Главная страница

Образовательная программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов



НазваниеОбразовательная программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов
страница1/7
Дата29.02.2016
Размер1.37 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района

Александровская основная общеобразовательная школа


Утверждаю

Директор школы ______________

Гоптарева Г.И.

приказ от __________2015 г.

№ ______





Рабочая программа
по___русскому языку ___

(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)

начальное общее 4__________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов __170_____________
Учитель _____Шутюк Ю.А.___________
Программа разработана на основе
Авторской программы начального общего образования по русскому языку к учебнику Т.Г. Рамзаевой. «ВАКО» Москва, 2008 г

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)

х. Александровка
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.

Рабочая образовательная программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009)г, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе авторской программы Т.Г.Рамзаевой

  • Устав школы;

  • Начальная образовательная программа МБОУ Александровской ООШ;

  • Учебный план МБОУ Александровской ООШ на 2015 – 2016 учебный год;

  • Календарный учебный график на 2015-2016 учебный год;

  • Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Александровской ООШ.

  • Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский язык» в 2-ух частях –Т.Г.Рамзаева, 4 класс, 2011г.



Цель учебного предмета «русский язык»: формирование основных понятий курса: части речи, значимые части слова, предложение, словосочетание, речь.

Задачи организации учебной деятельности:

-овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

-усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);

-формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

-обогащение словарного запаса.

- развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, овладение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Компетентностный подход к образованию предполагает такое построение учебно-воспитательного процесса, при котором главной задачей учителя становится педагогическая поддержка ученика: учёт его интересов, поддержка его стремления к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке.

Основная характеристика учебного предмета
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным  литературным образованием и обучением чтению.

Обучение русскому языку в 4 классе основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом  курс русского языка 4 класса представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Основной целью обучения по русскому языку в 4 классе является формирование специальных умений и навыков по разделам программы «Фонетика»«Синтаксис»«Морфология». Большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, отработке навыков безошибочного списывания, письма под диктовку, повышение уровня грамотности, формированию общеучебных, коммуникативных умений на основе методик коллективного способа обучения и навыков различного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), а также развитию познавательных способностей и интересов учащихся, воспитанию гражданских качеств младшего школьника.

Формирование чёткого, достаточно красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения рук, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

 Преобладание работы над письменной речью (её развитие  у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному. Индивидуализации и дифференциации обучения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Результаты освоения предмета «Русский язык»

В результате изучения курса русского языка у учащихся будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Предметные результаты освоения программы «Русский язык»:
Обучающиеся должны знать:

- изученные части речи и их признаки;

- признаки однородных членов предложения.

Обучающиеся должны уметь:

- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов), включающий изученные орфограммы;

- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс:

- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глагола);

- находить в словах изученные орфограммы и обосновывать их написание;

- производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

- пользоваться в речи предложениями с однородными членами;

- определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;

- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль:

- составлять план текста;

- распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;

- выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление в соответствии с правилами культуры общения;

- писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;

- писать сочинение повествовательного характера .
Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык»

Регулятивные универсальные учебные действия

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия

– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

– находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

– осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

– анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

– проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

– понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)

– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

– строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Личностные результаты освоения предмета «Русский язык»

У учащихся будут сформированы: представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Место учебного предмета в учебном плане.

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 4 классе в объеме 170 часов, из них 4 часа в неделю за счет федерального компонента и 1 час -за счет школьного компонента.

Содержание учебного предмета.

Тема 1.Повторение (16 часов)

Слово. Предложение. Текст.

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

Состав слова.

Правописание гласных и согласных в корне слова.

Правописание приставок.

Разделительные ъ и ь.

Части речи.
Тема 2.Однородные члены предложения (12 часов)

Тема 3.Текст (5 часа)
Тема 4. Имя существительное (48 часов)

Склонение имен существительных.

Три склонения имен существительных.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения

Множественное число имен существительных.
Тема 5.Имя прилагательное (33 часов)

Правописание родовых окончаний имен прилагательных (повторение)

Склонение имен прилагательных.

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном.
Тема 6.Местоимение (7 часа)

Понятие о местоимении

Правописание местоимений с предлогами.
Тема 7.Глагол (40 часов)

Изменение глаголов по временам.

Неопределенная форма глагола.

Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение).

I и II спряжение глаголов.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Правописание глаголов в прошедшем времени.
Тема 8.Повторение в конце года (9 часов)

Предложение.

Состав слова. Части речи

Тематическое планирование.

№ п.п.

Наименование разделов и тем

Количество часов на раздел

Контрольные работы

Проектные работы

Дик-тант

Изло-жение

Сочи-нение

Тест.

работы




1.

Повторение

16

1

2










2.

Однородные члены предложения

12

1













3.

Текст

5




1










4.

Имя существительное

48

4

2

1







5.

Имя прилагательное

33

1

4




1




6.

Местоимение

7

1







1




7.

Глагол

40

3

3

2







8.

Повторение в конце года

7

2

1

1

1







Всего

168

13

13

4

3



  1   2   3   4   5   6   7