Главная страница

Рабочая программа по предмету математика умк «Начальная школа XXI века»



НазваниеРабочая программа по предмету математика умк «Начальная школа XXI века»
страница12/15
Дата02.03.2016
Размер2.31 Mb.
ТипРабочая программа
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны : называть ( приводить примеры) :

- тела живой и неживой природы ;

- планеты Солнечной системы ( 2-3 ) ;

- свойство воздуха, воды ;

- древние города и их достопримечательности ;

- имена отдельных руководителей государства, деятелей , просветителей Руси и России ( в соответствии с программой )

- причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ ;

различать (соотносить ) :

- год, век, арабские и римские цифры;

- название русского государства и их соответствие исторической эпохе;

- растения разных групп ( водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) ;

- животные различных групп ( одноклеточные-многоклеточные, беспозвоночные-позвоночные );

- приспособления животных к среде обитания;

- особенности внешнего вида , строения животного в зависимости от среды обитания;

- понятия « земледелие» , « ремесло» , « торговля» , « деньги»;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях :

- объяснять значение Солнца для жизни на Земле ;

- объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;

- характеризовать условия жизни на Земле ; природные зоны России;

- характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных ;

- раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека ;

- составлять описательный рассказ о животных ( растениях) по плану учителя и самостоятельно составленному;

- соблюдать правила поведения в природе ; участвовать в работе в уголке природы , на пришкольном участке;

- характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства ( объединение славян,

принятие христианства, крепостное право, возникновение ремёсел, развитие городов) ;

- рассказывать об особенностях жизни в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

- работать с географической и исторической картой, глобусом ( в соответствии с заданиями рабочей тетради) ,

работать с контурной картой по заданию учителя ;

- знать географическое положение своей малой Родины, уметь показывать на карте России, края.

- приводить примеры растений, грибов, животных своей местности

- знать природные сообщества Завьялова.

ГБОУ СОШ № 281 г. Москвы


«СОГЛАСОВАНО»

«СОГЛАСОВАНО

«УТВЕРЖДАЮ»

МО учителей начальных классов ГБОУ СОШ № 281 г. Москвы


Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 281 г. Москвы


Директор

ГБОУ СОШ № 281 г. Москвы



________________________


_______________________


______________________

Протокол № ______ от




Приказ № _______ от

«___» ____________ 2013 г.

«___» ____________ 2013 г.

«___» ____________ 2013 г.












Рабочая программа

по предмету изо и художественный труд

для начальной ступени

базовый уровень

3 Б класс

Составитель: Пономарева О. В.

учитель начальных классов

г. Москва

2013 - 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящий развернутый тематический план разработан на основе учебной программы Б. М.Не­менского «Изобразительное искусство и художественный труд» (2005 год). Тематический план ориентирован на использование:

учебника:

- Горяева, Н. А., Неменская, Л. А., Питерских, А. С. Искусство вокруг нас. - М: Просвещение,
20_

дополнительных пособий для учителя:

  • Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд. - М.: Просвещение, 1998;

  • Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. - Ижевск, 1998;

  • Колокольников, В. В. Рисование в педагогическом училище. -М.: Просвещение, 1965;

  • Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. - М: Агар, 1998;

  • Фомина, Н. Н. ИЗО и художественный труд. 5-8 классы. - М: Просвещение, 1995;

дополнительных пособий для учащихся:

  • Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. - М.: Мозайский, 1999,

  • Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991,

  • Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.

  • Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ООО «Фир­ма МХК», 2000;



Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную гра­мотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценно­стных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на фор­мирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информа­ционном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реа­лизации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориента­ции, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овла­дения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения ИЗО:

  • Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения ИЗО, выраже­нию в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессио­нального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, много­национальной культуре.

  • На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний основ художественной грамотности;

овладение способами использования приобретенных знаний и умений;

освоение компетенций:

ценностно-смысловая,

ценностно-ориентационная, рефлексивная,

коммуникативная,

личностное саморазвитие.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенст­вование навыков художественного творчества. Во втором - дидактические единицы, которые содер­жат сведения по теории и практике использования художественных материалов. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, ценностно-ориентационной компетенций учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким об­разом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершен­ствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенно­стями развития учащихся. Профильное изучение предмета включает подготовку учащихся к осознан­ному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития художе­ственных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия миро­воззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных за­нятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям мировой культуры и искусства, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необ­ходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, наце­ленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на пере­дачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообра­зованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельно­му поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессио­нальная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандарт­ные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

В настоящем тематическом плане реализуется модифицированная программа «Искусство вокруг нас», Б. М. Неменский, 34 часа.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимально­му объему содержания образования по ИЗО и с учетом направленности классов, реализуются програм­мы следующих уровней: базисный — в 3 классах, продвинутый - в 3 классах.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных уроков, спроектиро­ваны цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концеп­ции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельно­сти, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В госу­дарственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человече­ской деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса изобразительного искусства.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформирован­ных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений об искусстве будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на ос­нове личностного осмысления художественных фактов и явлений. Особое внимание уделяется позна-

ательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это пред­полагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики де­ловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Для гуманитарного образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до полу­чения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоя­тельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов - в пла­не это является основой для целеполагания

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, что отражает важнейшую особенность педагогической концеп­ции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образова­тельных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и ин-тегративным результатам.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформирован­ных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений об ИЗО будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления художественных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познава­тельной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предпо­лагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики (дело­вых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.).
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках учащиеся мо­гут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мне­ние), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными слова­ми»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Ин­тернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуа­цией общения осознанно выбирать выразительные средства языка.

Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: форму­лировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации художест­венные сведения, участвовать в дискуссиях по проблемам искусства, видов искусства и др.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (поста­новка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формули­ровать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патрио­тизма.

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспече­ния учебного процесса.

В частности: в 3 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое осна­щение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использова­ние следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: ЭЭ, элек­тронная версия музеев мира.

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса (базовый уровень) Ученики должны знать:

  • основные виды и жанры изобразительных искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

• имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные про­
изведения;

  • названия наиболее крупных художественных музеев России;

  • названия известных центров народных художественных ремесел России.

Ученики должны уметь:

применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;

Ученики должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:

  • для самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.;

владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориента-ционной,рефлексивной.

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  4. Тестирование


Список методической литературы

  1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. - М: Просвещение, 1984.

  2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник. -М: Просвещение, 1984.

  3. Алексахин, Н. Матрешка. -М.: Просвещение, 1988.

  4. Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству. - СПб., 2004.

  5. Басина, Н. С кисточкой и музыкой в ладошке. — М.: Линка-Пресс, 1997.

  6. Дорожкин, Ю. Г. Городецкая роспись. -М.: Мозайский, 1999.

  7. Дорожкин, Ю. Г. Жостовская роспись. -М.: Мозайский, 1999.

  8. Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. - М.: Мозайский, 1999.

  9. Жегалова, С. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.




  1. Ильченко, М. Методическое пособие по городецкой росписи. - М.: ИД «Грааль», 2002.

  2. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. -М.: Высшая школа, 1992.

  3. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. - М.: Агар, 1988.

  4. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003.

  5. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. - М.: Просвещение, 2003.

  6. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2003.

  7. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 классы. - М.: Просвещение, 2003.

  8. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1995.

  9. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Агар, 1998.

  10. Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. - Ижевск, 1992.

  11. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. - Воронеж: Учитель, 2003.

  12. Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева - М.: Агар, 1998.

Критерии и нормы оценки обучающихся

Этапы оценивания детского рисунка:

  как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

  характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

  качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

  владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

  общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15