Главная страница


Пояснительная записка



Скачать 111.53 Kb.
НазваниеПояснительная записка
Дата23.02.2016
Размер111.53 Kb.
ТипПояснительная записка

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  1. Теоретическое обоснование проблемы.

Актуальность.

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.

Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов к их проблемам и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и т.д.

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, могут помочь избежать трагедий.

Основной контингент учащихся учебно-образовательного учреждения VIII вида - дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из «группы риска», дети-сироты и социально-незащищенной сферы населения с различными нервными и психическими заболеваниями, которые нуждаются в своевременной специализированной помощи.

Дети и подростки с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) характеризуются состояниями повышенной тревожности, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями, суицидальными мыслями, моральной незрелостью, неспособностью тормозить свои желания, повышенной внушаемостью, импульсивностью и неправильными формами поведения.

Эта категория детей нуждается в специально организованных условиях психолого-педагогического воздействия, направленных на развитие личности, укрепление и совершенствование психологического здоровья, нормализацию межличностных отношений, на развитие чувства собственного достоинства и преодоление неуверенности в себе, на мышечную релаксацию и на включение механизмов саморегуляции, на помощь детям оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это обусловило разработку данной коррекционной программы.

Новизна данной программы заключается в том, что программа составлена на основе проведённого психодиагностического обследования подростков с ОВЗ (98 чел.) в коррекционных классах МБОУ СОШ №17 (VII вида), за период с декабря 2010г. - по май 2012г. В результате психодиагностики были выявлены имеющиеся у детей проблемы, их индивидуальные особенности и склонности личности: неумение устанавливать контакт со сверстниками, нарушение межличностного общения, зависимость от настроений, неумение контролировать свои эмоции и поведение, неумение противостоять стрессу, низкая самооценка, неуверенность в себе.

Психологическая диагностика проводилась как индивидуально, так и с группами обучающихся. Составленная база данных по имеющимся проблемам определила направление психологической помощи с данным контингентом учащихся и легла в основу разработки тем коррекционной программы. Содержание данной программы базируется на комбинаторной основе в соответствии с методическими рекомендациями следующих авторов: Анн. Л [2], Вачков И.[4], Дубровина И.В[9], Фопель К.[27] и другие.

Программа структурирована по принципу соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации с учётом групповой динамики и построена на самопознании, самосознании, саморазвитии личности.

Условия реализации программы:

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся подросткового возраста с особыми образовательными потребностями в возрасте 14-16 лет. Состав групп формируется по выявленным типичным проблемам и не меняется на протяжении всего цикла программы.

Занятия проводятся не позднее 14.00, так как для детей с ОВЗ характерна высокая степень истощаемости, которая может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. В любом случае происходит быстрая потеря интереса к работе и снижение работоспособности.

Коррекционная группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции. Психологу необходимо специально организовывать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, оказать психологическую помощь подростку в его саморазвитии.

       Психокоррекционный процесс рассчитан на его реализацию в течение учебного года и представляет цикл занятий 17 часов.  Продолжительность одного занятия в подгруппе учащихся 40 минут. Частота занятий – 1-2 раза в неделю. Занятия проводится в изолированном, просторном кабинете психолога, помещение площадью не менее 25–30 м2, чтобы одновременно в нём могли находиться до 12 человек и работа проходила в комфортных условиях.

Реализация данной программы обязательно сопровождается консультативной и просветительской работой с педагогами и родителями.

Программа практических занятий состоит из трёх блоков:

1. Развитие коммуникативных навыков «Среди людей» – создание благоприятных условий для работы группы, снятие напряжения, раскрепощение и объединение подростков, формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию. Участники учатся отстаивать свои интересы и в то же время в нужной ситуации уметь пойти на компромисс.

2. Эмоциональная поддержка «Мои эмоции» – расширение знаний о чувствах и эмоциях, развитие способности и безоценочного принятия, умения отреагировать эмоции, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

3. Отработка навыка уверенного поведения «Я смогу, я сделаю» – обучение подростков навыкам уверенного поведения, повышение самооценки, формирование свойств и качеств личности, уверенных в себе людей.

Основные цели и задачи программы.
Целью данной программы является профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.

Поставленная цель достигается за счёт решения следующих задач:

  • изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;

  • создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп;

  • обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;

  • создание устойчивой оптимистической установки на преодоление стресса;

  • выработка механизмов саморегуляции на основе сознательного волевого усилия;

  • формирование устойчивой положительной самооценки и уверенного поведения;

  • создание психологического настроя на дальнейшую деятельность.

Приёмы формы и методы работы по реализации программы:

Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:

- ритуал приветствия,

- разминку,

- основное содержание,

- рефлексию по поводу данного занятия,

- ритуал прощания.
В ходе работы используются:

- игровые методы,

- метод группового обсуждения,

- ролевые игры,

- работа в парах и тройках,

- арт-терапия в различных её видах: рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание,

- сказкотерапия,

- метод аутогенной тренировки,

- психогимнастика.

После каждой игры проводится обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как они чувствовали в той или иной роли, мотивируют свои поступки. Это даёт возможность развивать психологическую наблюдательность, научиться объяснять поведение других людей, смотреть на межличностную ситуацию глазами партнёра.

Все занятия имеют цели:

- познавательные: сделать на основе наблюдений самостоятельные выводы, зафиксировать их в знаковой и речевой форме;

- регулятивные: выделить и проговорить последовательность операций;

- коммуникативные: уметь слушать собеседника, вступать в учебный диалог, договариваться.

Основная идея занятия заключается в том, чтобы не принуждать человека к каким-либо действиям, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя. Программа направлена на формирование процесса самовоспитания и саморазвития личности детей.
Перечень средств, необходимых для реализации программы.

Аппаратные средства

  • Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео - изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

  • Мультимедиа-проектор.

Неаппаратные средства
(игры, специализированные приспособления)

  • Функционально-ориентированные игрушки и пособия.

  • Арсенал для техники АРТ-терапии ( сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы, краски, гуашь, кисти, баночки для воды, восковые карандаши, пластиллин).

  • Таблицы и рисунки, раздаточный материал на каждого ученика – наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. д.;

  • Дидактические игры (настольно-печатные, с предметами).

  • Тетради для творческих работ учащихся.

  • Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

Ожидаемые результаты:

Организованная психологическая работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.

  1. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. «Я выбираю жизнь».
РАЗДЕЛ I. Развитие коммуникативных навыков

«Среди людей» (6 часов).

  • Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

  • Мы команда.

  • Сплочение и доверие.

  • Тренинг как форма повышения толерантности.

  • Общение в моей жизни.

  • Взаимоотношение с друзьями.

РАЗДЕЛ II. Эмоциональная поддержка «Мои эмоции» (6 часов).

  • Как избавиться от стресса.

  • Я ушёл в свою обиду.

  • Пути решения конфликтов.

  • Работа с собственным эмоциональным состоянием.

  • Круг помощи.

  • Мысли, чувства, поведение.

РАЗДЕЛ III. Отработка навыка уверенного поведения «Я смогу, я сделаю» (5 часов).

  • Можно ли научиться управлять собой.

  • Проблемы можно решать.

  • Просто поверь в себя.

  • Как добиться успеха.

  • Я могу собой гордиться.

ИТОГО: 17 часов

III. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Нормативные документы

  1. Закон об образовании РФ.

  2. Конвенция о правах ребёнка

  3. Федеральная программа развития образования. 2000г.

  4. Учебные стандарты школ России. М.: Прометей, 1998г.

  5. Государственный образовательный стандарт (НРК), 1999г

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МО № 373, от 6.10.2009г.).

Список литературы, использованной при разработке программы:


  1. Агавелян O.K. Общение детей с нарушением умственного развития: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. М., 1989.

  2. Анн. Л. Психологический тренинг с подростками /- СПб.: Питер, 2001.

  3. Борщевицкая Л. Психологический час «Как научиться жить без драки» // Школьный психолог, 2006, №10.

  4. Вачков И. Как работать с агрессией. – М., 2001 г.

  5. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства подростков. Руководство для подростков.

  6. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков «В чем смысл жизни» // Школьный психолог, 2005, №5.

  7. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития // Дефектология. 1986.

  8. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.

  9. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми – М., 1999 г.

  10. Ефремов В. С. Е92 Основы суицидологии. - СПб.: «Издательство «Диалект», 2004. - 480 с:

  11. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М.: Медицина, 1982.

  12. Меннингер К. Война с самим собой. Текст взят с психологического сайта https://myword.ru

  13. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996 г.

  14. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999г.

  15. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. — 2-е изд., стер. — М.: Смысл, 2005. - 182 с.

  16. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. - Москва, «Эксмо», 2004.

  17. Мамайчук И.А. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. .

  18. Практическая психология в тестах - М., 2005 г.

  19. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Агрессивное поведение. Коррекция поведения. – М., 2006 г.

  20. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы работы школьного психолога. М., 1990.

  21. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), - М., 2004 г.

  22. Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.

  23. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей диагностика, коррекция, психопрофилактика М. 2001.

  24. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс». 2004.

  25. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006.

  26. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. – М., 1997 г.

  27. Фопель Клаус: Как научить детей сотрудничать? Издательство: Генезис, 2010 г.

  28. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – М., 1996 г.