|
На изучение математики в 5 классе в МБОУ СОШ № 22 школе № 22 отводится 5 ч в неделю, итого 175 ч за учебный год. В том числе 15 контрольных работ, включая входную и итоговую контрольные работы. Уровень обучения – базовый. В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
Cпособы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих видов оценки и контроля ЗУН: входящий, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы оценки и контроля ЗУН: контрольная работа, домашняя контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, домашняя самостоятельная работа, тест, контрольный тест, устный опрос.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме итоговой контрольной работы. Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значимых тем программы,
- в начале и конце учебного года. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по математике
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике осуществляется следующим образом.
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
2. Оценка устных ответов обучающихся по математике осуществляется следующим образом:
Отметка «5» ставится, если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Отметка «4» ставится, если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
3. Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем.
Для всех учащихся в качестве подготовки к отчетной проектной деятельности за курс основной школы мы предполагаем выполнение учебного проекта по предмету. Работа по проекту проводится в течение года. Защита проекта проходит на учебном занятии или во внеурочное время. Ребятам, показавшим высокий результат при защите учебного проекта рекомендуется участие в школьной конференции. Рекомендуемые темы учебных проектов для учащихся 5 класса:
1. Большой секрет для маленькой компании или Математика и шифры.
2. Математика в профессиях моих родственников.
3. Числа и народный фольклор.
4. Интересные факты о числах.
5. Математический сундучок.
6. Зачем нужна математика?
7. Семейная математика
8. Числа вокруг нас
9. Математика – язык природы.
10. Среднестатистическая семья. Какая она?
11.Дроби в нашей жизни.
12.Дроби….Какие они?
13.Что такое процент?
14. Проценты в нашей жизни Критерии оценки проектной работы
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентацией обучающегося и отзыва руководителя.
Выделяют два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.
Примерное содержательное описание каждого критерия
Критерий
| Уровни сформированности навыков проектной деятельности
| Базовый
| Повышенный
| Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем
| Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного
| Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы
| Знание предмета
| Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки
| Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют
| Регулятивные действия
| Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.
Работа доведена до конца и представлена комиссии;
| Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.
|
| некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося
| Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно
| Коммуникация
| Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы
| Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы
|
Каждый ученик может иметь свой портфель достижений.
Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в области математики.
В состав портфеля достижений могут включаться:
результаты, достигнутые обучающимися в ходе учебной деятельности;
работы по индивидуальной траектории обучения;
учебные проекты;
результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках;
различные творческие работы;
медиапроекты.
Отбор работ для портфеля достижений ведется самим обучающимся совместно с классным руководителем, учителем предметником и при участии семьи.
II. Содержание учебного курса. 1. Натуральные числа и шкалы (15 часов)
Обозначение натуральных чисел. Отрезок, длина отрезка. Треугольник. Плоскость, прямая, луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше.
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков
Обязательные результаты обучения (стандарт):
Знать: понятие «натуральное число», разряды и классы чисел, понятия отрезок, концы отрезка, многоугольник, треугольник, вершины и стороны многоугольника и треугольника, единицы измерения длины, понятия плоскости, прямой, луча и их свойства, понятия шкалы и координатного луча, их элементов, координата, единицы массы, понятия больше и меньше, неравенство, двойное неравенство, знаки неравенства
Уметь: читать натуральные числа, разбивать числа по классам, выполнять устно и письменно арифметические действия с натуральными числами, чертить отрезки заданной длины, измерять отрезки, сравнивать длины отрезков, переводить одни единицы измерения длины в другие, строить прямые, лучи, работать со шкалой, изображать координатный луч, определять координаты точек по координатному лучу, изображать точки с заданными координатами, переводить одни единицы массы в другие, сравнивать натуральные числа, записывать результат сравнения в виде неравенства.
2.Сложение и вычитание натуральных чисел
Сложение натуральных чисел и его свойства. Вычитание. Решение текстовых задач. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнение.
Основная цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Обязательные результаты обучения (стандарт):
Знать: понятия слагаемое, сумма, периметр, свойства сложения, понятия уменьшаемое, вычитаемое, разность вычитание; свойства вычитания, понятия числового и буквенного выражения, понятия уравнение, корень уравнения, решить уравнение
Уметь: изображать сложение на координатном луче, применять свойства сложения при вычислениях, находить периметр многоугольника, изображать вычитание на координатном луче, применять свойства вычитания при вычислениях, записывать и читать буквенные выражения, составлять числовое или буквенное выражение по условию задач, находить значения числового выражения и буквенного выражения при заданных значениях букв, находить неизвестные компоненты уравнения (слагаемое, вычитаемое, уменьшаемое), решать задачи алгебраическим способом.
3. Умножение и деление натуральных чисел
Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Степень числа. Квадрат и куб числа.
Основная цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами
Обязательные результаты обучения (стандарт):
Знать: понятие умножения чисел и его компоненты, свойства умножения натуральных чисел, понятие деление и его элементы, свойства деления, понятие деления с остатком и его элементов, правило нахождения делимого по неполному частному, делителю и остатку, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания, сочетательное свойство умножения, действия первой и второй ступени, понятия степень числа, квадрат и куб числа, действия третей ступени
Уметь: умножать натуральные числа, использовать в вычислениях свойства умножения, решать текстовые задачи на умножение, делить натуральные числа, решать текстовые задачи на деление, читать и записывать выражения, содержащие действие деления, находить неизвестные множитель, делимое и делитель, решать задачи алгебраическим способом, выполнять деление с остатком, использовать правило нахождения делимого по неполному частному, делителю и остатку, решать задачи на деление с остатком, применять распределительное и сочетательное свойства умножения к упрощению выражений, решать уравнения и задачи алгебраическим способом, составлять и работать по программе и схеме выполнения действий, решать текстовые, возводить в степень, вычислять квадрат и куб числа
4. Площади и объемы
Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.
Основная цель – расширить представление учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения об единице измерения.
Обязательные результаты обучения (стандарт):
Знать: понятие формулы, формулы пути, периметра прямоугольника и квадрата, единицы измерения площади, понятие объема, формулы объема прямоугольного параллелепипеда и куба
Уметь: использовать формулы при решении задач, определять единицы измерения площади, решать задачи на нахождение объема прямоугольного параллелепипеда и куба 5. Обыкновенные дроби
Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями .Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Основная цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
Обязательные результаты обучения (стандарт):
Знать: понятия окружности и ее элементов, круга, понятие обыкновенной дроби и ее элементов, способы решения задач на дроби, правило сравнение дробей с одинаковыми знаменателями, понятие правильной и неправильной дроби
Уметь: строить окружность заданного радиуса, изображать обыкновенные дроби на координатном луче, решать различные задачи на дроби, сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, решать задачи на дроби
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближённые значения чисел. Округление чисел.
Основная цель – выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
Обязательные результаты обучения (стандарт):
Знать: понятие десятичной дроби, алгоритм сравнения десятичных дробей, алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей, понятие приближенного числа, правило округления десятичных дробей,
Уметь: читать и записывать десятичные дроби, заменять десятичную дробь обыкновенной и обыкновенную дробь десятичной, сравнивать десятичные дроби, складывать и вычитать десятичные дроби, заменять числа приближенными, округлять числа,
7. Умножение и деление десятичных дробей
Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое.
Основная цель – выработать умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями
Обязательные результаты обучения (стандарт):
Знать: алгоритм умножения и деления десятичных дробей на натуральное число, правило умножения на 10, 100, 1000, алгоритм умножения и деления десятичных дробей, правило умножения на 0,1, 0, 01, 0,001, понятие среднего арифметического, правила нахождения среднего арифметического нескольких чисел и средней скорости
Уметь: умножать и делить десятичные дроби на натуральное число, умножать и делить десятичные дроби, находить среднее арифметическое нескольких чисел и среднюю скорость
8. Инструменты для вычислений и измерений
Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертёжный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы.
Основная цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
Обязательные результаты обучения (стандарт):
Знать: устройство и предназначение микрокалькулятора, понятие процента, правила нахождения процентов от числа, числа по его процентам, процентного соотношения, понятие угла, виды углов, единицы измерения углов, устройство транспортира, понятие диаграммы, виды диаграмм
Уметь: использовать микрокалькулятор при вычислениях, записывать проценты в виде десятичной дроби и десятичную дробь в виде процентов, находить проценты от числа, число по его процентам, процентное соотношение, решать различные задачи на проценты, читать, записывать и вычислять углы, измерять и строить углы, строить и читать диаграммы
9.Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей.
Комбинаторные задачи. Дерево возможных вариантов. Достоверные, невозможные и случайные события. Множество. Элемент множества подмножество. Объединение и пересечение множеств. Диаграммы Эйлера.
Основная цель –
10. Повторение Содержание обучения по данной рабочей программе имеет расхождение с авторской программой по предмету. В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. В настоящей рабочей программе изменено соотношение часов на изучение тем, добавлены темы элементов теории вероятностей и статистики (6 часов). Часы вводятся за счёт часов, отведённых на курс математики 5 класса. Это связано с тем, что в федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования 2004 года включен раздел «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей», и новая форма итоговой аттестации по алгебре в 9-х классах содержит задания для контроля знаний учащихся по вероятностно-статистической линии. Для формирования личностных универсальных учебных действий предполагается использовать следующие виды заданий: подведение итогов урока; творческие задания; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильмы; самооценка события; листы достижений, работа с Портфолио.
Для формирования познавательных универсальных учебных действий — следующие виды заданий: «найди отличия», «на что похоже?», поиск лишнего, «лабиринты»; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; работа с дополнительными источниками
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий — следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; «ищу ошибки», контрольный опрос на определенную проблему.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий — следующие виды заданий: составь задание партнеру; групповая работа; «отгадай, о ком говорим» и другие.
Таблица тематического распределения количества часов по темам: № п/п
| Разделы, темы
| Количество часов
| Авторская программа
| Рабочая программа
| . Натуральные числа и шкалы
| 15
| 15+1
|
| Обозначение натуральных чисел
| 3
| 3
|
| Отрезок. Длина отрезка. Треугольник
| 3
| 3
|
| Плоскость. Прямая. Луч.
| 2
| 2
|
| Шкалы и координаты
| 3
| 3
|
| Меньше или больше
| 3
| 3
|
| Контрольная работа №1
| 1
| 1
|
| резерв
|
| 1
| Сложение и вычитание натуральных чисел
| 21
| 21
|
| Сложение натуральных чисел и его свойства
| 5
| 5
|
| Вычитание
| 4
| 4
|
| Контрольная работа №2
| 1
| 1
|
| Числовые и буквенные выражения
| 3
| 3
|
| Буквенная запись свойств сложения и вычитания
| 3
| 3
|
| Уравнение
| 4
| 4
|
| Контрольная работа №3
| 1
| 1
| . Умножение и деление натуральных чисел
| 27
| 27
|
| Умножение натуральных чисел и его свойства
| 5
| 5
|
| Деление.
| 7
| 7
|
| Деление с остатком
| 3
| 3
|
| Контрольная работа №4
| 1
| 1
|
| Упрощение выражений
| 5
| 5
|
| Порядок выполнения действий.
| 3
| 3
|
| Степень числа. Квадрат и куб числа
| 2
| 2
|
| Контрольная работа №5
| 1
| 1
| . Площади и объёмы
| 12
| 12
|
| Формулы
| 2
| 2
|
| Площадь. Формула площади прямоугольника
| 2
| 2
|
| Единицы измерения площадей
| 3
| 3
|
| Прямоугольный параллелепипед
| 1
| 1
|
| Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда
| 3
| 3
|
| Контрольная работа №6
| 1
| 1
| Обыкновенные дроби
| 23
| 23
|
| Окружность и круг
| 2
| 2
|
| Доли. Обыкновенные дроби
| 4
| 4
|
| Сравнение дробей
| 3
| 3
|
| Правильные и неправильные дроби
| 2
| 2
|
| Контрольная работа №7
| 1
| 1
|
| Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
| 3
| 3
|
| Деление и дроби
| 2
| 2
|
| Смешанные числа
| 2
| 2
|
| Сложение и вычитание смешанных чисел
| 3
| 3
|
| Контрольная работа №8
| 1
| 1
| . Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
| 13
| 13
|
| Десятичная запись дробных чисел
| 2
| 2
|
| Сравнение десятичных дробей
| 3
| 3
|
| Сложение и вычитание десятичных дробей
| 5
| 5
|
| Приближённые значения чисел. Округление чисел
| 2
| 2
|
| Контрольная работа №9
| 1
| 1
| . Умножение и деление десятичных дробей
| 26
| 26
|
| Умножение десятичных дробей на натуральные числа.
| 3
| 3
|
| Деление десятичных дробей на натуральные числа.
| 5
| 5
|
| Контрольная работа №10
| 1
| 1
|
| Умножение десятичных дробей
| 5
| 5
|
| Деление на десятичную дробь
| 7
| 7
|
| Среднее арифметическое
| 4
| 4
|
| Контрольная работа №11
| 1
| 1
| . Инструменты для вычислений и измерений
| 17
| 17
|
| Микрокалькулятор
| 2
| 2
|
| Проценты.
| 5
| 5
|
| Контрольная работа №12
| 1
| 1
|
| Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник
| 3
| 3
|
| Измерение углов. Транспортир
| 3
| 3
|
| Круговые диаграммы
| 2
| 2
|
| Контрольная работа №13
| 1
| 1
| Элементы комбинаторики, теории вероятности, статистики
|
| 10
|
| Комбинаторные задачи.
|
| 2
|
| Дерево возможных вариантов.
|
| 2
|
| Достоверные, невозможные и случайные события.
|
| 2
|
| Множество. Элемент множества подмножество.
|
| 2
|
| Объединение и пересечение множеств. Диаграммы Эйлера.
|
| 2
| Повторение.
| 16
| 11
|
| Натуральные числа. Действия с натуральными числами.
| 7
| 1
|
| Буквенные выражения. Преобразование буквенных выражений. Упрощение выражений
|
| 1
|
| Формулы. Площадь. Объём.
|
| 1
|
| Действия с обыкновенными дробями и смешанными числами
|
| 2
|
| Действия над десятичными дробями
|
| 2
|
| Проценты
|
| 2
|
| Итоговая контрольная работа
|
| 1
|
| Анализ итоговой работы
|
| 1
| |
|
|