|
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией. Основные типы учебных занятий:
урок изучения нового учебного материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений
комбинированный урок.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные,
групповые,
индивидуально-групповые,
фронтальные.
IV. Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса. Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». http://mat.lseptember.ru.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:
Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/
Сайт ФИПИ
Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www. informika.ru/
Тестирование on-line: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/
Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции www.school-collection.edu.ru
https://openclass.ru/node/226794
https://forum.schoolpress.ru/article/44
https://1314.ru/
https://informika.ru/projects/infotech/school-collection/
https://ug.ru/article/64
https://staviro.ru
https://youtube.com/watch?v=LLSKZJA8g2E&feature=related
https://youtube.com/watch?v=Cn24EHYkFPc&feature=related
https://staviro.ru/
Предполагается использование наглядных пособий:
Портреты великих ученых-математиков.
Демонстрационные таблицы.
Комплект классных чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль;
Комплекты демонстрационных планиметрических и стереометрических тел.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование технических средств обучения:
1. Классная доска с набором магнитов
Персональный компьютер.
Видеопроектор.
V. Результаты освоения учебного предмета
Изучение математики в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:
1) в личностном направлении:
уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, вырабатывать критичность мышления;
представлять математическую науку как сферу человеческой деятельности, представлять этапы её развития и значимость для развития цивилизации;
вырабатывать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
вырабатывать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
2) в метапредметном направлении:
иметь первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов;
уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем;
уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
3) в предметном направлении:
овладеть базовыми понятиями по основным разделам содержания; представлениями об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
уметь работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
развить представления о числе, овладеть навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
уметь измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметра, площади и объема фигур.
Планируемые результаты обучения математики.
В результате изучения курса математики 5 класса обучающиеся научатся:
правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: цельное, дробное, десятичная дробь, переход от одной формы записи к другой (например, проценты в виде десятичной дроби; выделение целой части из неправильной дроби); решать три основные задачи на дроби;
проводить несложные практические вычисления с процентами, использование прикидки и оценки; выполнять необходимые измерения;
строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой; находить среднее арифметическое нескольких чисел;
выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями; округлять десятичные дроби;
распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, многоугольники, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры; владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для построения и измерения отрезков и углов;
изображать фигуры на плоскости; вычислять площади и объёмы фигур;
распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;
находить числовые значения буквенных выражений;
выработать вычислительные навыки, решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений.
В результате изучения курса математики 5 класса обучающиеся получат возможность:
познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов;
научиться решать текстовые задачи с помощью составления и решения уравнений;
научиться читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), графическом виде;
научиться решать комбинаторные задачи перебором вариантов, с помощью составления «дерева» вариантов и с помощью понятия факториал;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для подсчёта комбинаций случайных событий.
VI. Используемая литература
Жохов В. И. Математика. 5 класс. Контрольные работы для учащихся / В. И. Жохов Л. Б. Крайнева. - М.: Мнемозина, 2011.
Ершова А.П., Голобородько В. В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. — 5-е изд., испр. — М.: ИЛЕКСА, — 2010-2012.
Агаханов Н. X. Математика. Всероссийские олимпиады. 5-11 классы / Н. X. Агаханов. - М.: Просвещение, 2010.
Арутюнян, Е. Б. Математические диктанты для 5-9 классов : книга для учителя / Е. Б. Арутюнян. - М.: Просвещение, 2010.
Фарков А. В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы / А. В. Фарков. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
Математика. 5-6 класс. Тесты для промежуточной аттестации. Издание четвёртое, переработанное/ — Ростов-на-Дону. Легион; Легион-М, 2010-2012.
Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2010.
30 тестов по математике: 5–7 классы / С.С. Минаева. – М.: Издательство «Экзамен». – 190, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). ГРИФ ИСМО РАО.
Математика. Сборник геометрических задач: 5–6 классы / В.А. Гусев. – М.: Издательство «Экзамен». – 255, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). ГРИФ ИСМО РАО.
Математические олимпиады. 5–6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ / А.В. Фарков. – М.: Издательство «Экзамен». – 189, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). ГРИФ ИСМО РАО.
Представленная рабочая программа ориентирована на использование УМК Виленкина Н. Я. и д.р. и рассчитана на изучение математики в 5 классе 175 часов в год. Программа содержит разделы: пояснительная записка , содержание учебного курса математики, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного курса математики в 5 классе, а также предполагаемую используемую литературу. Представленная рабочая программа составлена на основе Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Календарно-тематическое планирование .
Условные обозначения: ИНМ – изучение нового материала ППМ – повторение пройденного материала
ЗНЗ – закрепление новых знаний КУ – комбинированный урок
УКПЗ – урок комплексного применения знаний КЗ – контроль знаний
Дата проведения урока
| № пункта
| Тема учебного занятия
| Тип учебного занятия
| Формы организации познавательной деятельности
| Характеристика основных видов деятельности ученика
| Планируемые результаты
(предметные)
| Организация самостоятельной деятельности
| Наглядность
ИКТ
| Подготовка к ГИА
| по плану
| фактическая
| Глава I. Натуральные числа
| § 1. Натуральные числа и шкалы (15 ч.)
| РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные :формирование первоначальных представлений о целостности математической науки, об этапах ее развития, о ее значимости в развитии цивилизации.
Метапредметные: сформировать первоначальные представления о числах, как о средстве выполнения математических действий, (К) – уметь организовать учебное взаимодействие в группе; умеют принимать точку зрения других, договариваться, изменять свою точку зрения
|
|
| П.1
| Обозначение натуральных чисел
| ИНМ
| Групповая - обсуждение и выведение определения «натуральное число». Фронтальная - ответы на вопросы, чтение чисел.
Индивидуальная - запись чисел.
| Описывать свойства натуральных чисел. Верно использовать в речи термины: цифра, число, называть классы, разряды в записи натурального числа.
| Уметь правильно читать и записывать натуральные числа, выполнять арифметические действия.
|
| учебник, рабочая тетрадь, таблица
| 1.1.1
Десятичная система счисления.
|
|
| П.1
| Обозначение натуральных чисел
| ЗНЗ
| Фронтальная - чтение чисел.
Индивидуальная - запись чисел.
| Читать и записывать натуральные числа, определять значимость числа, сравнивать и упорядочивать их.
|
|
| 1.1.1
Десятичная система счисления
|
|
| П.1
| Обозначение натуральных чисел
| УКПЗ
| Фронтальная - чтение чисел.
Индивидуальная - запись чисел.
| Грамматически правильно читать встречающиеся математические выражения.
| Тест №1
|
| 1.1.1
Десятичная система счисления
| Личностные: формировать культуру работы с графической информацией
Метапредметные: приводить примеры аналогов отрезков в окружающем мире, сравнивать предметы по их длине, используя их графическое изображение.
|
|
| П.2
| Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.
| ИНМ
| Групповая - обсуждение и выведение понятий «концы отрезка», «равные отрезки», «расстояние между точками», «единицы измерения длины».
Фронтальная - называние отрезков, изображенных на рисунке.
Индивидуальная - запись точек, лежащих на данном отрезке.
| Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры: точку, отрезок, прямую, многоугольник. Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире.
| Уметь изображать отрезки и треугольники с помощью чертежных инструментов. Выражать одни единицы длины через другие.
|
| линейка учебник, рабочая тетрадь,
| 7.1.1.
Начальные сведения геометрии
|
|
| П.2
| Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.
| ЗНЗ
| Фронтальная - ответы на вопросы, устные вычисления.
Индивидуальная - изображение отрезка и точек, лежащих и не лежащих на нем
| Измерение отрезков, выражение одних единиц измерения через другие.
|
| линейка учебник, рабочая тетрадь, Сообщение с презентацией на тему «Старинные меры длины и история их появления»
| 7.1.1.
Начальные сведения геометрии
|
|
| П.2
| Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.
| УКПЗ
| Групповая - обсуждение и выведение определений «треугольник», «многоугольник», их элементов.
Фронтальная - переход
от одних единиц измерения к другим.
Индивидуальная- построение многоугольника и измерение длины его стороны
| Измерение отрезков, вычисление периметров треугольников. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля.
| Тест № 2,3
| линейка учебник, рабочая тетрадь,
| 7.1.1.
Начальные сведения геометрии
| Личностные: формирование аккуратности и терпеливости при выполнении чертежей.
Метапредметные: приводить примеры аналогов треугольников, отрезков в окружающем мире.
|
|
| П.3
| Плоскость. Прямая. Луч.
| УИНМ
| Фронтальная - устные вычисления, указание взаимного расположения прямой, луча, отрезка, точек.
Индивидуальная - сложение величин, переход от одних единиц измерения к другим.
| Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры: луч, дополнительные лучи, плоскость, многоугольник.
| Уметь изображать плоскость, прямую, луч. Видеть особенности каждой фигуры.
|
| линейка учебник, рабочая тетрадь,
| 7.1.1. 7.1.3.
Начальные сведения геометрии. Прямая
|
|
| П.3
| Плоскость. Прямая. Луч.
| ЗНЗ
| Фронтальная - ответы на вопросы, указание взаимного расположения прямой, луча, отрезка, точек.
Индивидуальная - запись чисел, решение задачи.
| Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге.
| Тест № 4
| линейка учебник, рабочая тетрадь,
| 7.1.1. 7.1.3.
Начальные сведения геометрии. Прямая
| Личностные: формирование навыка изображения величин; работы по алгоритму.
Метапредметные: формировать умения сопоставлять предмет и окружающий мир, приводить примеры приборов со шкалами (Р) – составлять алгоритм и работать по алгоритму
|
|
| П.4
| Шкалы и координаты
| ИНМ
| Групповая - обсуждение и выведение понятий «штрих», «деление», «шкала», «координатный луч». Фронтальная - устные вычисления; определение числа, соответствующего точкам на шкале.
Индивидуальная - переход от одних единиц измерения к другим; решение задачи, требующее понимание смысла отношений «больше на...», «меньше в...»
| Пользоваться различными шкалами. Изображать координатный луч, наносить единичные отрезки.
| Уметь определять координату точки на луче, и изображать точку по заданной координате.
|
| линейка учебник, рабочая тетрадь,
|
|
|
| П.4
| Шкалы и координаты.
| ЗНЗ
| Фронтальная – устные вычисления; определение числа, соответствующего точкам на шкале.
Индивидуальная – изображение точек на координатном луче; переход от единиц измерения к другим
| Определять координаты точек, отмечать точки на координатном луче по заданным координатам.
|
| линейка
|
|
|
| П.4
| Шкалы и координаты.
| УКПЗ
| Фронтальная - ответы на вопросы, указание числа, соответствующего точкам на шкале
Индивидуальная - изображение точек на координатном луче; решение задачи
| Определять координаты точек, отмечать точки на координатном луче по заданным координатам.
|
| линейка
учебник, рабочая тетрадь,
|
| Личностные: формировать навыки сравнения, аналогии, выстраивания логических цепочек .
Метапредметные: располагать объекты в соответствии с их числовыми характеристиками; давать качественные характеристики объектам в соответствии с их числовыми значениями.
|
|
| П.5
| Меньше или больше
| ИНМ
| Групповая - обсуждение и выведение правил: какое из двух натуральных чисел меньше (больше), где на координатном луче расположена точка с меньшей (большей) координатой, в виде чего записывается результат сравнения двух чисел.
Фронтальная - устные вычисления; выбор точки, которая лежит левее (правее) на координатном луче.
Индивидуальная - сравнение чисел, определение натуральных чисел, которые лежат между данными числами
| Сравнивать числа по разрядам, по значимости. Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям.
| Уметь анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию , строить логическую цепочку. Оценивать результат
|
| учебник, рабочая тетрадь,
| 1.3.3. Сравнение рациональных чисел
|
|
| П.5
| Меньше или больше
| ЗНЗ
| Фронтальная - ответы на вопросы, сравнение натуральных чисел; запись двойного неравенства. Индивидуальная -изображение на координатном луче натуральных чисел, которые больше (меньше) данного; решение задачи на движение
| Сравнение отрезков по длине. Решать текстовые задачи арифметическими способами, критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
| Тест№6
| учебник, рабочая тетрадь,
| 1.3.3. Сравнение рациональных чисел
|
|
| П.5
| Меньше или больше
| УКПЗ
| Фронтальная - чтение неравенств; указание числа по описанию его места расположения на координатной прямой.
Индивидуальная - сравнение чисел, в которых некоторые цифры заменены ; доказательство верности равенства или неравенства
| Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов.
|
| учебник, рабочая тетрадь,
| 1.3.3. Сравнение рациональных чисел
| Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля
Метапредметные: Регулятивные - осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат Познавательные - выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий Коммуникативные - регулируют собственную деятельность посредством письменной речи
|
|
|
| Контрольная работа №1 «Обозначение натуральных чисел»
| КЗ
|
| Демонстрируют умение решать задачи, применяя знание свойств натурального ряда, умение изображать заданные геометрические фигуры
| Уметь строить отрезки заданной длины; измерять длину отрезка с помощью линейки; изображать прямую, луч, отрезок в соответствии с условием, определяющим их взаимное расположение; изображать точки с заданными координатами на числовом луче; уметь сравнивать натуральные числа.
|
|
|
| Резерв 1час
| §2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч)
| Личностные: формировать умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи , выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.
Метапредметные: (Р) – составляют план выполнения заданий вместе с учителем; работают по составленному плану, осуществлять контроль правильности своих действий; формировать навыки применения полученных знаний в быту, например, вычислять периметр объектов в форме треугольника и многоугольника при решении бытовых задач, (К) – умеют организовать учебное взаимодействие в группе; умеют принимать точку зрения других, договариваться, изменять свою точку зрения
|
|
| П.6
| Сложение натуральных чисел и его свойства
| ИНМ
| Групповая - обсуждение названий компонентов (слагаемые) и результата (сумма) действия сложения.
Фронтальная - сложение натуральных чисел.
Индивидуальная - решение задач на сложение натуральных чисел
| Выполнять сложение натуральных чисел. Верно использовать в речи термины: сумма, слагаемое. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении.
| Уметь складывать многозначные числа
Знать и уметь формулировать и применять переместительное и сочетательное свойства сложение натуральных чисел, свойства нуля при сложении.
Решать текстовые задачи.
|
| таблица учебник, рабочая тетрадь,
| 1.1.2 Арифметические действия над натуральными числами
|
|
| П.6
| Сложение натуральных чисел и его свойства
| ЗНЗ
| Фронтальная - ответы на вопросы, заполнение пустых клеток таблицы Индивидуальная - решение задач на сложение натуральных чисел
| Формулировать переместительное и сочетательное свойства сложение натуральных чисел, свойства нуля при сложении.
| Тест № 7
| учебник, рабочая тетрадь,
| 1.1.2 Арифметические действия над натуральными числами
|
|
| П.6
| Сложение натуральных чисел и его свойства
| УКПЗ
| Групповая - обсуждение и выведение переместительного и сочетательного свойств, сложения.
Фронтальная - устные вычисления. Индивидуальная - решение задач на нахождение длины отрезка
| Грамматически верно читать числовые выражения, содержащие действия сложения. Решать примеры на сложение многозначных чисел.
|
| учебник, рабочая тетрадь,
| 1.1.2 Арифметические действия над натуральными числами
| |
|
|