличаются между собой частицы, изображённые символами:
а) CI, CI, CI2 b) SO3, SO3 c) Na, Na d) S, S б) На карточке:
1. При растворении в воде 2 моль серной кислоты половина всех молекул распалась на ионы. Вычислите степень диссоциации в процентах. 2.Безводный жидкий фтороводород не проводит тока, а его водный раствор проводит ток. Чем это можно объяснить? 3. Закончите предложение одним словом
1. Отрицательнозаряженные частицы -…
2. Положительнозаряженный электрод - ….
3. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток -…
4. Атомы или группы атомов, обладающие положительным или отрицательны зарядом - …
5. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…
6. Электролиты имеют …….. тип химической связи. При растворении в воде кислоты, соли и основания диссоциируют на положительные и отрицательные ионы. Свойства водных растворов электролитов определяются в первую очередь своими ионами.
Ион гидроксония
Приложение. Вариант 1. 1)Тест. «Закончи предложение одним словом». 1. Отрицательнозаряженный электрод - ….
2. Отрицательнозаряженные частицы -…
3. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток -…
4. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -… 2) Сильные электролиты - это
Примеры сильных электролитов: Вариант 2. 1)Тест. «Закончи предложение одним словом». 1. Положительнозаряженный электрод - ….
2. Положительнозаряженные частицы -…
3. Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток -…
4. Атомы или группы атомов, обладающие положительным или отрицательны зарядом - … 2) Слабые электролиты - это
Примеры слабых электролитов:
Вариант 3
Выберите из списка электролиты:
Na2SO4, N2, H2S, H2SO3, CH4, O2, CuO, KOH, Ba(OH)2, HNO3, KCl, Na2O, Ba(NO3)2, H3PO4, Al2(SO4)3. 2) При растворении в воде 2 моль серной кислоты половина всех молекул распалась на ионы. Вычислите степень диссоциации в процентах. |
|
|