Главная страница


«Процесс диссоциации кислот, солей, оснований»



Скачать 71.83 Kb.
Название«Процесс диссоциации кислот, солей, оснований»
Дата07.03.2016
Размер71.83 Kb.
ТипКонспект

Конспект урока
Тема: «Процесс диссоциации кислот, солей, оснований».
Цели урока: закрепить понятия электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, основные положения электролитической диссоциации. Сформировать навык составления уравнений электролитической диссоциации кислот, оснований и солей.

Задачи урока.
1. Развитие представлений о классах неорганических веществ с точки зрения ЭД;
2. Развитие представлений о процессах, происходящих с электролитами в ходе ЭД;
3. Развитие умений выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи.
4. Развитие умений создания и осмысления моделей на примере процесса электролитической диссоциации.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока

I. Орг. момент (1-2мин)

II. Проверка домашнего задания (10 мин)

III.Объяснение нового материала (20)

IV. Домашнее задание (2-3 мин)

V. Закрепление (6-7 мин)
II. Проверка домашнего задания.

а) На доске:

1. Выберите из списка электролиты:
Na2SO4, N2, H2S, H2SO3, CH4, O2, CuO, KOH, Ba(OH)2, HNO3, KCl, Na2O,

Ba(NO3)2, H3PO4, Al2(SO4)3.
2.Чем отличаются между собой частицы, изображённые символами:

а) CI, CI, CI2 b) SO3, SO3 c) Na, Na d) S, S
б) На карточке:

1. При растворении в воде 2 моль серной кислоты половина всех молекул распалась на ионы. Вычислите степень диссоциации в процентах.
2.Безводный жидкий фтороводород не проводит тока, а его водный раствор проводит ток. Чем это можно объяснить?
3. Закончите предложение одним словом

1. Отрицательнозаряженные частицы -…

2. Положительнозаряженный электрод - ….

3. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток -…

4. Атомы или группы атомов, обладающие положительным или отрицательны зарядом - …

5. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…
III. По характеру образующих ионов различают три типа электролитов: кислоты, основания, соли.

С помощью теории электролитической диссоциации дают определения и описывают свойства кислот, оснований и солей.

Учитывая гидратацию ионов, процесс диссоциации, например азотной кислоты, следовало бы изображать так:

HNO3 + nH2O = H3O+ + NO3 -* m H2O

Однако этот процесс изображают более упрощённо:

HNO3 H+ + NO3

Так же упрощённо изображают процесс диссоциации всех электролитов. Пользуясь такими схемами, нужно помнить, что в водных растворах электролитов ионы гидротированы.

Кислотами называются электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются только катионы водорода

Н3РО4  Н+ + Н2РО-4(первая ступень)

Н2РО-4  Н+ + НРO2-4 (вторая ступень)

НРО2-4  Н+ PОЗ-4 (третья ступень)

Диссоциация многоосновной кислоты протекает главным образом по первой ступени, в меньшей степени по второй и лишь в незначительной степени по третьей. Поэтому в водном растворе, например, фосфорной кислоты наряду с молекулами Н3РО4 имеются ионы (в последовательно уменьшающихся количествах) Н2РО2-4, НРО2-4 и РО3-4.

Основаниями называются электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов образуются только гидроксид-ионы.

Например:

KOH  K+ + OH-; NH4OH  NH+4 + OH-

Основания, растворимые в воде называются щелочами. Их немно­го. Это основания щелочных и щелочноземельных металлов: LiOH, NaОН, КОН, RbОН, СsОН, FrОН и Са(ОН)2, Sr(ОН)2, Ва(ОН)2, Rа(ОН)2, а также NН4ОН. Большинство оснований в воде малораство­римо.

Кислотность основания определяется числом его гидроксильных групп (гидроксогрупп). Например, NН4ОН - однокислотное основание, Са(ОН)2 - двухкислотное, Fе(ОН)3 - трехкислотное и т.д. Двух- и многокислотные основания диссоциируют ступенчато

Ca(ОН)2Са(ОН)+ + OH- (первая ступень)

Ca(OH)+Ca2++OH- (вторая ступень)

Солями называются электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металлов а также катион аммония ( NH+4) и анионы кислотных остатков

Например:

(NH4)2SO4  2NH+4 + SO2-4; Na3PO4  3Na+ + PO3-4

Так диссоциируют средние соли. Кислые же и основные соли диссоци­ируют ступенчато. У кислых солей вначале отщепляются ионы металлов, а затем катионы водорода. Например:

KHSO4  K+ + HSO-4

и далее

HSO-4  H++SO2-4

IV. § 2, стр 12 упр.9, 10
V. А.М.Радецкий «Дидактический материал по химии»8-9 класс

Стр.40 вариант-1,2(1-ые задания)

Карточка1.

1. При растворении в воде 2 моль серной кислоты половина всех молекул распалась на ионы. Вычислите степень диссоциации в процентах.
2.Безводный жидкий фтороводород не проводит тока, а его водный раствор проводит ток. Чем это можно объяснить?
3. Закончите предложение одним словом
1. Отрицательнозаряженные частицы -…

2. Положительнозаряженный электрод - ….

3. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток -…

4. Атомы или группы атомов, обладающие положительным или отрицательны зарядом - …

5. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…

6. Электролиты имеют …….. тип химической связи.

Мой вариант
а) На доске:

1. Выберите из списка электролиты:
Na2SO4, N2, H2S, H2SO3, CH4, O2, CuO, KOH, Ba(OH)2, HNO3, KCl, Na2O,

Ba(NO3)2, H3PO4, Al2(SO4)3.
2.Чем отличаются между собой частицы, изображённые символами:

а) CI, CI, CI2 b) SO3, SO3 c) Na, Na d) S, S
б) На карточке:

1. При растворении в воде 2 моль серной кислоты половина всех молекул распалась на ионы. Вычислите степень диссоциации в процентах.
2.Безводный жидкий фтороводород не проводит тока, а его водный раствор проводит ток. Чем это можно объяснить?
3. Закончите предложение одним словом

1. Отрицательнозаряженные частицы -…

2. Положительнозаряженный электрод - ….

3. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток -…

4. Атомы или группы атомов, обладающие положительным или отрицательны зарядом - …

5. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…

6. Электролиты имеют …….. тип химической связи.
При растворении в воде кислоты, соли и основания диссоциируют на положительные и отрицательные ионы. Свойства водных растворов электролитов определяются в первую очередь своими ионами.

Ион гидроксония

Приложение.
Вариант 1.
1)Тест. «Закончи предложение одним словом».
1. Отрицательнозаряженный электрод - ….

2. Отрицательнозаряженные частицы -…

3. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток -…

4. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…
2) Сильные электролиты - это


Примеры сильных электролитов:
Вариант 2.
1)Тест. «Закончи предложение одним словом».
1. Положительнозаряженный электрод - ….

2. Положительнозаряженные частицы -…

3. Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток -…

4. Атомы или группы атомов, обладающие положительным или отрицательны зарядом - …
2) Слабые электролиты - это

Примеры слабых электролитов:

Вариант 3


  1. Выберите из списка электролиты:


Na2SO4, N2, H2S, H2SO3, CH4, O2, CuO, KOH, Ba(OH)2, HNO3, KCl, Na2O, Ba(NO3)2, H3PO4, Al2(SO4)3.
2) При растворении в воде 2 моль серной кислоты половина всех молекул распалась на ионы. Вычислите степень диссоциации в процентах.