|
Рабочая программа к учебному курсу «Математика»
МОУ СОШ № 40 г. Твери
Согласовано на заседании МО
/указать название МО/
«….» сентября 2011 г.
Руководитель МО
/ Иванова О.В. /
| Утверждаю.
Директор МОУ СОШ № 40
/Гулина И.А./
Приказ №
«…..» сентября 2011 г.
|
Рабочая программа к учебному курсу
« Математика»
6 класс.
Составлено в соответствии с курсом по математике по программе Г.М.Кузнецовой, Н.Г.Миндюк Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации. Учебник – Н.Я.Виленкин и др. Математика 6 кл. М., Мнемозина, 2010г. Подготовила учитель математики – Головина Наталья Олеговна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА МАТЕМАТИКИ для 5- 6 классов. Пояснительная записка. Данная программа курса математики для 5- 6 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной государственной программы, с базисным учебным планом 2004г. и предусматривает использование учебников «Математика 5» и «Математика 6» авторов Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова и С. И. Шварцбурда. Программа курса 5 класса рассчитана на 5 часов в неделю, всего 170 часов в год; программа курса за 6 класс рассчитана на 5 часов в неделю, всего 170 часов в год.
Срок реализации рабочей учебной программы 2 года.
Учебный предмет «Математика» в 5 и 6 классах опирается на вычислительные навыки, способы решения задач, представления о простейших геометрических фигурах, полученные на уроках математики в начальной школе. Усвоение обучающимися данной программы необходимо для успешного изучения систематических курсов алгебры и геометрии основной и средней школы. Многие темы курса являются базовыми для изучения тем других школьных предметов: физика, химия, информатика, география, технология.
Цели изучения математики в 5- 6 классах:
Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни;
формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;
Задачи:
систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять письменно и устно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики ;
расширение представлений учащихся об измерении геометрических величин и систематизация сведений о единицах измерения;
формирование умения решать практические задачи на пропорции и проценты;
подготовка учащихся к преобразованию выражений, решению уравнений;
знакомство учащихся с координатной прямой и координатной плоскостью
Теоретический материал излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действия с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составления уравнений, продолжают знакомиться с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
При составлении рабочей программы использовалась традиционная методика планирования. Программа включает пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки, контроль уровня обученности, перечень литературы и средств обучения.
Принцип модульности предполагает построение единиц учебного материала в виде блоков - модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов в расчете по 2 часа или по 1 часу на каждый урок модуль. Из блоков модулей как из элементов конструируется учебный курс по предмету. Элементы внутри блока – модуля взаимозаменяемые и подвижны.
Ведущие принципы – учет возрастных особенностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей учащихся, практическая направленность преподавания, выработка необходимых для этого навыков.
Программа курса математики за 5 класс представлена 9 разделами курса. Первые 8 разделов рассчитаны на изучение соответствующих программе тем, 9-й раздел рассчитан на повторение курса математики за 5 класс.
Программа курса математики 6 класс состоит из 10 блоков – модулей. Первые 9 блоков рассчитаны на изучение соответствующих программе тем. 10-й блок рассчитан на повторение курса математики за 6 класс.
Количество часов на изучение разделов курса распределено с учётом уровня сложности конкретных тем. Внутри раздела - модуля часы распределены в зависимости от сложности уровня усвоения материала учащимися. Выделены часы на проведение контроля за ЗУН учащихся в соответствии с примерной программой.
Каждый раздел имеет свою комплексно - дидактическую цель, в ней указаны те знания, которыми должны овладеть учащиеся, а также заложены те умения, которые должны быть отработаны по программе и контрольную работу по теме.
При подаче учебного материала применяется индивидуальный подход, развивающие и игровые методики обучения. Преподавание ведется с использованием элементов современных педагогических технологий. Используемый учебный методический комплекс для реализации рабочей программы полностью соответствует поставленным целям, задачам и содержанию программы.
Новизна данной учебной программы заключается во внедрении в учебный процесс компьютерных технологий. Компьютерное обеспечение уроков Демонстрационный материал (слайды).
Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся. При решении любых задач использование графической интерпретации условия задачи, ее решения позволяет учащимся понять математическую идею решения, более глубоко осмыслить теоретический материал по данной теме.
Задания для устного счета.
Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.
Электронные учебники.
Они используются в качестве виртуальных лабораторий при проведении практических занятий, уроков введения новых знаний. В них заключен большой теоретический материал, много тренажеров, практических и исследовательских заданий, справочного материала. На любом из уроков возможно использование компьютерных устных упражнений, применение тренажера устного счета, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает вычислительные навыки, так как позволяет осуществить иной подход к изучаемой теме.
Использование компьютерных технологий в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.
Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения курса математики 5-6 классов ученик должен:
Знать\понимать:
существо понятия алгоритма;
как используются простейшие математические формулы; примеры их применения для решения практических задач;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
Уметь:
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задач, связанные с отношением и пропорциональностью величин, дробями и процентами;
решать линейные уравнения ;
решать текстовые задачи на составление линейного уравнения;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчётных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычислений с использованием различных приёмов;
интерпретации результатов решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых явлений и процессов.
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Общие учебные умения и навыки и способы деятельности В процессе освоения содержания курса математики 5-6 классов учащиеся должны развивать следующие общие учебные умения, навыки способы деятельности:
использование для познания окружающего мира методов: наблюдение, измерение, опыт, моделирование и т.д.; умение разделять процессы на этапы, звенья; выделять причинно-следственные связи;
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
сравнение, сопоставление классификация объектов;
исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике;
творческое решение учебных и практических задач;
адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в соответствии с целью учебного задания;
осознанное беглое чтение текстов;
владение монологической и диалогической речью; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной и письменной речи результатов своей деятельности;
использование таблиц, схем;
использование для решения познавательных задач различных источников информации ( энциклопедии, электронные ресурсы, Интернет-ресурсы);
Самостоятельная организация учебной деятельности; владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умене предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей;
Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
Владение умениями совместной деятельности: согласование деятельности с другими участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных ценностей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Математика 6 класс
№ п\п
|
Наименование темы
| Кол-во часов
| 1
| Делимость чисел
| 20
| 2
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
| 22
| 3
| Умножение и деление обыкновенных дробей
| 32
| 4
| Пропорции и отношения
| 19
| 5
| Положительные и отрицательные числа
| 13
| 6
| Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
| 11
| 7
| Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
| 15
| 8
| Решение уравнений
| 17
| 9
| Координаты на плоскости. Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей.
| 16
| 10
| Повторение
| 5
|
| Итого часов
| 170
|
Содержание тем учебного курса 6 класс
Раздел 1 ДЕЛИМОСТЬ ЧИСЕЛ (20ч.) Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3 и 9, 5 и 10. Простые и составные числа. Взаимно простые числа. Разложение натурального числа на простые множители. Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов
Комплексно – дидактическая цель (КДЦ): овладение содержанием всех модулей позволяет завершить изучение натуральных чисел и подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.
В результате изучения материала учащиеся должны
знать:
понятия «делитель» и «кратное»;
общий делитель и общее кратное;
признаки делимости на 2,3,5,9,10;
простые и составные числа;
разложение натурального числа на простые множители.
уметь:
находить делители натуральных чисел;
находить общий делитель нескольких чисел;
находить кратные числа;
находить общее кратное нескольких чисел;
указывать числа, делящиеся на 2,3,5,10;
разложить число на множители.
уметь раскладывать число на простые множители;
применять полученные знания о делителе и кратном в стандартных условиях или при небольших отклонениях от них.
Развивать: культуру вычислительных навыков; умение работать в коллективе, паре, группе;
математическую речь.
Воспитывать: культуру общения; умение слушать; уверенность в себе и в своих знаниях.
|
|
|