Главная страница


Интегрированный урок



Скачать 135.99 Kb.
НазваниеИнтегрированный урок
Дата05.04.2016
Размер135.99 Kb.
ТипУрок


МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа»


Тема:




Интегрированный урок


Учитель математики:

Голюшова К.В.

Тема: Квадратные уравнения.

Тип урока: интегрированный урок или урок-путешествие по карте и истории Мордовского края с помощью квадратных уравнений.

Цели урока:

- образовательные: систематизировать знания учащихся по теме «Квадратные уравнения», повторить пройденный материал по истории Мордовии, закрепить материал из курса географии по работе с картами;

- воспитательные: воспитание самостоятельности, сплоченности для работы в коллективе, любви к родному краю;

- развивающие: развитие творческого мышления, внимания.

Ход урока:

С помощью мультимедийного проектора на экран выводится тема урока, затем карта Мордовии.

Класс разделяется на две команды, каждая из которых выполняет предложенные задания.

Учитель: Знаете ли вы в какой широте и долготе находится республика Мордовия? Оказывается вся ее территория располагается только в северной широте и восточной долготе. Как вы знаете, в состав Мордовии входят 22 района. Сегодня мы поговорим о двух из них. Но о каких именно районах пойдет речь, можно узнать только если выполнить задания, а затем по полученным результатам найти эти районы на карте Мордовии.

Задание 1. Решить предложенные уравнения. Полученные ответы сопоставить с широтой и долготой в таблице 2 по следующему принципу: корни полного квадратного уравнения – северная широта, корни неполного квадратного уравнения – восточная долгота. Координаты районов, о которых мы будем сегодня говорить, можно получить, сложив найденные таким образом координаты в столбцах таблицы. Полученные результаты будут соответствовать северной широте и восточной долготе наших районов. По найденным параметрам на карте вы должны найти зашифрованные районы. Чья команда быстрее справиться с заданием, о том районе и будем говорить в первую очередь.

Команда I Команда II

1); 1) ;

2) ; 2) ;

3) ; 3) ;

4) ; 4) ;

5) ; 5) ;

6) ; 6) ;

7) ; 7) ;

8) ; 8) ;

9) ; 9);

10) ; 10) ;

11) . 11) .
Таблица 2

Команда I

Команда II

Корни уравнения

Северная широта

Восточная долгота

Корни уравнения

Северная широта

Восточная долгота

2;3





3





0;-0,5





Нет корней





0





3;-3





Нет корней





3;-4





-2;-4





-1;3





1;-5





0;0,25





2;-2





-1;6





-1;-6





1;7





2





5;1





0;0,5





0;-0,25





4;-1





0






В ходе выполнения задания 1 школьники полагают следующие результаты: команда I – с.ш., в.д. – Ардатовский район, команда II – с.ш., в.д. – Ичалковский район.

Далее следует рассказ учителя о, зашифрованных таким образом, районах республики Мордовия (см. приложения), которая сопровождается наглядными изображениями, воспроизводимыми с помощью мультимедиапроектора, и контролируется соответствующими вопросами.

Был проведен педагогический эксперимент в течение двух лет в 8 классах. В одном классе проводился интегрированный урок по теме «Квадратные уравнения, в другом – обыкновенный урок по этой же теме.

Результаты педагогического эксперимента следующие:

В классе, где был проведен интегрированный урок, наблюдался повышенный интерес учащихся к занятию, задания выполнялись самостоятельно и более быстро, чем в другом классе по той же теме «Квадратные уравнения».

На следующем уроке в обоих классах делался акцент на предыдущий урок. Актуализация знаний проводилась с помощью вопросов:

  1. Какие уравнения называют квадратными?

  2. Какие квадратные уравнения называют неполными?

  3. Как называется уравнение вида ?

  4. В какой широте и долготе находится республика Мордовия?

  5. Сколько районов входит в состав республики Мордовия?

  6. Какой населенный пункт является административным центром Ичалковского района республики Мордовия?

Результаты ответов школьников приведены в таблице 3, из которой нетрудно увидеть, что проведенный накануне интегрированный урок лучше способствовал целостному усвоению учебного материала, привитию интереса к изучаемым предметам, развитию самостоятельности и творческого мышления учащихся.
Таблица 3

Вопросы
Класс

1

2

3

4

5

6

Активность ответов учащихся

8(а)

+

+

+

+

+

+

+

8(б)

+

+

+

-

-

-

-



ПРИЛОЖЕНИЕ А
Исторический и географический материал по Ардатовскому району республики Мордовия, используемый при проведении

интегрированного урока

Ардатовский район образован в 1928 году. Расположен в северо-восточной части республики Мордовия. На севере граничит с Нижегородской областью, на северо-востоке и востоке с Чувашской республикой, на юго-востоке – с Ульяновской областью, на юге и юго-западе – с Атяшевским районом, на западе – с Ичалковским и Большеигнатовским районами.

Площадь данного района – 1192,5 км2.

Население района – 33,6 тысяч человек.

Связь с республиканским центром – г. Саранском – осуществляется по железной дороге через станцию Ардатов и автотранспортом по трассе с твердым покрытием через Атяшево и Чамзинку.

Район расположен на слабопересеченной местности. Пойма реки Алатырь представляет собой равнину. Оврагов на территории мало. Речная сеть незначительна. Протекают в основном три речки: Алатырь, Меня и Малая Сарка – притоки реки Суры, а также ряд мелких речушек. Ширина нынешней р. Алатырь (с вводом в эксплуатацию плотины в поселке Тургенево) достигает 100-150 м., а наибольшая глубина – 12 м. Река течет медленно, имеет широкую (3-4 км) пойму, затопляемую в отдельные годы внешними водами. Правый ее берег почти на всем протяжении обрывистый, а левый пологий.

Ардатовский район относится к зоне широколиственных лесов. Облесенность района неодинакова. Наибольшие лесные массивы расположены в центральной части района. Лесная естественная формация представлена дубом, елью, липой, кленом, осиной, сосной и др. породами. По оврагам и пониженным местам встречается много зарослей кустарника – ивняка, ольхи.

Город Ардатов – центр Ардатовского района. Население 10,1 тыс. чел., преимущественно русские. Расположен на р. Алатырь, в 11 км от железнодорожной станции Ардатов и в 114 км от Саранска, с которым соединен автодорогой.

Основан в XVII веке. В писцовой книге 1624 года упоминается как д. Пичевеле Луньгинского беляка Верхалатырского стана. В периписи 1671 года сведений о деревне нет. Актовые документы показывают, что часть жителей Пичевеле переселилась в деревню Алово (ныне Атяшевского района) и Алтышево (ныне Алатырского района Чувашской республики), а на старом месте была основана другая деревня: в 1671 году она называлась «Ардатовой, что на Алатыре Верхалатырского стана». Название – антропоним: от дохристианского имени мордвина Ардата, который основал это поселение. Жители Ардатова участвовали в повстанческих отрядах в ходе гражданских войн XVII-XVIII веков. После губернской реформы (1775 г.) переведен в разряд городских поселений; в 1779 году передан из Казанской в Симбирскую губернию; с 15 сентября 1780 года, с образованием Симбирского наместничества, Ардатов – уездный город. Ему был пожалован герб, на котором изображались две копны сена на серебряном поле, – в знак его изобилия. Как город Ардатов развивался медленно. Население занималось земледелием, торговлей, мелкими промыслами.

Во время Отечественной войны 1812 года Ардатовский уезд выделил более тысячи ополченцев во главе с полковниками конного полка С. Араповым и пехотного полка И. Филатовым. В числе героев Отечественной войны отмечены уроженцы уезда: братья Бекетовы и Бестужевы, А. Л. Дурасов, Р. Абрамов, П. Л. Ахматов, Л. С. Веденякин, С. П. Муравьев-Быков и др.По «Списку населенных мест Симбирской губернии» (1863 г.), к началу 1860 года в Ардатове насчитывалось 715 домов (5247 человек). В 1913 году в Ардатове было 930 дворов (6873 человека); одна деревянная и четыре каменные церкви, женская гимназия, училища: четырехклассное, женское начальное, кройки и шитья, столярное и земское; земская больница, почтовая станция, городская и земская богадельня.



Ежегодно 18-28 августа проводилась Сергиевская ярмарка. 15 марта 1917 года был создан Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 19 ноября 1917 года была установлена советская власть. 25 февраля 1918 года здесь произошел контрреволюционный мятеж, подавленный с помощью красноармейцев из Симбирска. 1 июля 1918 года образована городская партийная организация. В годы Великой Отечественной войны в Ардатове размещался эвакогоспиталь №3054.

В Ардатове имеются светотехнический, хлебный, маслодельный заводы, райпромкомбинат, межлесхоз, «Ардатовмежрайгаз», предприятия бытового обслуживания, ремонтно-техническое предприятие, строительные организации, типография, автоколонна №1657, медицинское училище, СПТУ (с 1917 года), средние, музыкальные, художественные, спортивные школы, клубные учреждения, библиотеки, в том числе районные, больница, историко-краеведческий музей.

До XIX века Ардатов имел порядковую планировку. Став уездным городом (1804 год), получил регулярный план с прямоугольной системой уличной сети, ориентированный на северо-восток по р. Алатырь. Центр формировался в конце XVIII – начале XIX века: были сооружены Троицкий собор и Никольская церковь (барокко), колокольня, дом причта, часовня (классицизм).




Сохранились каменные здания земской и полицейской управ, казначейства, торговые ряды, жилые дома второй половины XIX века.


Вопросы для контроля:

  1. Пользуясь картой, скажите, с какими районами граничит Ардатовский район?

  2. Какие реки протекают по территории Ардатовского района?

  3. В каком веке основан центр Ардатовского района – Ардатов?

  4. Кто основал поселение, в последствии названное Ардатовом?

  5. Какие предприятия имеются в Ардатове в настоящее время?


Приложение Б
Исторический и географический материал по Ичалковскому району республики Мордовия, используемый при проведении

интегрированного урока
Ичалковский район расположен на северо-востоке респубрики Модовия. Граничит с Большеигнатовским, Ардатоаским, Атяшевским, Чамзинским. Ромодановским районами Мордовии, Починковским районом Нижегородской области.

Ичалковский район образован в 1930 году.

Центр – рабочий поселок Кемля.

Площадь территории района составляет 1265,8 км.

Население 19,1 тысяч человек.

По его территории протекают реки Алатырь, Инсар, Ладка, Кемлятка. Растительный покров представляет собой типичную лесостепь, растут здесь лиственные, хвойные и смешанные леса.

Село Ичалки – центр с администрацией в Ичалковском районе. Население 2790 человек, в основном мордва-эрзя. Расположены на р. Кемлятке в 63 км от Саранска и 6 км от железно-дорожной станции Оброчное.

Соединены автотрассой с рабочим поселком Кемля и Большое Игнатово. Впервые упоминается в 1624 году. В 1648 году земли вокруг Ичалок были пожалованы одному из крупнейших вотчинников России – боярину Б. И. Морозову. В 1707 году Ичалки приписали к Починковской поташной конторе, в 1760 году перевели в разряд государственных сел. В 1773 году жители приняли христианство. По данным «Списка населенных мест Нижегородской губернии» (1859 год), Ичалки – село казенное из 331 двора (3203 человека) Лукояновского уезда. Во второй половине XIX века в Ичалках функционировали три церкви, земская школа и училище, построенные на средства Палаты государственных имуществ. В 1896 году через село прошла железная дорга. 13 ноября 1903 года произошло крупное выступление крестьян. В 1923 году были образованы два сельско-хозяйственных товарищества. В 1929 году образован колхоз «Нацмен». В 1998 году на базе бывшего колхоза организован СХПК «Родина». В современных Ичалках находится сыродельный комбинат «Ичалковский», приемник маслосырзавода, мебельная фабрика и хлебокомбинат, ремонтно-технические предприятия, жилищно-коммунальные службы, библиотека, основные и средние школы, Ичалковский педагогический колледж, Дом торговли.

В центре находится Михаило-Архангельская церковь, в раке которой покоятся мощи святого старца Филарета (Кулакова), проповедавшего на рубеже XIX-XX веков на Красной горе близ Ичалок.

Вопросы для контроля:

  1. Пользуясь картой, скажите, с какими районами граничит Ичалковский район?

  2. Какой поселок является центром Ичалковского района?