Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса К концу обучения в 3 классе учащиеся должны : называть ( приводить примеры) :
- тела живой и неживой природы ;
- планеты Солнечной системы ( 2-3 ) ;
- свойство воздуха, воды ;
- древние города и их достопримечательности ;
- имена отдельных руководителей государства, деятелей , просветителей Руси и России ( в соответствии с программой )
- причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ ;
различать (соотносить ) :
- год, век, арабские и римские цифры;
- название русского государства и их соответствие исторической эпохе;
- растения разных групп ( водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) ;
- животные различных групп ( одноклеточные-многоклеточные, беспозвоночные-позвоночные );
- приспособления животных к среде обитания;
- особенности внешнего вида , строения животного в зависимости от среды обитания;
- понятия « земледелие» , « ремесло» , « торговля» , « деньги»;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях :
- объяснять значение Солнца для жизни на Земле ;
- объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
- характеризовать условия жизни на Земле ; природные зоны России;
- характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных ;
- раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека ;
- составлять описательный рассказ о животных ( растениях) по плану учителя и самостоятельно составленному;
- соблюдать правила поведения в природе ; участвовать в работе в уголке природы , на пришкольном участке;
- характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства ( объединение славян,
принятие христианства, крепостное право, возникновение ремёсел, развитие городов) ;
- рассказывать об особенностях жизни в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
- работать с географической и исторической картой, глобусом ( в соответствии с заданиями рабочей тетради) ,
работать с контурной картой по заданию учителя ;
- знать географическое положение своей малой Родины, уметь показывать на карте России, края.
- приводить примеры растений, грибов, животных своей местности
- знать природные сообщества Завьялова.
ГБОУ СОШ № 281 г. Москвы
«СОГЛАСОВАНО»
| «СОГЛАСОВАНО
| «УТВЕРЖДАЮ»
| МО учителей начальных классов ГБОУ СОШ № 281 г. Москвы
| Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 281 г. Москвы
| Директор
ГБОУ СОШ № 281 г. Москвы
|
________________________
|
_______________________
|
______________________
| Протокол № ______ от
|
| Приказ № _______ от
| «___» ____________ 2013 г.
| «___» ____________ 2013 г.
| «___» ____________ 2013 г.
|
|
|
|
Рабочая программа
по предмету изо и художественный труд
для начальной ступени
базовый уровень
3 Б класс
Составитель: Пономарева О. В.
учитель начальных классов
г. Москва
2013 - 2014 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящий развернутый тематический план разработан на основе учебной программы Б. М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (2005 год). Тематический план ориентирован на использование:
• учебника:
- Горяева, Н. А., Неменская, Л. А., Питерских, А. С. Искусство вокруг нас. - М: Просвещение, 20_
• дополнительных пособий для учителя:
Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд. - М.: Просвещение, 1998;
Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. - Ижевск, 1998;
Колокольников, В. В. Рисование в педагогическом училище. -М.: Просвещение, 1965;
Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. - М: Агар, 1998;
Фомина, Н. Н. ИЗО и художественный труд. 5-8 классы. - М: Просвещение, 1995;
• дополнительных пособий для учащихся:
Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. - М.: Мозайский, 1999,
Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991,
Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.
Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения ИЗО:
Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения ИЗО, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний основ художественной грамотности;
овладение способами использования приобретенных знаний и умений;
освоение компетенций:
ценностно-смысловая,
ценностно-ориентационная, рефлексивная,
коммуникативная,
личностное саморазвитие.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков художественного творчества. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории и практике использования художественных материалов. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, ценностно-ориентационной компетенций учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение предмета включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития художественных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям мировой культуры и искусства, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
В настоящем тематическом плане реализуется модифицированная программа «Искусство вокруг нас», Б. М. Неменский, 34 часа.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по ИЗО и с учетом направленности классов, реализуются программы следующих уровней: базисный — в 3 классах, продвинутый - в 3 классах.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса изобразительного искусства.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений об искусстве будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления художественных фактов и явлений. Особое внимание уделяется позна-
ательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Для гуманитарного образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов - в плане это является основой для целеполагания
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, что отражает важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и ин-тегративным результатам.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений об ИЗО будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления художественных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики (деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.). Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка.
Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации художественные сведения, участвовать в дискуссиях по проблемам искусства, видов искусства и др.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса.
В частности: в 3 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: ЭЭ, электронная версия музеев мира.
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса (базовый уровень) Ученики должны знать:
основные виды и жанры изобразительных искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
• имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные про изведения;
названия наиболее крупных художественных музеев России;
названия известных центров народных художественных ремесел России.
Ученики должны уметь:
• применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
Ученики должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:
для самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.;
владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориента-ционной,рефлексивной.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового) Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося. Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Список методической литературы
Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. - М: Просвещение, 1984.
Алехин, А. Д. Когда начинается художник. -М: Просвещение, 1984.
Алексахин, Н. Матрешка. -М.: Просвещение, 1988.
Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству. - СПб., 2004.
Басина, Н. С кисточкой и музыкой в ладошке. — М.: Линка-Пресс, 1997.
Дорожкин, Ю. Г. Городецкая роспись. -М.: Мозайский, 1999.
Дорожкин, Ю. Г. Жостовская роспись. -М.: Мозайский, 1999.
Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. - М.: Мозайский, 1999.
Жегалова, С. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.
Ильченко, М. Методическое пособие по городецкой росписи. - М.: ИД «Грааль», 2002.
Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. -М.: Высшая школа, 1992.
Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. - М.: Агар, 1988.
Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003.
Неменский, Б. М. Твоя мастерская. - М.: Просвещение, 2003.
Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2003.
Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 классы. - М.: Просвещение, 2003.
Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1995.
Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Агар, 1998.
Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. - Ижевск, 1992.
Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. - Воронеж: Учитель, 2003.
Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева - М.: Агар, 1998.
Критерии и нормы оценки обучающихся
Этапы оценивания детского рисунка:
как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
|