|
Урок алгебры в 9 классе в системно-деятельностном подходе к обучению по теме «Решение задач на построение графиков функций» Урок алгебры в 9 классе в системно-деятельностном подходе
к обучению по теме «Решение задач на построение графиков
функций».
Подготовила Иванова Марина Николаевна, учитель
математики МАОУ «Гимназия № 2» г. Великий
Новгород.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Цели урока:
1) образовательная – систематизация учебного материала по теме, применение знаний и умений к решению задач повышенной сложности, контроль за степенью усвоения материала по теме;
2) развивающая – развитие умения анализировать, строить аналогии, обобщать, ставить и решать проблему;
3) воспитательная – развитие коммуникативной культуры, монологической и диалогической речи.
Материал к уроку
Слайды.
Сборники задач.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте! Сегодняшний урок мы посвятим решению задач ГИА на
построение графиков функций повышенной сложности. Как вы думаете, почему этой теме стоит уделить более пристальное внимание? (функцио-нальная линия – сквозная линия курса алгебры; для выполнения этих заданий надо знать большой теоретический материал; при построении графиков допускается много ошибок на ГИА).
- Все ли из вас умеют хорошо строить графики кусочно заданных функций или функций, содержащих знак модуля?
- Каких знаний вам не хватает, чтобы успешно справляться с такими заданиями?
Актуализация и фиксирование затруднений в пробном действии.
1 слайд. Что представлено на 1 слайде? Какие вопросы вы поставили бы? Видели ли вы эти вопросы где-то раньше? Сравните свои вопросы с теми, что предлагаются в заданиях -2,3,4 слайды.
Выявление места и причины затруднения.
- Все ли из вас знают, как начать решение этих задач?
- Какая проблема может возникнуть при решении?
- Знаете ли вы весь теоретический материал, который необходим при решении этих задач? (Проблема – составить план действий, модель).
- А как бы вы назвали то мыслительное действие, которое позволит разбить задачу на части? (анализ).
- Как называется обратная мыслительная операция? (синтез). 5 слайд – прочитайте определения этих понятий.
- Что вы чаще применяете при решении задач? (анализ) Когда используется синтез? (при составлении задач) Это трудно?
Построение проекта выхода из затруднения.
- Как вы думаете, какова же цель сегодняшнего урока?
- Сформулируйте ее. 5 слайд.
- Как мы будем работать над задачей? ( Разбивать ее на части, теоретически обосновывать каждую часть, составлять план или алгоритм).
- 1 и 2 задачи мы решим с вами вместе, выберем оптимальный вариант оформления решения. 3 задачу вы попробуете решить самостоятельно, работая в парах. Затем вам будет предложена возможность проверить свое решение и сравнить его с образцом.
Реализация построенного проекта.
Решение в тетрадях 1 и 2 задач. Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, проговаривается теоретический материал, составляется план решения, который фиксируется в тетради. Выбирается оптимальный вариант оформления решения задачи. Работа со слайдом 6.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Итак, сформулируйте алгоритм ваших действий.
- На какие моменты в построении графика надо обратить особое внимание?
- На что надо обратить внимание в постановке дополнительного вопроса к задаче?
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учащимся предлагается решить 3 задачу, работая в парах. Составить пошаговый план решения. Затем демонстрируется 7,8 слайды. Ученики сравнивают свой план и решение с образцом. Учителем предлагается отметить в тетрадях знаком «+» те этапы решения задачи, которые совпали с образцом.
- Кому удалось решить задачу правильно?
- В каких пунктах плана допустили ошибки?
Включение в систему знаний и повторение.
- Скажите, где мы будем применять полученный алгоритм?(при решении задач на построение графиков кусочно заданных функций или функций, содержащих знак модуля).
- Тем, кто хорошо справился с решением задач на уроке, я хотела бы предложить следующее домашнее задание: составить подобную задачу. Какую мыслительную операцию вы будете применять? (Синтез). Второй вариант домашнего задания: найти подобную задачу в различных сборниках задач и решить ее.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Наш урок завершается. Значит, что нужно сделать? (Подвести итог.)
- Какую цель мы ставили сегодня на уроке?
- Достигли ли мы этой цели? Докажите.
- В чем вы испытывали затруднения?
- Что вам помогло преодолеть их? (Алгоритм, работа в парах, учитель.)
- Оцените свою деятельность на уроке. |
|
|