|
Формирование универсальных учебные действия
Личностные:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
Регулятивные:
умение ставить цель работы в паре, группе, применять правила работы в парах в совместной учебной деятельности.
организация групповой и парной работы на учебных занятиях
осуществление актуального контроля на уровне произвольного внимания большинством учащихся (за исключением детей, имеющих заболевания)
умение проверять свою работу по образцу и приобретение опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
умение самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
умение планировать пути достижения целей с помощью взрослого, учитывать условия и средства их достижения в коллективных формах работы (групповой, парной);
предлагать различные варианты решения проблемы
умение анализировать условия учебной задачи с помощью взрослого
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
умение проверять свою работу по образцу и приобретение опыта самооценки этого умения на основе применения эталона;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, различать способ и результат действия, ставить новые учебные цели и задачи;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
проводить наблюдение под руководством учителя, уметь давать определение понятиям,
устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая основания и критерии для указанных логических операций с высокой степенью
самостоятельности, владеть общим приемом решения задач, строить речевое высказывание в устной и письменной форме
Уметь давать определение понятиям.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром,
договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности,
умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности контролировать действие партнера;
принимать во внимание разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;
оказывать поддержку тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности в группе, паре;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
контролировать действие партнера;
принимать во внимание разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;
умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Информационно-методическое обеспечение
Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
1С: Репетитор. Математика (КиМ) (CD).
АЛГЕБРА не для отличников (НИИ экономики авиационной промышленности) (CD).
1С: Математика. 5–11 классы. Практикум (2 CD).
Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября»: https://mat.1september.ru.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:
Министерство образования и науки РФ. – Режим доступа : https://mon.gov.ru/
Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций». – Режим доступа:https://informika.ru/
Тестирование on-line: 5–11 классы. – Режим доступа : https://kokch.kts.ru/cdo/
Путеводитель «В мире науки» для школьников. – Режим доступа : https://uic.ssu.samara.ru/~nauka/
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. – Режим доступа : https://mega.km.ru/
•Сайт энциклопедий. – Режим доступа :https://encyclopedia.ru/
Комплект цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Математика. 5 класс» авторов И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича, включающий методические рекомендации по использованию. [Электронный ресурс] – учеб. пособие для общеобразоват. учреждений, 2008 https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22/?interface=pupil&class[]=47&subject[]=16/ И.И. Зубарева, М.С. Мильштейн, В.Г. Гамбарин, Е.Е. Тульчинская, Д.В.Немасов.
Комплект цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Математика. 6 класс» авторов И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича, включающий методические рекомендации по использованию. [Электронный ресурс] – учеб. пособие для общеобразоват. учреждений, 2008 https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22/?interface=pupil&class[]=47&subject[]=16/ И.И. Зубарева, Мильштейн М.С., Гамбарин В.Г., Тульчинская Е.Е., Немасов Д.В.
УМЦ «Арсенал Образования», вебинары по вопросам методики обучения математике в 5-6 классах, https://ars-edu.ru/vebinary/webinary-provodimie-sovmestno-s-izdatelstvom-mnemozina.
Практика развивающего обучения. Сайт методической поддержки УМК «ПРО», www. ziimag.narod.ru.
ИОЦ Мнемозина. www.mnemozina.ru/
Список методической литературы по предмету.
Математика. 6 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений [Текст] / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.– 7-е изд., стер.– М.: Мнемозина, 2013.– 270 с.:
Сборник задач и упражнений по математике для 6 класса.пособие для общеобразовательных учреждений: [Текст] / В.Г. Гамбарин, И.И. Зубарева.– М.: Мнемозина, 2012. – 144 с.
Математика. 5-6 кл.: метод. пособие для учителя [Текст] / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.– 2-е изд.– М.: Мнемозина, 2008.– 104 с.: ил., табл. (в 2012 г. выйдет дополненное издание)
Математика. 6 кл.: рабочая тетрадь № 1: учеб.пособие для общеобразоват. учреждений [Текст] / И.И. Зубарева.– 2-е изд.– М.: Мнемозина, 2013.– 64
Математика. 6 кл.: рабочая тетрадь № 2: учеб.пособие для общеобразоват. учреждений [Текст] / И.И. Зубарева.– 2-е изд.– М.: Мнемозина, 2013.– 68
Математика. 6 кл.: самостоятельные работы: учеб.пособие для общеобразоват. учреждение [Текст] / И.И. Зубарева, М.С. Мильштейн; М.Н. Шанцева; под ред. И.И. Зубаревой.– М.: Мнемозина, 2012.– 143 с.
Математика: 6 кл.: разноуровневые контрольные работы. 6 вариантов: тетрадь для контрольных работ: учебное пособие для общеобразоват. учреждений [Текст] / И.И. Зубарева, И.П. Лепешонкова.– М.: Мнемозина, 2012. – 144 с.
Математика. 6 класс. Блицопрос. [Текст] / Е.Е. Тульчинская.– М.: Мнемозина, 2012.
Математиика. 5-6 классы . Тесты [Текст]./ Е.Е. Тульчинская.– М.: Мнемозина, 2012.
"Занятия математического кружка". 6 кл. [Текст] / Е.Л. Мардахаева . – М.: Мнемозина, 2012.
Математика. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование. Базовый уровень. Линия И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича / авт.сост. Н.А.Ким. - Волгоград: Учитель, 2009.
Математика. 5 класс. И.И. Зубарева [Электронный ресурс] / – мультимедийное сопровождение к учебнику, диск для ученика . 2012
Математика. 5 класс. И.И. Зубарева, М.С. Мильштейн, В.Г. Гамбарин, [Электронный ресурс] / – мультимедийное сопровождение к учебнику, диск для учителя . 2012
Список литературы для учащихся
Математика. 6 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений [Текст] / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.– 7-е изд., стер.– М.: Мнемозина, 2013.– 270 с.: ил.
Сборник задач и упражнений по математике для 6 класса.пособие для общеобразовательных учреждений: [Текст] / В.Г. Гамбарин, И.И. Зубарева.– М.: Мнемозина, 2012. – 144 с.
Математика. 6 кл.: рабочая тетрадь № 1: учеб.пособие для общеобразоват. учреждений [Текст] / И.И. Зубарева.– 2-е изд.– М.: Мнемозина, 2013.– 64 с.
Математика. 6 кл.: рабочая тетрадь № 2: учеб.пособие для общеобразоват. учреждений [Текст] / И.И. Зубарева.– 2-е изд.– М.: Мнемозина, 2013.– 68 с.: ил.
Математиика. 5-6 классы . Тесты [Текст]./ Е.Е. Тульчинская.– М.: Мнемозина, 2012.
За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1989 – 287 с.
Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы) / А.В. Мерлин, Н.И. Мерлина/ Учебное пособие, 2-е изд., испр. и доп. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2002.
История математики в школе: IV-VIкл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.
Кривоногов В. В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы. М. Издательство «Первое сентября», 2003.
Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса средней школы. М.: Просвещение, 2002-2003.
Шарыгин И.Ф., А.В. Шевкин. Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003. – 95 с.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
| Тема
урока
| Тип урока
| Элементы
содержания
| Характеристика учебной
деятельности
| Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
| Вид контроля, самостоятдеятельн
| Домашнее задание
| Дата
| Предметные
| Метапредметные
| Личностные
|
| 1
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| Повторение курса 5класса (6 ч)
| Основная цель:
формирование представлений о целостности и непрерывности курса математики 5 класса;
овладение умением обобщения и систематизации знаний учащихся по основным темам курса математики 5 класса;
развитие логического, математического мышления и интуиции, творческих способностей в области математики
|
| Натуральные числа. Буквенные выражения
| Вводный урок – постановка учебной задачи
| Сложение и вычитание натуральных чисел. Порядок действий
| Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: фронтальная беседа с классом, работа у доски и в тетрадях
| Знают правила действий с натуральными числами. Совершенствуют навыки сложения, вычитания, умножения и деления натуральных чисел
| Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь (или развивать способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней.
Познавательные: проводить анализ способов решения задач
| Выражение положительного отношения к процессу познания
|
|
|
|
| Натуральные числа. Законы арифметических действий
| Комбинированный
| Сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения.
| Взаимопроверка,индивидуальная работа у доски
Участие в диалоге, понимание точки зрения собеседника, подбор аргументов для ответа на поставленный вопрос, приведение примеров
| Закрепляют понятия: координатный луч, координата точки.
| Коммуникативные: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.
Регулятивные: составлять план выполнения заданий совместно с учителем.
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель
|
| Индивидульный опрос;
работа по карточкам
|
|
|
| Натуральные числа. Решение уравнений
| Комбинированный
|
| Перевод обычной речи на математический язык-язык цифр, знаков, действий и других символов.
|
| Коммуникативные: описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности
| Формирование навыков самоанализа и самоконтроля
| Взаимопроверка в группе; тренинг
|
|
|
| Десятичные дроби
| Вводный урок – постановка учебной задачи
| Сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Порядок действий
| Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: фронтальная беседа с классом, работа у доски и в тетрадях
| Знают правила действий с десятичными дробями. Закрепляют понятия: координатный луч, координата точки. Совершенствуют навыки сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей
| Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь (или развивать способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней.
Познавательные: проводить анализ способов решения задач
| Выражение положительного отношения к процессу познания
|
|
|
|
| Обыкновенные дроби
| Повторительно-обобщающий урок
| Умножение и деление натуральных чисел. Законы умножения. Порядок действий. Действия в скобках, действие умножения (деления)
| Формирование у учащихся навыков самодиагностирования и взаимоконтроля: работа у доски и в тетрадях, индивидуальная работа (карточки-задания)
| Знают правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми и разными знаменателями. Закрепляют навыки перехода от десятичной дроби к обыкновенной и от обыкновенной дроби к десятичной
| Коммуникативные: описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.
Регулятивные: составлять план и последовательность действий; предвосхищать временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).
Познавательные: проводить анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности
| Адекватно оценивать свою учебную деятельность
| Взаимопроверка в парах; решение нестандартных заданий
|
|
|
| Вводный контроль
| Урок систематизации знаний
| Проверка знаний, умений и навыков учащихся за курс
5 класса
| Формирование у учащихся умений осуществлять контрольную функцию; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание контрольной работы
| Применяют теоретический материал, изученный в течение курса математики 5 класса при решении контрольных вопросов
| Коммуникативные: регулировать собственную деятельность посредством письменной речи.
Регулятивные: оценивать достигнутый результат.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи
| Оценивают свою учебную деятельность
| Взаимопроверка в парах; решение нестандартных заданий
|
|
| Положительные и отрицательные числа. ( 62 час)
| Основная цель:
-Формирование представлений о положительных и отрицательных числах, координатной плоскости, модуле числа, о противоположных числах, повороте и центральной симметрии, параллельных прямых, об осевой симметрии
-формирование умений изображать параллельные прямые, применять поворот, центральную и осевую симметрию для перемещения геометрических фигур на плоскости
-овладение навыками построения фигур на координатной плоскости по координатам , вычисления числовых выражений , содержащих все алгебраические действия с числами разного знака, изображения числовых промежутков на координатной прямой
|
| Поворот и центральная симметрия
| Урок изучения нового материала
| Поворот. Центр поворота. Угол поворота.
Центральная симметрия. Центр симметрии. Центрально-симметрич-ные точки
| Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.): составление опорного конспекта, работа с демонстрационным материалом, проектирование домашнего задания
| Знакомятся с понятиями: поворот, центр поворота, центральная симметрия, центр симметрии, центрально-симметричные точки, центрально-симметричные фигуры. Осваивают правила построения фигур, симметричных относительно точки. Рассматривают правила преобразования фигур
| Коммуникативные: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.
Регулятивные: самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней.
Познавательные: устанавливать аналогии
| Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания
| Взаимопроверка в группе
|
|
|
| Поворот и центральная симметрия
| Комбинированный урок
| Центральная симметрия. Центр симметрии. Центрально-симметричные точки
| Составление опорных конспектов, формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: фронтальный опрос, выполнение практических заданий из УМК
| Выполняют поворот любой геометрической фигуры относительно заданной точки на угол 900 и угол 1800 с помощью инструментов, достраивают, изображают от руки. Строят фигуру, симметричную данной относительно точки, с помощью инструментов, достраивают, изображают от руки. Изображают центрально-симметричные фигуры. Находят центр симметрии фигуры, конфигурации
| Коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск ее достижения.
Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач
| Выражение положительного отношения к процессу познания
| Взаимопроверка в группе
|
|
|
| Поворот и центральная симметрия
| Продуктивный урок
| Центрально-симметричные фигуры. Построение фигур, симметричных относительно точки
| Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в учебной деятельности): построение алгоритма действий, выполнение практических заданий из УМК
| Строят фигуры, симметричные относительно точки. Приводят примеры фигур, имеющих центр симметрии. Находят центр симметрии. Изображают симметричные точки на координатном луче
| Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: уметь осуществлять синтез как составление целого из частей
| Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения
| выполнение практических заданий из УМК
|
|
|
| Поворот и центральная симметрия
| Урок-практикум
| Построение фигур, симметричных относительно точки
| Выполнять практические и проблемные задания на закрепление и повторение знаний из УМК
| Находят в окружающем мире, на рисунках, чертежах плоские фигуры, симметричные относительно точки. Конструируют орнаменты и паркеты, изображая их от руки, с помощью инструментов, а также используя компьютерные программы. Формулируют свойства фигур, симметричных относительно точки. Исследуют свойства фигур, имеющих центр симметрии, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование, в том числе компьютерное моделирование
| Коммуникативные: описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.
Регулятивные: предвосхищать результат и уровень
усвоения (какой будет результат?).
Познавательные: передавать основное содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде
| Адекватно оценивать свою учебную деятельность
|
|
|
|
| Поворот и центральная симметрия
| Комбинированный урок
| Изображение симметричных точек на координатном луче
| Формирование у учащихся рефлексивной деятельности: опрос по теоретическому материалу, выполнение практических заданий из УМК
| Работают с координатным лучом. Изображают симметричные точки на координатном луче.
| Коммуникативные: уметь при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск ее достижения.
Познавательные: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде
| Понимать личностный смысл учения
|
|
|
|
| Поворот и центральная симметрия
| Урок систематизации знаний
| Достоверное, невозможное и случайное событие
| Формирование у учащихся навыков самодиагностирования и взаимоконтроля: построение алгоритма действий, выполнение проблемных заданий из УМК
| Находят точку, симметричную относительно данной точки на координатном луче. Находят центр симметрии для каждой пары симметричных точек, лежащих на заданном луче
| Коммуникативные: уметь слушать и слышать друг друга.
Регулятивные: работать по составленному плану; использовать его наряду с основными и дополнительными средствами.
Познавательные: уметь осуществлять синтез как составление целого из частей
| Формирование устойчивой мотивации к анализу, исследованию
|
|
|
|
| Координатная прямая
| Урок изучения нового материала
| Координатная прямая. Координаты точек. Расположение положительных и отрицательных чисел на координатной прямой
| Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.): индивидуальный опрос, составление опорного конспекта, выполнение практических заданий из УМК
| Приводят примеры использования в окружающем мире положительных и отрицательных чисел (температура, доход/убыток, выше/ниже уровня моря и т.п.). Распознают натуральные, целые, дробные, положительные, отрицательные числа. Строят координатную прямую по алгоритму (прямая с указанными на ней началом отсчета, направлением отсчета и единичным отрезком)
| Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: составлять план выполнения заданий совместно с учителем.
Познавательные: выделять общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; классифицировать объекты
| Применять правила делового сотрудничества, давать позитивную самооценку учебной деятельности
|
|
|
|
| Положительные и отрицательные числа
| Урок проблемного изложения
| Положительные и отрицательные числа. Центр симметрии для точек на координатной прямой
| Формирование у учащихся рефлексивной деятельности: выполнение практических заданий из УМК (С-2.2)
| Знакомятся с понятиями: положительное число, отрицательное число, координатная прямая, координата точки. Знают правила сравнения чисел с помощью координатной прямой
| Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи
| Оценивать свою учебную деятельность
|
|
|
|
| Положительные и отрицательные числа
| Комбинированный урок
| Положительные и отрицательные числа
| Формирование у учащихся навыков самодиагностирования и взаимоконтроля: фронтальный опрос, работа с учебником, задачником, выполнение проблемных упражнений из УМК (С-2.3, БО-2)
| Различают положительные и отрицательные числа и располагают их на координатной прямой. Находят центр симметрии для точек координатной прямой. Определяют точку, симметричную данной относительно заданного центра симметрии
| Коммуникативные: уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Регулятивные: составлять план и последовательность действий.
Познавательные: составлять целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты
| Формирование познавательного интереса
|
|
|
| |
|
|